Файл: UP_Kulturologia_Istoria_mirovoy_kultury_-_20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2020

Просмотров: 1122

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Красноярск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

При этом культуре присуща собственная внутренняя динамика, движущие силы которой не совпадают прямо ни с материальным производст­вом, ни с каким-либо иным видом социальной деятельности, хотя и находят проявление в них. Существуя в практически действенной форме событий и процессов, культура раскрывает свое содержание через систему норм, цен­ностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в морали, науке, религии, в различных областях художественного творчества. Эти сферы культуры и будут рассмотрены в следующих главах.

1.3. Составные части культуры

1.4. Типология культур

1.5. Функции культуры

1.6. Религия как область духовной культуры

1.7. Основное содержание искусства

1.8. Функции искусства

1.9. Виды искусства

1.10. Стили и направления европейского искусства

1.12. Роль природы в становлении культуры

1.13. Биологическое и социальное в человеке

2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

6. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Культура как общественно-историческое явление, представляющее субъективно-объективные отношения личности и общества, обусловленные конкретными социально-историческими условиями, общечеловеческими, национальными, классовыми и сугубо индивидуальными ценностями, вы­полняет определенные функции:

во-первых, она выражает субъективно-личностную сторону деятельности общественного человека во всех сферах жизни, начиная с трудо­вой, материальной, и кончая высоким искусством, наукой и т. д.;

во-вторых, заключает в себе способы и нормы социальной организации и регулирования процессов жизнедеятельности, выполняемых, глав­ным образом, определенными общественными структурами: государством, партиями, различными организациями и т.д.;

в-третьих, она выполняет важную социальную функцию трансляции опыта, знаний, определенных результатов человеческой деятельности и пе­редачи этого исторического опыта от поколения к поколению;

в-четвертых, представляет собой постоянное рождение нового в различных видах творчества, включающегося затем в исторический процесс и создающего в конечном счете гот элемент новизны, благодаря которому и происходит постоянное обогащение и развитие мировой культурной тради­ции.

Будучи необходимым условием существования всякого общества, культура придает своеобразие каждому его периоду, оставаясь при этом и всеобщим достоянием. С одной стороны, культура – это компонент, состав­ная часть, условие всей системы жизнедеятельности человека и общества в целом, а с другой стороны, это – процесс, результат, а также непременная предпосылка всякого эффективного производства.

При этом культуре присуща собственная внутренняя динамика, движущие силы которой не совпадают прямо ни с материальным производст­вом, ни с каким-либо иным видом социальной деятельности, хотя и находят проявление в них. Существуя в практически действенной форме событий и процессов, культура раскрывает свое содержание через систему норм, цен­ностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в морали, науке, религии, в различных областях художественного творчества. Эти сферы культуры и будут рассмотрены в следующих главах.



1.3. Составные части культуры


1. Способы человеческого действия: культура есть, прежде всего, совокупность приемов орудования, оперирования предметами.

2. Способы человеческого общения: для всего, что человек делает в своей жизни, существуют определенные способы, которые человек усваивает в процессе воспитания и образования, и которые становятся стереотипами поведения. У разных народов в разные эпохи они могут существенно различаться. В странах Азии отрыжку после еды рассматривают не как нарушение правил приличия, а как знак благодарности гостя за достойное угощение, как показатель довольства и сытости. Масаи (африканские племена), демонстрируя свое расположение и дружбу к кому-либо, обязательно плюнут на того, кто вызвал эти чувства. Европеец же использует плевок для демонстрации крайней степени презрения. Эти отличия проявляются во всем, начиная от устройства колыбели и кончая религиозными ритуалами.


3. Все созданные людьми предметы. Наряду со специально созданными человеком предметами сюда же входит и вся очеловеченная природа. Этот мир называют материальной культурой.

4. Духовные ценности: принятые в обществе представления о добре, истине, справедливости. В этих представлениях как в фокусе сходятся все лучи культурного человеческого бытия.


1.4. Типология культур


Типология позволяет классифицировать культуры, свести их к определенным типам. В типе культуры фиксируются признаки, свойства, принципы.

Хозяйственно-культурный подход к типологии культур позволяет отделить культуры одну от другой, в зависимости от формы организации хозяйственной деятельности. В этом заключается его суть. Такой подход позволяет отделить, например, оседлые, земледельческие культуры от кочевых, скотоводческих. Но оказалось, что земледельческие культуры могут иметь между собой не меньше различий, чем существует между земледельческими и скотоводческими культурами.

Этнолингвистический подход основан на различии культур в зависимости от принадлежности к тому или иному этносу и языковых различиях. Таким относом могут быть племя, народность или нация. По этому признаку можно выделить, например, романские, англосаксонские, славянские, арабские народы. Различия между ними проявляются в этническом самосознании, правах, традициях. Но данный подход также не является универсальным – по мере развития народов одного этнолингвистического типа культуры этих народов начинают дифференцироваться.

Существует подход к типологии культур, который основан на теории общественно-экономических формаций, разработанной в рамках марксизма. Здесь выделяются такие типы культур, как: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и т.д. Сама культура рассматривается в данном подходе не как самостоятельное явление, а как отражение процессов, происходящих в производственной сфере и прежде всего – отражение процесса смены форм собственности. Возникает, таким образом, простая и понятная типология культур. Ее недостаток связан с тем, что он, как любая упрощенная типология, не может охватить всей сложности мира культуры.

Существует подход к типологии культур, который основан на теории идеальных типов. Ее особенность заключается в том, что тип культуры рассматривается здесь не как реально существующий, а как идеальная абстракция, не имеющая аналогов в действительности. Примером классификации культур, основанной на теории идеальных типов может служить классификация К. Ясперса. Он делил культуру на три типа: 1) культура осевых народов (Китай, Индия, Персия, Иудея, Греция); 2) культура народов, не затронутых «осевым временем» (Египет, Вавилон); 3) культуры народов, чье развитие пошло в сторону от «осевого времени» (культура африканских племен).


Таким образом, типология культур может осуществляться по разным основаниям и любой из подходов может быть использован в зависимости от целей и задач, стоящих перед исследованием.


1.5. Функции культуры


Культура выполняет в обществе большое количество функций, она изначально полифункциональна. Тем не менее, можно выделить несколько основных ее функций:

1. Ценностно-нормативная функция. Она связана с сохранением и передачей другим поколениям норм поведения, духовных ценностей, обычаев, с помощью которых осуществляется самоопределение человека, общественной группы, всего общества. Данная функция связана с сохранением преемственности в культурном развитии и имеет определенную репрессивную направленность, что обеспечивает целостность, устойчивость социума при его временном действии с другими.

2. Организационно-регулятивная функция. Она нацелена на поддержание равновесия в обществе. Для этого создаются специальные организационные элементы культуры, к которым относятся: биосоциальные объединения (семья, род, племя, половозрастные союзы) и социально-политические объединения (государство, политические и профессиональные союзы).

3. Коммуникативно-информационная функция. Перед любым обществом рано или поздно встает проблема сохранения, передачи от поколения к поколению больших объемов информации. Эта проблема решается с помощью символизации, когда человек все чаще имеет дело не с конкретным объектом, а с его символом. В итоге обмен и передача информации происходит посредством знака. Важнейшим средством реализации данной функции является язык.

4. Функция социализации. Социализация связана с процессом усвоения человеком определенной суммы знаний, умений, которые позволяют ему приобрести общественный статус и выполнить в обществе свои функции. Социализация осуществляется в процессе образования и воспитания. Это синтезирующая функция культуры, в ней в сжатой форме содержатся все другие функции.

Таким образом, функции культуры многообразны, тесно переплетены между собой, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга, что обеспечивает развитие культуры. Разные ученые-культурологи считают основными разные функции. Французский культуролог Дюркгейм считал основной функцию коммуникации, немецкий культуролог Вебер – ценностно-нормативную.


1.6. Религия как область духовной культуры


В древних культурах природа представлялась человеку как живая действующая сила, подобная ему самому. Человек вступал в отношения с нею с помощью культов. Культы должны были помочь повлиять на природные силы, смягчить их.

Культ – это не только преклонение перед кем- или чем-либо, но и совокупность обрядов, совершающихся для воздействия на сверхъестественные силы. В древних культурах получили распространение культы животных, растений, предков, родовых богов.


Древняя культура африканских племен, бушменов, например, включала в себя промысловый культ, т.к. основным занятием этого народа была охота. С молитвой об удаче бушмен обращался к Луне: «О, Луна! Там в высоте! Помоги мне завтра убить антилопу и наполнить мясом мой желудок. О, Луна! Там в высоте! Помоги мне завтра, когда я буду рыться в земле, найти муравьев и поесть». Эта отчаянная молитва свидетельствует, какую жестокую борьбу за существование вел человек, чтобы выжить.

Тотем – животное, растение, которому поклонялся род, носящий его имя. Это животное или растение запрещалось использовать в пищу и считалось, что душа умершего воплощается в тотемное животное или растение. У некоторых африканских племен существует культ змей, в связи с чем они содержат храмы змей, где особые жрецы ухаживают за змеями. В Индии почитается корова, в Египте – крокодил.

Фетиш – неодушевленный предмет, который наделен сверхъестественной силой и служит объектом религиозного поклонения. Фетишем может оказаться любой предмет, чем-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы или кусок дерева. Существует обычай истязания фетишей для побуждения их к действию: прося о чем-либо фетиш, в него могут, например, вбивать гвозди, т.к. считается, что так фетиш лучше запомнит просьбу и выполнит ее.

Усложнение религиозной жизни породило общественное сословие, которое взяло на себя роль посредника между богами и человеком – жрецов. Жрецы выполняли магические обряды для воздействия на природу (у земледельческих народов вызывали дождь) или военные обряды (принесение жертв богам войны). Кроме того, жрецы участвовали в судебных разбирательствах. У африканских племен, например, в ходе судебного разбирательства применяется яд, который дают обвиняемому. Если он не умирает, то признается правым, а составление и дозировка яда находятся в ведении жреца, что делает суды, таким образом, орудием власти в руках жрецов.

Другой формой древних культов был культ предков. У многих африканских племен господствует убеждение, что боги создали землю, поселили на ней людей, а затем перестали вмешиваться в ход событий: незачем поэтому беспокоить их просьбами, лучше обратиться к предкам. Когда-то умерший предок обожествлялся и становился объектом поклонения («Щур» - у древних славян).

Анимизм – представление древних о том, что любая вещь имеет свой дух. Мир, таким образом, населен многочисленными духами, от которых зависит успех в делах человека. Канадские эскимосы, например, и по сей день запасаются духами-помощниками. Причем поскольку свободных духов нет, то приходится ждать, когда умрет шаман или покупать их (сегодня – 150 долларов).

У ирокезов (американских индейцев) одушевляются четыре стихии: земля, огонь, вода и ветер. Каждая из стихий связана с какой-либо стороной света (земля – север, огонь – восток, ветер – юг, вода – запад). На земле рисовали четыре направления и получался крест, на концах которого изображались олицетворения стихий – человекоподобные фигуры. Таким образом получался крест с загнутыми под прямым углом концами – свастика. Свастика, как символ плодородия, часто встречается в орнаментах древних культур.


Анимизм сосуществовал с аниматизмом – верой в существование некой безличной силы, от которой зависит и природа, и человек.

Библия как памятник мировой культуры

Существует три мировых религии. Каждая имеет свои священные источники: для буддизма – Типитака, ислама – Коран, христианства – Библия. Библию называют Священным Писанием, она представляет собой собрание древних текстов, канонизированных в иудейской религии и в христианстве. Древнейшая часть Библии называется Ветхим Заветом. Он состоит из пяти книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Это называется Пятикнижие, которое признается христианством и иудаизмом – «Тора» (следующая часть Библии – Новый Завет признается только христианами). Экземпляр Пятикнижия был обнаружен в 621 г. до Рождества Христова во время ремонта храма в Иерусалиме. В Ветхом Завете формулируются 10 заповедей (декалог).

Эти заповеди возвестил Бог правителю иудеев Моисею на третьем месяце их путешествия по пустыне на горе Синай. Заповеди стали условием союза народа с Богом и Его покровительства евреям.

Первая заповедь утверждает монотеизм (единобожие, в противовес политеизму – многобожию): «Я – Ягве, твой Бог. Пусть не будет у тебя других богов перед Моим лицом».

Вторая заповедь направлена против идолопоклонства: «Не сотвори себе кумира».

Третья заповедь – о коллективной ответственности евреев за грех одного.

Четвертая заповедь: «Не произноси имени Ягве, Бога твоего, напрасно».

Пятая заповедь – о субботе.

Шестая заповедь: «Почитай своего отца и свою мать».

Седьмая заповедь: «Не убий».

Восьмая заповедь: «Не прелюбодействуй».

Девятая заповедь: «Не кради».

Десятая заповедь: «Не произноси против своего ближнего ложного свидетельства»

Отдельная заповедь: «Не завидуй». К этим основным заповедям примыкали дополнительные – «Возлюби ближнего своего» и др.

После заповедей в Ветхом Завете излагаются законы, ставшие основой уголовного и гражданского права еврейского народа. Один из таких законов утверждает принцип талиона («око за око»).

Для христиан Новый Завет важнее Ветхого Завета. В Новый Завет входят четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна). Это повествования о земной жизни Иисуса, о его проповедях, мученической смерти и Воскресении. Эти книги написаны людьми, но по внушению Святого Духа.

В Новом Завете содержится Нагорная проповедь Христа, в которой сформулированы нравственные заповеди христиан:

Первая заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф., № 3). «Нищие духом» - люди, осознающие свое несовершенство, не допускающие мысли, что они лучше или святее других.

Начиная со второй заповеди Иисус корректирует и поясняет ветхозаветные заповеди.

Вторая заповедь: «Недопустимо не только убийство, но и оскорбление» (в Ветхом Завете – «не убий»).