ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 2229
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ
5. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОМБИНАЦИЯ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ
8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ТИПЫ
9. ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТИПЫ
10.ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ СВОЙСТВ ТОВАРА И СТОИМОСТИ
11. ДЕНЬГИ КАК КАТЕГОРИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. ТЕОРИИ ДЕНЕГ
13.ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА: СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ДЕНЕГ
14. РЫНОК: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ
15. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
П 17. БИРЖА И БАНК - ЗВЕНЬЯ РЫНКА: НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
18. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
20. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА И ЕГО КРИВАЯ. ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
21. ЦЕНА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИИ ЦЕНЫ
22. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
23. ИЗДЕРЖКИ, ИХ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ. ТЕОРИИ ИЗДЕРЖЕК
24. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. РИСК В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
25. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
26. ФИРМА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИИ ФИРМЫ
27. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ НА РЫНКАХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
28. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ
29. КАПИТАЛ: РАЗЛИЧИЕ ТРАКТОВОК И ФУНКЦИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КАПИТАЛА
35. ЭК0Н0МИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, СТРУКТУРА (АПК, ВПК И ДР.)
36. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ
37. МАКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТА НА УРОВНЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
38. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
39. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И МЕТОДЫ ЕГО ИСЧИСЛЕНИЯ
40. НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО: БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД, МЕТОД СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
41. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ, ТЕМПЫ И МОДЕЛИ. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
43. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ГО ГРАФИК. РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
45. ИНВЕСТИЦИИ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ИНВЕСТИЦИЙ
46. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЦИКЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА
48. ТРУД КАК РЕСУРС РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ТЕОРИИ ТРУДА
49. РЫНОК ТРУДА: ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. КРИВЫЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТРУДА
50. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА: ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
51. ДЕНЕЖНАЯ МАССА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ В МОНЕТАРИСТСКОМ И КЕЙНСИАНСКОМ ПОДХОДАХ
52. КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ
53. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
56. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
57. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА
58. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
59. МЕГАЭКОНОМИКА: ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
60. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЭВОЛЮЦИЯ
потребителя достигается только в точке D, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой кривой безразличия II.
Достигнув ее, потребитель теряет стимул к изменениям структуры своих покупок, так как это будет означать потерю полезности.
Вывод: подход к объяснению потребительского поведения с позиций теории кривых безразличия основывается на использовании потребительского бюджета и кривых безразличия.
23.
ИЗДЕРЖКИ, ИХ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И
КЛАССИФИКАЦИЯ. ТЕОРИИ ИЗДЕРЖЕК
В предыдущих вопросах говорилось о том, что издержки — главный фактор, влияющий на объем предложения.
Поэтому, прежде чем принять решение о том, сколько товара произвести, фирма должна проанализировать издержки.
ИЗДЕРЖКИ - ЭТО ОПЛАТА ПРИОБРЕТЕННЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.
Эта бесспорная истина разными экономистами рассматривается с разных позиций и с разными целями.
К. Маркс связывал изучение издержек со стремлением исследовать особенности эксплуатации наемного труда, которые отражены в стоимости, а следовательно, — в издержках.
Чтобы произвести товар, считал Маркс, общество должно затратить как живой труд (необходимый и прибавочный), так и овеществленный, выраженный в стоимости оборудования, сырья, топлива и т. д.
Эти затраты труда образуют стоимость товара, которую он назвал издержками общества.
Денежной выручкой после реализации товара капиталист покрывает затраты на оборудование, сырье, топливо, энергию и оплату необходимого труда. Прибавочный труд он не оплачивает.
Значит, затраты, которые понес капиталист, т. е. его издержки производства, меньше издержек общества (стоимости товара) на величину неоплаченного прибавочного труда. Именно он является источником прибыли. Следовательно, у Маркса прибыль находится за пределами издержек.
Кроме издержек производства Маркс выделял издержки обращения, т. е. затраты, связанные с процессом реализации товара (см. вопрос 16).
В образовании стоимости товара принимают участие не все издержки обращения, а лишь та их часть, которая является производительной, т. е. представляет собой продолжение процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка и т. п.).
Следовательно, у Маркса не все издержки являются ценообразующими.
В отличие от К. Маркса современные западные экономисты рассматривают издержки с точки зрения хозяйственника.
Они полагают, что предприниматель от всех без исключения издержек ждет доход. На этом основании они включают в издержки прибыль предпринимателя, оценивая ее как плату за риск.
В их теории издержки производства, включающие в себя нормальную среднюю прибыль, называются экономическими, или вмененными, издержками.
В отличие от них Маркс считал, что сумма издержек производства (С + V) вместе с прибылью (Р) образует цену производства.
В зарубежной литературе существует сложная классификация издержек.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЛИЯНИЯ НА НИХ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА издержки делятся на постоянные и переменные.
Постоянные издержки (fixed cost — FQ — это те, которые не зависят от объема производства.
К ним относятся отчисления на амортизацию зданий и сооружений, рентные платежи, административно-управленческие расходы и т. д. Эти затраты должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия.
Переменные издержки (variable cost — VQ — это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, материалы, заработную плату и т. п. По мере роста объема производства они возрастают.
Деление издержек на постоянные и переменные условно и зависит от периода, за который проводится анализ. Так, для длительного периода все издержки являются переменными, ибо за большой срок все оборудование может быть заменено (куплен новый или продан старый завод и т. п.).
Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые, или общие, издержки {total cost — ТС).
Валовые, переменные и постоянные издержки можно представить графически (рис. 10).
к |
|
|
|
|
|
А\/ Постоянные |
|
1 1 /i |
, у\ издержки |
||
|
|
I Валовые |
|
l^^^^^f |
, |
! издержки |
|
|
|
|
; Переменные |
|
j издержки |
||
>*| 1 t 1 1 I |
\ ■ 1 |
|
Издержки
900
600
300
100
13 6 9 Объем производства
Рис. 10
ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НА ПРОИЗВОДСТВО ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ используются категории средних общих (average total cost — АТС), средних постоянных (average fixed cost — AFC) и средних переменных издержек (average variable cost — AVC).
Средние издержки важны для определения прибыльности фирмы: если цена равна средним издержкам, то фирма имеет нулевой эффект, прибыль отсутствует.
Если цена меньше средних издержек, то фирма несет убытки и может обанкротиться.
Если цена больше средних издержек, то фирма имеет прибыль в размере этой разницы.
Средние общие издержки равны частному от деления общих на количество произведенной продукции:
АТС = —. Q
Средние постоянные издержки определяются делением общих постоянных издержек на количество произведенной продукции:
AFC = —. Q
Средние переменные издержки образуются делением общих переменных издержек на количество произведенной продукции:
TVC
AVC =
Q
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕТОДА ОЦЕНКИ ЗАТРАТ различают бухгалтерские и альтернативные издержки.
Бухгалтерские издержки — это фактический расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.
Но одни и те же ресурсы можно использовать в различных альтернативных целях. Поэтому имеются затраты упущенных возможностей, или альтернативные издержки. Например, организуя производство холодильников, предприниматель упускает возможность производить автомобили и выгоды, с этим связанные.
Альтернативные издержки — это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных способов использования ресурсов.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ издержки делятся на внешние и внутренние (явные и неявные).
Внешние издержки — это денежные затраты фирмы на приобретение сырья, оборудования, транспорта, энергии «со стороны», т. е. поставщиков, не входящих в состав предприятия.
Внутренние издержки — это неоплаченные издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс.
Например, часть выращенного урожая зерна фирма использует на засев своих земельных площадей. Такое зерно фирма использует для своих внутренних нужд и его не оплачивает.
С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛИТЬ МАКСИМАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ, на который может пойти фирма, рассчитывают предельные издержки.
Предельные издержки (marginal cost — МС) — это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска:
Они важны для определения стратегии фирмы. Поскольку постоянные издержки неизменны, то предельные издержки равны приросту переменных издержек, т. е. сырья, рабочей силы и т. д.
24. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. РИСК В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Истоки предпринимательства уходят вглубь веков. Однако необходимым атрибутом рынка оно стало в период развития капитализма.
А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли.
В российском законодательстве предпринимательство трактуется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.
Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. Все они, вместе взятые, являются ПРИЗНАКАМИ предпринимательства.
В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.
СУБЪЕКТАМИ предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство.
ОБЪЕКТАМИ предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.
В зависимости от содержания деятельности различают следующие ВИДЫ предпринимательства.
Производственное предпринимательство — это такое, в котором осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства — основная.
Коммерческое предпринимательство состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции. Прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Если эти операции производятся в рамках закона, то они не считаются спекулятивными. Финансовое предпринимательство — разновидность коммерческого. Объектом купли-продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги.
Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.
Страховое предпринимательство — это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Как видно, все виды предпринимательства направлены на получение дохода. Но для этого необходимо научиться комбинировать ограниченные ресурсы.
Осуществление разных комбинаций ресурсов — необходимое звено деятельности предпринимателя.
Они, по мнению Шумпетера, охватывают пять направлений.
-
Изготовление нового блага или создание нового качества старого блага.
-
Внедрение нового метода производства.
-
Освоение нового рынка сбыта.
-
Получение нового источника сырья или полуфабриката.
5. Проведение
необходимой реорганизации производства.
На
каждом новом отрезке времени могут
появляться новые
комбинации.
Это качество предпринимательства заметил Ж.Б. Сей, который дополнил формулировку, данную А. Смитом, определив предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства.
Предпринимательская деятельность не связана с какой-то одной формой собственности: частной, коллективной или общественной. Возможны ее разные варианты и сочетания. Это значит, что для того, чтобы заниматься предпринимательством, вовсе не обязательно быть полным собственником применяемого капитала. Можно использовать заемный, чужой капитал. Однако заемный капитал подлежит возврату с определенной долей прибыли. Поэтому при его использовании степень экономического риска предпринимателя возрастает.
Риск, как отмечалось, — один из основных признаков предпринимательства. РИСК — это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом.
Различают несколько видов риска: производственный, коммерческий, финансовый, кредитный и процентный.
Существует мнение, что допустимый уровень риска обратно пропорционален количеству лиц, участвующих в этой деятельности.
Как правило, риск страхуется в учреждениях, занимающихся страховым предпринимательством.
Риск можно измерить разными методами:
-
статистическим, при котором изучают статистику потерь в прошлом и делают прогноз на будущее;
-
экспертным, при котором изучается мнение специалистов и опытных бизнесменов;
-
расчетно-аналитическим, базирующимся на математических приемах.
Предпринимательство невозможно без новаторства. В связи с этим выделяют две МОДЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: классическую и инновационную.