ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2020
Просмотров: 1117
Скачиваний: 6
Культурное и биологическое резко
сталкивается в человеке в особых
экстремальных условиях. Именно тогда
возникает вопрос, чем определяется
поведение человека – его физиологией
или его социокультурным началом.
З.
Фрейд однажды сказал: «Давайте попробуем
поставить некоторое количество самых
разных людей в одинаковые условия
голода. С возрастанием голода все
индивидуальные различия сотрутся и
вместо них появится однообразное
выражение неукротимого побуждения». С
Фрейдом не согласился известный
психотерапевт Виктор Франкл, прошедший
через четыре немецких концлагеря,
который утверждал, что в условиях
концлагеря люди становятся более
различными. Голод для всех один и тот
же, но люди ведут себя по-разному. Таким
образом, даже в очень тяжелых условиях
люди способны подниматься над требованиями
организма, не просто переживать свое
состояние голода или животного страха,
а сознательно, по-человечески отнестись
к нему. Само это отношение выявляет в
человеке – человека, а не воющее от
внутреннего дискомфорта животное.
Биологическое и культурное в человеке составляют сложное единство. Даже внешность – проявление синтеза этих двух начал. Любой человек – представитель определенного пола. Пол задан биологически, определяет желания и влечения. При этом пол трансформируется в особую культуру, характер одежды, тип поведения, особый этикет, функции, которые мужчина и женщина выполняют в общественной жизни. Возраст – тоже биологическая характеристика, также находит выражение в детской субкультуре, молодежной субкультуре и т.п. Внутренние органы человека вызывают к жизни огромную пищевую индустрию, порождают медицинскую промышленность, наконец. Индивидуальная внешность человека может стать предметом эстетизации в искусстве.
-
Мораль как феномен культуры
Одной из важнейших составляющих культуры является мораль – особая система ценностей, норм, понятий, регулирующих отношения между людьми. Понятие морали формулируется в римской культуре – от слова mos, означающею нрав, характер, обычай, поведение, закон, предписание и даже мода, покрой одежды. Прилагательное moralis (относящийся к характеру, обычаям), от которого позднее, в IV веке н.э. образуется термин moralitas (мораль). Тем не менее возникновение морали относится к гораздо более древним временам – эпохе родо-племенного строя. В результате появления первых общественных различий внутри племени, усложнения, расчленения деятельности, складывания новых форм общественного сознания в рамках единого ранее первобытного мышления изменяется и система регуляции отношений между людьми. Постепенно, вычленяясь из ранних способов регуляции – ритуалов, обычаев, запретов-табу – возникают новые требования и понятия.
Первоначальный круг слов, имевших моральное значение, узок – это понятия польза и вред (прототипы появившихся позднее понятий добро и зло), равенство, свое и чужое, дружба. Первые нравственные понятия многозначны, нравственные отношения носят чувственно-конкретный характер, передаются в совместных действиях. Впоследствии поведение индивида начинает определять внутренний и внешний нравственный контроль, требуя, чтобы поступки и их результаты соответствовали принятым образцам и чтобы они не вызывали осуждения со стороны других членов общества. Фактически зарождение и формирование основ нравственной жизни людей, простых правил общения, чувство общности, взаимоподдержки стало одним из важнейших достижений духовной культуры первобытно-общинного строя.
Мораль первобытного строя носит крайне ограниченный характер, распространяется только на членов рода, объединенных кровным родством. Чужие ассоциируются с враждебным и опасным и тем самым олицетворяют злое начало. Первобытный человек не выделяет себя из мира природы и поэтому олицетворяет ее с силами добра и зла, переносит на нее моральные оценки. Вообще, его мышление ориентировано на внешний мир, при оценке моральности своего поведения он апеллирует к внешним силам – традициям, духам предков, и даже муки совести рассматриваются как преследования внешних сил(так, в древнегреческой философии утверждается о том, что человека, совершившего проступок, преследуют существа, олицетворяющие возмездие – эринии).
С развитием общества происходит и развитие нравственного сознания. В рабовладельческой морали появляется осознание того, что нравственные отношения распространяются на всех людей, независимо от их принадлежности к роду(хотя сохраняется настороженное отношение к чужакам). Основным понятием в морали становится понятие добродетели, морального качества, которым должен обладать свободный гражданин – мужество, мудрость, умеренность, храбрость, верность городу-государству, уважение к старшим. Нравственное совершенство и уравновешенность духа считается наивысшей свободой, которую может достичь человек.
Тем не менее значительная часть общества была поставлена вне общепринятых норм морали – рабы, «говорящие орудия», не считавшиеся людьми. В нравственном сознании существовала оценка раба как лентяя, плута, вора, опасного бунтаря; у них поощрялись такие качества, как покорность, услужливость, преданность хозяевам. Наличие рабства, бесчеловечное отношение к рабам в конечном счете оказывало деморализующее влияние на общество.
Кризис экономики и власти в эпоху упадка Римской империи нашел свое отражение в морали. Неуверенность в завтрашнем дне, произвол властей, приращение благосостояния бесчестными средствами – все это обусловило отказ от традиционных гражданских добродетелей, господство таких настроений, как эгоистический индивидуализм, у одной части общества, и социальное иждивенчество, у другой. Христианство появляется как надежда, как моральный эталон, попытка возврата к временам, когда царили идеи равенства, хотя эти идеи и соседствуют в нем с идеями покорности, всепрощения, непротивления злу насилием. Таким образом, в нем выразился лишь пассивный протест против аморализма современного тем временам общества.
Христианская религия детерминировала особенности новой морали – морали феодального общества. Уравнивая всех верующих независимо от их имущественного положения перед Богом и нравственными заповедями Священного писания, она проповедовала такие добродетели, как набожность, смирение, щедрость; освящала такой порядок моральных отношений, когда их участники уподоблялись «старшим» и «младшим», «отцам» и «детям» (крестьяне ~ «дети» сеньора, король – «отец» всех своих подданных, все люди «дети» Бога как верховного «отца»): младшие должны почитать старших и беспрекословно их слушаться, старшие должны заботится о младших, покровительствовать им. Представляя собой иерархию сословий, феодальное общество утверждает равенство в морали – но только для членов своего сословия, неравная мера воздаяния и неравная степень моральной ответственности согласно статусу индивида являются исходной позицией морального сознания. Так, крестьянство, как наиболее низко стоящее сословие, считалось и наименее «дееспособным», нуждавшимся в руководстве и покровительстве своих сеньоров. В свою очередь, на нижестоящие сословия не распространялись те моральные ценности, которыми феодалы руководствовались в общении с равными себе – честь, доблесть, воинская слава, гостеприимство, верность слову. Так, в сферу рыцарской морали не входили взаимоотношения с крестьянами, ростовщиками, купцами.
Христианство оказало влияние и на особое место в моральном сознании такой ценности, как богатство, благосостояние. Ориентация исключительно на достижение богатства считается постыдной, богатство необходимо постольку, поскольку оно должно обеспечивать возможность соблюдения сословного статуса индивида, обеспечения принятого уровня и образа жизни.
Изменение общественного строя в ходе революций 17-18 веков в европейских странах обусловило и изменение морали. Мораль феодального общества сменила буржуазная мораль.
Ее внедрению способствовала реформация католической церкви, утверждая, в числе прочего, самостоятельность личности, значение личных усилий в процессе достижения благополучия – и земного, и небесного. Новая мораль и ее нормы открыли широкие возможности для частнособственнической инициативы, провозглашали равенство всех людей, независимо от их рождения, принадлежности к социальной группе. Появляется идея о том, что свободное саморазвитие человека приведет его к счастью и моральному совершенству. Одним из главных моральных принципов становится индивидуализм. Формируется новое представление об идеальной моральной личности: она должна обладать такими добродетелями, как предприимчивость, бережливость, расчетливость, уважительно относиться к собственности. Утверждаются новые представления о моральных требованиях честности и долга. Они получают «экономическую» окраску, означая как следование христианским моральным нормам, так и неуклонное выполнение своих деловых и денежных обязательств. Изменяется и моральная ориентация на богатство – из средства поддержания статуса, оно превращается в одну из главных жизненных целей. В моральном сознании идеи личного достоинства и обладания собственностью становятся неразделимы.
Новая мораль не всегда соответствовала лозунгам свободы, равенства и братства, под которыми проходили буржуазные революции. Она складывалась в ходе преодоления хищничества и аморализма в период первоначального накопления капитала. Противоречие между провозглашаемыми добродетелями и реальными нравами было отражено во многих произведениях художественной литературы 19-го столетия, в которых показывалась как пагубность абсолютной ориентации на накопительство и его последствий – скупости, лицемерия, зависти, так и разрушительное воздействие на потенциал личности нищеты и бесправия.
Мораль многолика и исторически изменчива, так как на каждом этапе социально-исторического развития человечества ей приходилось решать разные по содержанию задачи. Вместе с тем мораль обладает целостностью, устойчивостью, последовательностью в развитии – всем тем, что позволяет говорить о ней как об особом, качественно своеобразным и едином явлении общественной жизни.
Сущность морали. Прежде чем сложилось современное понимание морали, происходило постепенное накопление содержания этого понятия. Сократ, например, видел сущность морали в том, что она является знанием о поведении людей, а ее функционирование как обучение людей добродетелям. Аристотель и Гоббс рассматривали мораль как инструмент сохранения порядка в обществе. Религиозные мыслители видели в морали божий дар, данный людям для понимания добра и зла. Утилитаристы считали мораль средством достижения пользы. Экзистенциалисты сводили сущность морали к ее способности обеспечить человеку личное самовыражение. Такое разнообразие в понимании сущности морали объясняется сложностью и многофункциональностью этого феномена общественной жизни.
Особенностью морали является то, что она не ограничивается какой-то одной сферой человеческой деятельности, она обладает всепроникающей способностью, регулируя отношения между людьми в любой сфере. Одно и тоже действие может оцениваться как моральное или внеморальное, в зависимости от того, выражается ли в нем отношение человека к принятой в обществе системе ценностей. Общеизвестный пример: казалось бы, морально-нейтральное действие – прыжок купальщика в воду – может оцениваться как моральный поступок, если он совершается для того, чтобы спасти тонущего человека.
Такая сфера общественной жизни, как экономика, также подчиняется законам и нормам морали. Экономические законы функционируют в обществе и реализуются через деятельность людей, которые в процессе принятия решений руководствуются не только чисто экономическими, но и моральными требованиями. Например, такое экономическое событие огромного масштаба для нашей страны, как принятие государственного бюджета, содержит в себе моральный компонент, ибо при составлении последнего руководствуются понятием общественного блага.
Нравственность позволяет человеку эффективно ориентироваться в общественной жизни, особом мире человеческой культуры – в мире социальных ценностей. Она регулирует поведение людей через систему ориентацией, норм, запретов, оценок, идеалов. Моральная оценка не только выражает предпочтение определенной нормы поведения, но также повелевает действовать в соответствии с ней.
Повеления морали (императивы) поддерживаются особыми психологическими механизмами, специфически нравственными способами регулирования поведения – совестью и долгом.
Совесть один из наиболее личностных регуляторов поведения, благодаря ей человек осознает свою нравственную ответственность перед самим собой и перед другими людьми. Человеческая жизнь настолько разнообразна, что невозможно дать моральные рецепты, некий моральный алгоритм на все случаи жизни, для каждой ситуации, и совесть является моральным саморегулятором поведения в любой момент, особенно там, где внешний контроль – контроль общественного мнения – затруднен или отсутствует. Совесть представляет собой единство рационального осознания и чувственного переживания в психике человека, это живой механизм самооценки человека. Она наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности, выступает в форме глубоких эмоциональных переживаний личности – угрызения совести вызывают чувство моральной виновности, непреодолимого несогласия с собой. Руководствуясь ею человек судит свои поступки от собственного, а не от чужого имени.
Долг – концентрированное выражение разумно осмысленной обязанности, ответственности за свое поведение перед обществом и самим собой. Это высокая нравственная обязанность, ставшая внугриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения или сохранения тех или иных моральных ценностей. Он предполагает осознанный выбор человеком той или иной мировоззренческой системы, той или иной совокупности норм – в этом отношении долг тесно связан с идеалом. Это неформальное, неосознанное следование какому-либо авторитету, слепое исполнение чужой воли. Долг, как рациональный механизм самосознания, тесно связан с волевыми побуждениями, с совестью, внутренними ориентациями, устремлениями личности. У нравственно развитой личности долг находится в гармонии с совестью. Следование долгу дисциплинирует нравственную жизнь личности, но не сводится к принуждению, как это было сформулировано И.Кантом, который считал моральным только то поведение, в котором человек принуждает себя к исполнению долга, а не действует по склонности.
Специфическая сущность морали раскрывается во взаимодействии ее исторически сформировавшихся функций. Обычно выделяется несколько основных функций морали: отражательная, регулятивная, ценностно-ориентационная, информационно-коммуникативная, интегративная и воспитательная (или функция формирования социального объекта). Сущность отражательной функции заключается в том, что мораль как специфическая форма общественного сознания, отражает общественное бытие, а также особенности существующих на данном этапе других форм общественного сознания. Развитие практики экономических отношений порождает необходимость нововведений в нравственную жизнь людей с тем, чтобы охватить воздействием новые виды и формы деятельности. Мораль отражает благополучие или неблагополучие состояния дел в обществе. Одновременно в ней выражаются чаяния людей, их стремления и надежды. Это означает, что мораль в состоянии отражать события с опережением, формирующиеся в ней идеалы оказывают влияние на все другие ее компоненты. При этом она становится средством повышения активности людей, направленной на преобразование действительности.
Учитывая то, что в обществе имеются социальные классы и слои с различающимися целями и устремлениями, нельзя упускать из виду возможного своеобразия их нравственных представлений.
Важнейшей для морали является регулятивная функция. Ее реализация становится возможной благодаря тому, что в морали имеется нормативное содержание: нормы, принципы и идеалы, которые предписывают людям действовать определенным образом. Кроме того, эта функция реализуется благодаря всему ее нормативному содержанию, заключенному в представлениях о добре и зле, долге, справедливости, чести, достоинстве и т.д. Все требования морали выполняют особую роль в деле регуляции поведения людей. Воздействие морали обеспечивается, с одной стороны, посредством сложного механизма самопринуждения (в отличие от других норм, в частности, юридических, моральные нормы, моральные ценности являются достоянием внутреннего мира человека, и он поступает согласно моральным требованиям часто без рационального обоснования, просто «по совести», потому, что не может поступить иначе), с другой стороны – посредством принуждения общественным мнением поступать в соответствии с бытующими представлениями общества или общности. Выполнение регулятивной функции обеспечивается не только с помощью относительно жестких моральных требований, которые в строгой форме регламентируют поведение людей, но и с помощью рекомендательных моделей, примеров, оценок, в которых выражается желательное для общества поведение индивидов.