Файл: UP_Kulturologia_Istoria_mirovoy_kultury_-_20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2020

Просмотров: 1124

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Красноярск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

При этом культуре присуща собственная внутренняя динамика, движущие силы которой не совпадают прямо ни с материальным производст­вом, ни с каким-либо иным видом социальной деятельности, хотя и находят проявление в них. Существуя в практически действенной форме событий и процессов, культура раскрывает свое содержание через систему норм, цен­ностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в морали, науке, религии, в различных областях художественного творчества. Эти сферы культуры и будут рассмотрены в следующих главах.

1.3. Составные части культуры

1.4. Типология культур

1.5. Функции культуры

1.6. Религия как область духовной культуры

1.7. Основное содержание искусства

1.8. Функции искусства

1.9. Виды искусства

1.10. Стили и направления европейского искусства

1.12. Роль природы в становлении культуры

1.13. Биологическое и социальное в человеке

2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

6. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

а) проблема безопасности продукции;

б) проблема равенства возможностей потребления гражданами;

в) проблема соответствия характеристик продукции ее назначению;

г) проблема отношений между бизнесом и государством;

д) проблема моральных норм в рекламе.


6. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ


Аналогия (метод) – вывод о наличии определенных признаков на основании фиксации сходства существующего в некоторых других признаках.

Антисциентизм – концепция, утверждающая ограниченные воз­можности науки в решении коренных проблем бытия, в крайних формах, оценивающая науку как силу, враждебную человеку.

Антропология – область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы сущест­вования человека в природной и искусственной среде.

Грехпоступок человека вопреки воле, порядку и на­мерениям бога.

Дедукция (дедуктивный метод)метод познания от общего к частному.

Добродетельпостоянная направленность воли человека на то, что с точки зрения морали есть добро, в свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью.

Долг – рационально осмысленная, высокая нравственная обязанность, ставшая внутриличностным источ­ником подчинения воли человека задачам дос­тижения определенных моральных ценностей.

Идеализацияметод мысленного конструирования т. н. идеаль­ных объектов, которые не существуют в дейст­вительности (например, плоскость, линия, точ­ка).

Императивыповеления морали, моральные нормы, обязатель­ные для выполнения.

Индукция (индуктивный метод) – метод познания от частного к общему.

Информационное общество концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использо­вание научно-технической информации.

Китч – украшательство, показная пышность и культ ве­щей в «обществе потребления».

Конструктивизмнаправление в искусстве 20-х годов ХХ века, вы­двинувшее программу перестройки всей художе­ственной культуры общества и искусства, ориен­тируясь не на образность, а на функциональную, конструктивную целесообразность форм.

Логический (метод)воспроизведение истории объекта в главном, основном, исключая случайные события и факты.

Ментальность (менталитет) – определенный образ мыслей, совокупность духовных установок и ценностных ориентиров, присущих индивиду или общественной группе.

Монотеизм (единобожие) – религиозные представления и учения о едином боге (в противоположность политеизму – много­божию).

Мораль – особая система ценностей, норм, понятий, обла­дающая всепроникающей способностью и регу­лирующая отношения между людьми в обществе с точки зрения противоположности добра и зла.

Моральные идеалыпредставление о нравственно должном, жела­тельном, которое может существовать в реально­сти, либо быть целью морального развития.

Моральные принципы – наиболее общие требования морали, определяющие содержание моральных норм (например? принцип гуманизма, коллективизма и т. д.).

Моральные чувства эмоционально-психологические элементы морального сознания (стыд за неверный поступок, чувство морального удовлетворения и т. д.).


Моральный выборестественная ситуация в жизни человека, пред­полагающая наличие различных возможностей, вариантов поведения, в соответствии с различ­ными моральными ценностями.

Моральный конфликтситуация морального выбора, в которой пред- почтение одной возможности поведения и вы­полнения тем самым одной моральной нормы ведет к невыполнению, нарушению другой мо­ральной нормы, которой соответствовал другой вариант поведения.

Наблюдение – целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования.

Наука – сфера исследовательской деятельности, направ­ленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Научно-техническая революция – коренные, качественные изменения, происходящие в системе «наука – техника», при ведущей роли науки, превращающейся в непосредствен­ную производительную силу.

Основополагающие понятия нравственности – фундаментальные категории морали, наличествующие на протяжении всего ее исторического развития; основными из них являются категории добра и зла как понятия положительного и отри­цательного для существования общества, отно­шений между людьми.

Профессиональная – совокупность специфических моральных норм, мораль обусловленных особенностями определенной сферы жизнедеятельности человека.

Религия (от латинского relegio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование бога; чувство связанности, зависимости долженствования по отношению к тай­ной силе, дающей опору и достойной поклоне­ния.

Священное (сакральное) – таинственная покоряющая сила, вызывающая в человеке чувство ужаса и страха, но которая од­новременно восхищает его и делает счастливым.

Семиотика – наука о знаках и знаковых системах, знаковом I (использующем знаки) поведении и знаковой коммуникации.

Система – ограниченное множество элементов, находящих­ся в устойчивых взаимосвязях и образующих определенную целостность, единство.

Совесть – личностный саморегулятор поведения, единство рационального осознания и чувственного пере­живания в психике человека.

Сравнениеметод сопоставления объектов с целью выявле­ния сходства или различия между ними.

Сциентизмконцепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в духовной жиз­ни общества.

Теизм – религиозное учение, признающее существование личного бога, трансцендентного миру, сотво­рившего мир и по своей воле управляющего им.

Теория – форма достоверного знания о некоторой пред­метной области, объясняющая и предсказываю­щая функционирование и развитие относящихся к данной области объектов.

Технологический детерминизм – концепция, согласно которой технические средства производства и технологические знания представляют решающий фактор, определяющий все стороны общественной жизни.


Трансцендентныйвыходящий за границы возможного опыта, ле­жащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания.

Формализацияметод изучения некоторых областей знания с помощью искусственных языков.

Ценностная ориентация – система ценностей, усвоенных в процессе социализации индивида, которыми человек руково­дствуется при совершении поступков.

Цивилизация1) синоним культуры; 2) уровень, ступень обще­ственного развития материальной и духовной культуры (античная ц., современная ц.); 3) ступень общественного развития следующая за варварством; 4) целостность материальной и ду­ховной жизни людей в определенных простран­ственных и временных границах.

Эклектика (в искусстве) – неоднородность художественных признаков, проявляющаяся в одном либо в ряде связанных между собой произведений искусства.

Экспериментметод исследования объекта, в котором экспери­ментатор активно воздействует на объект, созда­ет искусственные условия, необходимые для вы­явления определенных свойств.

Эстетиканаука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического (имеющее отношение к чувственному воспри­ятию) в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизней и об­щении людей.





















СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Альбанезе М. Величие кхмерской цивилизации. – М., 2003.

  2. Альбанезе М. Древняя Индия от возникновения до ХIII в. – М., 2003.

  3. Багдасарьян В.Э. Символы, знаки, эмблемы. – М., 2003.

  4. Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. Эллинская культура. – Минск, 2002.

  5. Бенедиктов Н.А. Русские святыни. – М., 2003.

  6. Березовая Л.Г. Введение в историю русской культуры. – М., 2001.

  7. Березовая Л.Г. Введение в историю русской культуры. Учебное пособие. – М., 2002.

  8. Борзова А.А. История мировой культуры. – СПб., 2001.

  9. Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – Смоленск, 2002.

  10. Викторов В.В. Культурология. – М., 2002.

  11. Волков С.С. История культуры Санкт-Петербурга. С основания до наших дней. – М., 2003.

  12. Галин С.А. Отечественная культура ХХ в. – М., 2003.

  13. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. – М., 2001.

  14. Герасимова М.П. Киотский альбом. История, культура, традиции. – М., 2002.

  15. Гиро П. Быт и нравы древних римлян. – Смоленск, 2002.

  16. Голоса индийского средневековья / Под ред. И.Д. Серебрякова. – М., 2002.

  17. Гольц Г.А. Культура и экономика России за три века. – Новосибирск, 2002.

  18. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2003.

  19. Данилова И.Е. и др. Чтения по истории и теории культуры. – М., 1987.

  20. Делюсин Л.П. Китай: Полвека – две эпохи. – М., 2001.

  21. Дмитриева Е.Е. Жизнь усадебного мира: утраченный и обретенный рай. – М., 2003.

  22. Дурасов В.В. Дуэльный кодекс. – М., 2002.

  23. Ершова Г.Г. Майя: уйти, чтобы вернуться. – М., 2000.

  24. Жариков В.М. Культурология. – М., 2003.

  25. Жидков В.С. и др. Культурная политика России. – М., 2001.

  26. Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре ХVIII-ХХ вв. Словарь. – СПб., 2003.

  27. Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. – М., 2001.

  28. История мировой культуры / Под ред. Т.В. Драча. – Ростов-на-Дону, 2002.

  29. История русской культуры IХ-ХХ вв. / Под ред. Кошман Н.Н. – М., 2003.

  30. Калюхсная А.Д. Петром основанный прекраснейший сей град … - СПб., 2003.

  31. Карсавин Л.П. Юность Европы. Культура средних веков. – М., 2003.

  32. Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт ХVIIIIХ вв. – М., 2002.

  33. Клибанов А.И. Духовная культура Средневековой Руси. – М., 1996.

  34. Ковалев А.С. Лучшие рефераты по культурологии. – Ростов-на-Дону, 2002.

  35. Кон И.С. Мужское тело в истории культуры. – М., 2003.

  36. Кононенко Б.И. Культура. Цивилизация. Россия. – М., 2003.

  37. Кононенко Б.И. Культурология. Большой толковый словарь. – М., 2003.

  38. Коростовцев М.А. Египет: Писун Древнего Египта. – СПб., 2001.

  39. Кравцова М.М. История культуры Китая. – СПб., 2003.

  40. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2003.

  41. Культура и культурология. Словарь / Сост. А.И. Кравченко. – М., 2003.

  42. Культурология / Под ред. С.А. Хмелевской. – М., 2002.

  43. Культурология / Под ред. Т.В. Драча. – Ростов-на-Дону, 2003.

  44. Культурология ХХ в. Энциклопедия в 2 т. / Сост. С.Я. Левит. – СПб., 1998.

  45. Культурология. Краткий тематический словарь / Под ред. Г.Д. Драча. – Ростов-на-Дону, 2001.

  46. Культурология. Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Фортунатова. – М., 2003.

  47. Культуролого-экономический словарь / Сост. Р.П. Трофимова. – М., 2003.

  48. Кутырев В.А. Культура и технология: Борьба миров. – М., 2001.

  49. Левяш И.Я. Культурология. – М., 2004.

  50. Лисаковский Р.Г. Художественная культура. Термины, понятия, значения. Словарь-справочник.

  51. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 2002.

  52. Малюга Ю.Я. Культурология. – М., 2003.

  53. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М., 2003.

  54. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. – М., 2003.

  55. Морэ А. Цари и боги Египта. – М., 2002.

  56. Мудрость китайского быта / Сост. В.В. Малявин. – М., 2003.

  57. Мюллер Л. Понять Россию: Историко-культурные исследования. – М., 2000.

  58. Нестерова О.А. Задачи по курсу культурологии. – М., 2000.

  59. Нестерова О.А. История и теория мировой культуры. Задачи, тесты, упражнения. – М., 2000.

  60. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. – М., 2000.

  61. Оганесян А.А. Курс лекций. Культурология в схемах. – М., 2001.

  62. Оганов А.А. Теория культуры. – М., 2001.

  63. Оден Т.К. После модернизма. Что впереди ?. – Минск, 2003.

  64. Основы теории художественной культуры / Под ред. Мосолова Л.Л. – СПб., 2001.

  65. Павлова С.В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) лицей. – СПб., 2002.

  66. Пайман А. История русского символизма. – М., 2002.

  67. Пархоменко И.Т. История мировой и отечественной культуры. – М., 2002.

  68. Пархоменко И.Т. Культурология. Вопросы и ответы. – Воронеж, 2001.

  69. Петрухинцев Н.Н. 20 лекций по истории мировой культуры. – М., 2002.

  70. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М., 2002.

  71. Рассоха И.Н. Язычество народов Европы. – Харьков, 2002.

  72. Рашкофф Д. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. – М., 2003.

  73. Розин В.М. Введение в культурологию. – М., 2001.

  74. Розин В.М. Культурология. – М., 2003.

  75. Русские обычаи, предания, обряды и суеверия / Сост. А.В. Копылова. – М., 2003.

  76. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000.

  77. Самыгин С.И. Культурология. – Ростов-на-Дону, 2001.

  78. Сапронов П.А. Курс лекций по истории и теории культуры. – СПб., 2001.

  79. Сендерович С.Я. Георгий Победоносец в русской культуре. – М., 2002.

  80. Серафимов Б.Б. Кресты: Формы, награды, символы. – СПб., 2003.

  81. Силичев Д.А. Конспект лекций. Культурология. – М., 2003.

  82. Скарпари М. Китайская цивилизация от неолита до эпохи Тан. – М., 2003.

  83. Сульяно К. Санкт-Петербург. Достопримечательности и история. – М., 2003.

  84. Толмачева Е.Г. Копты: Египет без фараонов. – М., 2003.

  85. Трофимова Р.П. История русской культурологии. – М., 2003.

  86. Тураев Б.А, Египет: бог Тот. – СПб., 2002.

  87. Уокер Дж. Национальная галерея Вашингтона. – М., 2002.

  88. Хадсон К. Влиятельные музеи. – Новосибирск, 2001.

  89. Хоруженко К.М. Культурология. – М., 2003.

  90. Хоруженко К.М. Мировая художественная культура. Тесты. – М., 2000.

  91. Храмы и монастыри Москвы / Сост. Ю.В. Крестников. – М., 2001.

  92. Хроника мировой культуры / Сост. С.В. Стахорский. – М., 2001.

  93. Чегодаева М.А. Соцреализм. Мифы и реальность. – М., 2003.

  94. Черная Л.А. Культурология. Основы теории. – М., 2003.

  95. Чудинов В.А. Загадки славянской письменности. – М., 2002.

  96. Шанин Ю.В. Олимпия. История античного атлетизма. – СПб., 2001.

  97. Шейко В.Н. и др. История художественной культуры. Первобытность и Древний мир. – Харьков, 1998.

  98. Шейко В.Н. История художественной культуры. Западная Европа ХIХ –ХХ вв. – Харьков, 2001.

  99. Шендрик А.И. Теория культуры. – М., 2002.

  100. Шишова Н.В. и др. Культурология. Ростов-на-Дону, 2002.

  101. Шор Ю.М. Культура как переживание. – СПб., 2003.

  102. Шпенглер О. Закат Европы. В 2-х т. – М., 2003.

  103. Штайн В. Хроника мировых цивилизаций. – В 2 т. – М., 2003.

  104. Яковкина Н.И. История русской культуры ХIХ в. – СПб., 2002.