Файл: Экономическая теория.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 2089

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ

3. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОСТЫЕ МОМЕНТЫ ПРОЦЕССА ТРУДА, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ И ЕГО ДВИЖЕНИЕ

4. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ. ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ И БЕЗГРАНИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ

5. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОМБИНАЦИЯ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

7. СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ЗАКОНЫ. МЕТОДЫ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ТИПЫ

9. ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТИПЫ

10.ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ СВОЙСТВ ТОВАРА И СТОИМОСТИ

11. ДЕНЬГИ КАК КАТЕГОРИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. ТЕОРИИ ДЕНЕГ

12.ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

13.ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА: СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ДЕНЕГ

14. РЫНОК: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ

15. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

П 17. БИРЖА И БАНК - ЗВЕНЬЯ РЫНКА: НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

18. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

19. МИКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. СПРОС НА ТОВАР И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ: ЗАКОН СПРОСА, КРИВАЯ СПРОСА, ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

20. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА И ЕГО КРИВАЯ. ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

21. ЦЕНА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИИ ЦЕНЫ

22. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

23. ИЗДЕРЖКИ, ИХ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ. ТЕОРИИ ИЗДЕРЖЕК

24. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. РИСК В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

25. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

26. ФИРМА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИИ ФИРМЫ

27. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ НА РЫНКАХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

28. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ

29. КАПИТАЛ: РАЗЛИЧИЕ ТРАКТОВОК И ФУНКЦИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КАПИТАЛА

35. ЭК0Н0МИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, СТРУКТУРА (АПК, ВПК И ДР.)

36. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ

37. МАКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТА НА УРОВНЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

38. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

39. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И МЕТОДЫ ЕГО ИСЧИСЛЕНИЯ

40. НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО: БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД, МЕТОД СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

41. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ, ТЕМПЫ И МОДЕЛИ. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

43. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ГО ГРАФИК. РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

44. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ. ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ И СБЕРЕЖЕНИЮ

45. ИНВЕСТИЦИИ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ИНВЕСТИЦИЙ

46. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЦИКЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

48. ТРУД КАК РЕСУРС РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ТЕОРИИ ТРУДА

49. РЫНОК ТРУДА: ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. КРИВЫЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТРУДА

РЫНОК ТРУДА - ЭТО СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, НОРМ И ИНСТИТУТОВ, ОБЕСПЕ­ЧИВАЮЩИХ ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДА.

50. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА: ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

51. ДЕНЕЖНАЯ МАССА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ В МОНЕТАРИСТСКОМ И КЕЙНСИАНСКОМ ПОДХОДАХ

52. КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ

53. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Ценные бумаги, поступающие на биржу, проходят процедуру листинга, которая предполагает их отбор и допущение к торгам. Ценные бумаги, не внесенные в листинг, продаются на «уличном» рынке. 55. ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ

56. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

57. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА

58. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

59. МЕГАЭКОНОМИКА: ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

60. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЭВОЛЮЦИЯ

Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не анти­циклическим, а проциклическим.

ВТОРАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИ­РОВАТЬСЯ НЕ ЕЖЕГОДНО, А В ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА. Например, в стране — экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает рас­ходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Воз­никшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

Вывод: бюджет сбалансируется не за один год, а в период цикла.

ТРЕТЬЯ КОНЦЕПЦИЯ: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а эконо­мики. Главное для правительства — поддерживать макроэкономи­ческую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - ЭТО СУММА НАКОПЛЕН­НЫХ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ БЮДЖЕТ­НЫХ ДЕФИЦИТОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ИМЕВШИХСЯ В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ САЛЬДО БЮДЖЕТА.

Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внешний государственный долг — это долг иностранным госу­дарствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и переклады­вает груз долга на последующие поколения.

Внутренний долг — это задолженность правительства данной страны ее гражданам.

Наличие государственного долга имеет реальные НЕГАТИ В НЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

  1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентои населению увеличивает неравенство в доходах разных социаль­ных групп, поскольку значительная часть государственных оби м тельств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населс ния. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

  2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по jосу дарственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства.

  3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когдм правительство вынуждено брать займы на рынке канигилои для уплаты процентов по государственному долгу, так как :»то of» стоятельство приводит к сокращению капиталовложений нмутрм страны.

  4. 4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой актив­ности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.

57. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА

Основным источником доходов государства являются налоги.


НАЛОГ - ЭТО ИЗЪЯТИЕ В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА ЗА­РАНЕЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ И УСТАНОВЛЕННОЙ В ЗАКО­НОДАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ЧАСТИ ДОХОДА ХОЗЯЙСТВУ­ЮЩЕГО СУБЪЕКТА.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - ЭТО СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ИСТОЧНИКОВ ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАР­СТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая тео­рия ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к на­стоящему времени сложились ДВЕ КРУПНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, ока­занной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предпола­гает зависимость налога от размера получаемого дохода.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов.

ВСЕОБЩНОСТЬ, т. е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы.

СТАБИЛЬНОСТЬ, т. е. устойчивость видов налогов и нало­говых ставок во времени.

РАВНОНАПРЯЖЕННОСТЬ, т. е. взимание налогов по иден­тичным для всех налогоплательщиков ставкам.

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ, т. е. принудительность налога, неиз­бежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, т. е. установление ни лотовых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздей­ствие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Налоговая система базируется на законодательных актах го­сударства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:

СУБЪЕКТ НАЛОГА, или налогоплательщик, т. е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо.

ОБЪЕКТ НАЛОГА, т. е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т. д.).

ИСТОЧНИК НАЛОГА — это, независимо от объекта налого­обложения, чистый доход общества.

СТАВКА НАЛОГА — это важный элемент налога, определя­ющий величину налога на единицу обложения (скажем, с одной сотки земли, с одной тысячи рублей и т. д.). Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых на­логов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка — это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

Налоговые льготы — это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юри­дических лиц в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик.

Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номиналI. ной.


Поэтому по признаку соотношения между ставкой налога и до­ходом налоги делятся на:

  • прогрессивные, при которых средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;

  • регрессивные, при которых средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

  • пропорциональные, при которых средняя ставка остается ней t менной, независимо от размеров дохода.

По механизму формирования налоги делятся на две осипни up группы: прямые и косвенные.

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т. е. в конечном итоге переклады­ваются на потребителей продукции.

К прямым налогам относятся:

  • подоходный с населения;

  • на прибыль корпорации;

  • на прирост капитала;

  • с наследства и дарений;

  • поимущественный налог.

К косвенным налогам относятся:

  • налог с оборота;

  • на добавленную стоимость (НДС);

  • на отдельные виды товаров (акцизы);

  • таможенные пошлины.

Таковы общемировые стандарты. Налоговые реформы Рос­сии приблизили ее систему налогообложения к международным нормам.

Налоги в России разделены на три группы: федеральные, рес­публиканские и местные.

Федеральные налоги устанавливаются парламентом и в обяза­тельном порядке взимаются на всей территории России.

Республиканские налоги тоже общеобязательны. При этом сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в бюд­жет республики и в бюджет города или района, где расположен налогоплательщик.

Местные налоги лишь частично являются общеобязательны­ми. Часть налогов может устанавливаться по решению местных властей.

Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким), — предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства — с их снижением. Главный вопрос в том, как то и другое влияет на экономику.

Последователи Дж. Кейнса ориентированы на «экономику спроса». Они считают, что высокий уровень налога снижает по­купательную способность общества, т. е. совокупный спрос. Зна­чит, цены снижаются, инфляция затухает. Напротив, сокращение налогов способствует росту совокупного спроса, уиеличсмию цен и ускорению темпа инфляции.

Сторонники «экономики предложении» убеждены в противоположном: они считают, что высокие налоги унсличипиют издержки предпринимателей, которые перекладываются на по требителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию Они — за снижение налогов.

Однозначного ответа на вопрос о том, кто из них прав, эконо мическая наука пока не нашла. Но сделана попытка установить связь между ставкой налога и деловой активностью. Американский профессор А. Лаффер (сторонник теории предложения) доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки нало­гов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, при­нятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая смо­жет поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже. Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название КРИ­ВАЯ ЛАФФЕРА (рис. 26).



Ставки

налога, %

100 'I

50

и Rq Rx Налоговые поступлеш

Рис. 26

Если налоговая ставка равна нулю (точка 0), то государе!по ничего не получит. Если налоговая ставка г, — 100%, то никто не будет заинтересован работать и государство тоже ничего не полу­чит. При какой-то ставке (скажем, г0 = 50%) сумма, взимаемая государством в виде подоходного налога, достигнет максимума (точка М). Попытки повысить налоговые ставки приведут к снижению R (точка N).

Кривая Лаффера не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступления налогов максимальные.

58. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Главным звеном в социальной деятельности государства является политика формирования доходов населения.

ДОХОД - ЭТО СУММА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧА­ЕМЫХ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ И ПРЕДНАЗНАЧАЕМЫХ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ БЛАГ И УСЛУГ НА ЦЕЛИ ЛИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

ОСНОВНЫМИ ФАКТОРАМИ, оказывающими влияние на величину дохода, являются: заработная плата, динамика рознич­ных цен, степень насыщенности рынка товарами и др.

ИСТОЧНИКАМИ денежных доходов служат; заработная пла­та, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), соци­альные выплаты — трансферты (пенсии, пособия по безработице и т. п.). Значимость каждого из этих источников для различных социальных групп различна: для одних главным является зара­ботная плата и трансфертные платежи (для лиц наемного труда), для других — доход от собственности.

Согласно данным, в России значительно увеличились доходы от собственности, составив 45% личных доходов; на долю зара­ботной платы пришлось лишь 55%. Эти цифры свидетельствуют о ненормальной ситуации в социальной среде. Для сравнения: в США структура личных доходов составляет соответственно 25 и 75%.

При общих для всех принципах формирования доходов сохра­няются и постоянно воспроизводятся условия неравенства получа­емых доходов. Так, в России в 1995 г. средний уровень доходов 10% наиболее обеспеченной группы населения в 13,4 раза превышал средние доходы 10% наименее обеспеченных.


Для измерения неравенства в распределении доходов исполь­зуется КРИВАЯ ЛОРЕНЦА (рис. 27).


Процент дохода

100

"Процент населения




Рис. 27

По горизонтали указаны процентные группы населения, а по вертикали — проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы существовало абсолютное равенство, то 20% населения полу­чали бы 20% всего дохода общества, 30% населения — 30% всего дохода, 40% населения — 40% дохода и т. д. Появилась бы линия ОА, которая означала бы абсолютное равенство в распределении доходов. В жизни распределение осуществляется иначе. Например, 10% населения получают 50% всех доходов, 50% населения — 20% и т, д. В этой ситуации на графике возникает кривая ОСА, которая называется кривой Лоренца. Чем дальше эта кривая от прямой ОА, тем больше различие в доходах членов общества. Степень дифференциации дохода определяется с помощью коэффициен­та Джини. Чем больше величина этого показателя, тем больше отклонение фактического распределения доходов от идеально­го равенства. Рассчитывается он путем деления площади ОСА на площадь треугольника ОАВ.

ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОХОДОВ используются показатели номинального и реального дохода.

Номинальный доход характеризуется количеством полученных денег, реальный — количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги. Чем выше цены, тем ниже реальный доход и наоборот. Реальный доход измеряется с помощью индекса цен. Для определения индекса цен вводится понятие потребитеш, ской корзины, т. е. совокупной цены товаров и услуг определен ного набора (см. вопрос 39).

Индекс цен получают путем соотношения цены потргбитглы'ьои корзины в данном периоде с аналогичной корзиной в байтом nvfunuhr

Выделяют рациональную и минимальную потребительские корзи­ны. Долю населения, чьи доходы меньше стоимости минимальной корзины, определяют как живущих за чертой бедности.

Доля населения, находящаяся за чертой бедности, является важнейшим показателем УРОВНЯ ЖИЗНИ.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ - ЭТО УРОВЕНЬ ПО­ТРЕБЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ (ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРОДУКТАМИ, ПРО­ДУКТАМИ ПИТАНИЯ, ЖИЛИЩЕМ И Т. П.).

Более сложным показателем является показатель КАЧЕСТВА ЖИЗНИ. Он включает в себя помимо уровня жизни такие пока­затели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.

Оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и в пространстве: тот уровень, который 30-40 лет назад считался высоким, сегодня может быть отнесен к черте бедности, а тот уровень, который считается высоким для одних стран, неприем­лем для других и т. д.

Социальные меры государства несколько смягчают то нера­венство доходов, которое возникает на уровне первичного ры­ночного распределения. В экономической теории существует два подхода по отношению к социальным программам государства: «социальный» и «рыночный». Первый определяет, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволя­ющие ему опуститься ниже черты бедности. При этом помощь должна быть оказана только тем, кто в ней нуждается, и должна быть под силу государственному бюджету, иначе она превратит­ся в инфляционный фактор и ухудшит положение малоимущих. Второй подход основан на том, что задача государства — не до­ходы гарантировать, а создать условия для повышения доходов каждому члену общества. Первый подход опирается на принцип социальной справедливости, второй — на экономическую раци­ональность. Возможно сочетание обоих принципов.