Файл: UP_Kulturologia_Istoria_mirovoy_kultury_-_20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2020

Просмотров: 1125

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Красноярск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

При этом культуре присуща собственная внутренняя динамика, движущие силы которой не совпадают прямо ни с материальным производст­вом, ни с каким-либо иным видом социальной деятельности, хотя и находят проявление в них. Существуя в практически действенной форме событий и процессов, культура раскрывает свое содержание через систему норм, цен­ностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в морали, науке, религии, в различных областях художественного творчества. Эти сферы культуры и будут рассмотрены в следующих главах.

1.3. Составные части культуры

1.4. Типология культур

1.5. Функции культуры

1.6. Религия как область духовной культуры

1.7. Основное содержание искусства

1.8. Функции искусства

1.9. Виды искусства

1.10. Стили и направления европейского искусства

1.12. Роль природы в становлении культуры

1.13. Биологическое и социальное в человеке

2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

6. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Третья заповедь: «Не противься злому. Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (в Ветхом Завете – «око за око»). Нельзя воспринимать данную заповедь упрощенно. Л. Толстой считал эту заповедь ключевой в христианстве. Ведь «око за око» - этот принцип не решает проблему: зло рождает зло. Лишь добро в ответ на зло может исправить ситуацию. Иисус, таким образом, призывает не провоцировать зло и не становиться его участником.

Четвертая заповедь отвечает ветхозаветной «Возлюби ближнего своего». Какая заслуга, говорит Иисус, любить любящих нас. Это не требует от нас усилий. Но полюбить врага, простить его – это значит изменить свое отношение к миру. Следуя этой заповеди, человек поднимается над ситуацией и сохраняет свободу в своих поступках. Благодарить врагов человек должен за то, что они позволили ему понять, какой он есть на самом деле. Не имея врагов, не пройдя испытаний, человек не сможет понять, что он из себя представляет.

Заповеди Иисуса в Новом Завете придали, таким образом, новый смысл заповедям Моисея из Ветхого Завета. Христианство вышло за рамки иудейской религии и обратилось ко всему миру.

В конце Евангелия Иисус посылает апостолов к людям для проповеди.


1.7. Основное содержание искусства


Человеческая культура породила разнообразные способы освоения мира. Одним из них является искусство.

Какова цель искусства? В рисунках, танцах, литературе, скульптуре, театре человек воплощает свое ценностное отношение к миру, выражает собственные впечатления и эмоции. Искусство человекоцентрично, оно создает ту реальность, в которой человек может увидеть себя и через собственный облик постичь и оценить всю Вселенную. Эту реальность человек создает без помощи рационального мышления. У искусства свои инструменты: эмоции и образы. Искусство – ценностное, эмоционально-образное моделирование человеческой реальности, которое вырабатывает свои специальные средства – поэтическое слово, мелодию, графический рисунок, пластику человеческого тела – для того, чтобы иметь возможность удвоить мир человеческих чувств и получить новый опыт, который невозможно получить в обыденной жизни.

Искусство украшает жизнь, делает ее более возвышенной, дает надежду. «Утешительную» роль искусства подчеркивал Ф. Ницше, полагавший, что истина, открываемая рациональным знанием, так ужасна, бесчеловечна, что выдерживать ее без искусства нельзя. «В осознании истины человек видит теперь лишь ужас и нелепость бытия и его тошнит от этого. Но приближается спасающая волшебница – искусство. Оно одно способно обратить эти вызывающие отвращение мысли о нелепости существования в представления, с которыми еще можно жить».

Единицей искусства является художественный образ. От научного понятия он отличается тем, что дан непосредственно чувству, переживается, а не мыслится. Это не значит, конечно, что в художественном образе отсутствует мысль, но она в нем проступает через краски картины, формы скульптуры, ритм мелодии. Искусство не указывает пальцем на сущность (как наука), а действует по принципу «догадайся сам», демонстрирует не внутреннюю суть событий, а его красочное многозвучное явление. Художественный образ условен, он не тождественен самой реальности и в этом смысле подобен игре. Искусство «играет в жизнь», конструирует выдуманную действительность, но производимое ею воздействие совершенно реально, глубоко проникает в душу, порой может радикально ее изменить. Развитый человек понимает иллюзорность, «ненастоящесть» кинозрелища, но при всем сознании условности он испытывает истинную печаль от трагедии или искреннюю радость от хорошей комедии.


Талантливо созданные художественные образы обладают неповторимыми чертами живых существ. Можно говорить об их самодвижении, когда герои произведения как бы перестают слушаться автора и проявляют свою волю. Художественные персонажи, как и реальные люди, открыты для различных толкований и порой диаметрально противоположного понимания. Художественный образ всегда многозначен, недосказан и предлагает читателю, зрителю самому продолжить творческую работу. Многозначность художественного образа особенно заметна в экранизациях литературных произведений, когда идеи автора, характер образа изменяются с точностью «до наоборот».

Искусство создает свою модель мира и не может быть заменено ни наукой, ни религией, ни обычной игрой. Какую роль оно выполняет?


1.8. Функции искусства


1. Ценностно-эстетическая функция. Искусство учит людей видеть все предметы и явления мира с точки зрения красоты. Оно обращает внимание на форму, отмечает совершенство линий, красок, звуков, движений. Приобщение к искусству формирует художественный вкус, т.е. умение отличать гармоничное от дисгармоничного, совершенное от несовершенного. Красота превращается в ценность для человека, и через нее человек начинает воспринимать и другие ценности культуры, например, этические. Стихи, живопись, музыка ориентируют на такое переживание мира, в котором красота оказывается неотторжима от добра, привлекательность – от идей гуманности – «красота спасет мир». Мир красоты, радующий глаз и сердце, не может быть подвергнут разграблению и разрушению, он как бы вырастает из того вечного идеального бытия, которое противостоит порче и смерти.

2. Функция творчества и самовыражения. Искусство доказывает, что человек – творец своей сути. Тот, кто когда-либо пробовал сочинять музыку, писать стихи, знает, что даже короткая сопричастность искусству раскрывает в человеке какие-то тайные, неведомые ему глубины. Искусство раскрепощает творческие силы, которые во многих людях дремлют, убаюканные зубрежкой в школе, повседневными заботами жизни. Человек может и не быть Пушкиным или Моцартом, но он может создавать из слов и звуков, красок и движений свой художественный мир и выразить то, что до сих пор не находило выхода, воплотить в своем произведении собственное видение мира. И счастье, когда это удается. Искусство дает возможность человеку объективировать себя, создать свою индивидуализированную действительность.

3. Гедонистическая, развлекательная функция. Гедонизм – стремление к удовольствию. Искусство развлекает людей. Существует точка зрения, согласно которой искусству должна быть обязательно присуще интеллектуальная глубина и эстетическая частота, а развлечение здесь совсем ни при чем, это несолидно. Видимо, сторонники этой точки зрения неправы. «Конфетная жизнь» развлекательного искусства помогает людям выдержать суровость реальной жизни, дает счастливую передышку от поисков средств к существованию, дарит усладу для души. Существуют целые жанры, ориентированные только на развлечение и в этом нет ничего плохого.


4. Компенсаторная функция. Возможны ситуации, когда человек, погружаясь в мир искусства, не испытывает желания возвращаться назад, к той реальности, которая содержит трудности и проблемы. В этой ситуации срабатывает компенсаторная функция искусства. Искусство компенсирует, восполняет недостаток впечатлений, чувств, мыслей, приятных переживаний. Человек сознательно старается не видеть, не слышать, не чувствовать того, как со всех сторон на него напирает несовершенный мир, далеко не всегда живущий «по законам красоты». Искусство никому не может заменить жизни, но оно способно восполнить ее проблемы и возродить угасающий интерес к действительности, защитить от разочарований.

5. Коммуникативная функция. Искусство – это не только способ самовыражения, но и способ общения. Другие люди всегда присутствуют в творчестве как адресаты художественного послания. То, что невозможно передать другим людям с помощью речи, поступка, взгляда, передается средствами искусства. Это относится прежде всего к миру профессионального искусства: все книги написаны, чтобы их читали; все симфонии – чтобы их слушали. Для автора очень трудно «творить в стол», мириться с тем, что его произведения не доходят до публики, и не получают должного отклика у людей. Во многих случаях художественное общение является опосредованным, односторонним: сборник стихов, кинофильм выходят в свет и начинают жить самостоятельной жизнью. Эмоциональный ответ слушателя, читателя может прийти через большой промежуток времени. Но в других случаях певец или актер встречается с залом лицом к лицу. И здесь осуществляется непосредственный контакт, который сразу выявляет понимание или непонимание, совпадение или несовпадение вкусов, мыслей, чувств. В жизни простых людей искусство также оказывается прекрасным посредником в общении - разговоры о фильмах и музыке помогают найти общий язык, проникнуть в чужую душу.

6. Просветительская функция. Знания не являются главной целью искусства, и все же, показывая жизнь, искусство позволяет многое узнать. Искусство несет в себе большую историческую, психологическую, естественнонаучную информацию, понять которую легче, чем если читать учебник, потому что искусство несет знания как бы играя, между прочим. И таким образом обогащает познавательный багаж человека. Кроме этого, искусство способно своими средствами выстроить свою концепцию мира и смысла жизни человека. Такие писатели как Достоевский, Толстой являются одновременно философами. Они философствуют и анализируют мир художественными средствами. К такому же способу размышления о мире прибегают и философы-профессионалы Сартр, Камю. Часто говорят о философской концепции кинофильма, литературного произведения и даже музыки.

7. Воспитательная функция. Поскольку художественное творчество создает конкретную модель мира, оно закладывает в нее определенную ценностную систему, то есть мировоззренческие и жизненные ориентиры, которые разделяет его автор. Нередко произведения бывают умнее и нравственнее тех авторов, которые создают эти произведения. Видимо, это происходит потому, что любой творец отдает своему детищу самое лучшее из своей души и оставляет в обыденной жизни все свои пороки и недостатки. Итог художественного порыва выходит в жизнь и начинает влиять на души других людей. Искусство воспитывает, глубоко проникая во внутренний мир человека, пуская там свои корни, формируя представление о том, что прекрасно, а что безобразно, что можно, чего нельзя.


8) Функция предвосхищения. Искусство способно предсказывать. Творческий гений способен увидеть то, что недоступно обычному взгляду. Подобные предсказания в основном относятся к жанру научной фантастики или утопий (Ж. Верн, А. Толстой, Д. Оруэлл).


1.9. Виды искусства


Искусство существует в самых разных видах и формах. Произведение искусства включает в себя два важнейших момента: с одной стороны, оно является материальной конструкцией (картина – это прежде всего холст и краски, скульптура – бронза или мрамор), а с другой – система знаков, символов, которые относятся к миру чувств и мыслей, к миру идеального. Поэтому классификация искусств должна быт двумерной, т.е. произведения искусства делятся по форме их материального бытия – во-первых, и, во-вторых – по характеру знаков, несущих художественное содержание.

Материальное бытие связано с пространством и временем. Можно выделить искусства пространственные, временные и пространственно-временные.

Пространственные искусства – живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладные искусства (вышивки, мозаики, ювелирные изделия и т.д.). Они полностью располагаются в пространстве. Чтобы лучше их рассмотреть, бывает необходимо обойти их кругом, но они никогда не делятся во времени, как длится, например, чтение книги или просмотр фильма.

Временные искусства – это все виды литературного (словесного) творчества, музыка. Действие развертывается здесь последовательно, переходя от одного к другому. Особенно сложным является восприятие музыки. Музыкальное произведение не имеет конкретного облика и его нельзя «обойти кругом».

Пространственно-временные искусства – танец, театр, балет, эстрада, цирк. Все они обладают одновременно и моментом пространственной формы, и моментом самодвижения.

По характеру применяемых знаков искусства можно разделить на изобразительные и неизобразительные.

Изобразительные искусства представляют зрителю людей, предметы в конкретном обличье, рисуют реальные действия, поступки, отношение художника к изображаемому не дано здесь прямо, оно содержится в облике изображаемых персонажей.

Неизобразительные искусства (выразительные) не дают наглядного изображения жизни, они непосредственно выражают внутренний мир художника, прямо рисуют его чувства, ценностные переживания, устремления, мысли (художник демонстрирует собственное видение мира, которое может быть далеким от объективной реальности).

Все вышеназванные искусства (пространственные, временные, пространственно-временные) можно разделить на изобразительные и неизобразительные. В пространственных искусствах изобразительны живопись, графика, скульптура, фотоискусство. Неизобразительны архитектура, дизайн, т.к. они создают формы, далекие от тех, что можно найти в живой и неживой природе.


Во временных искусствах изобразительна художественная литература. В ней путем описания читателю показывается, как именно выглядели люди, пейзаж, каким образом во временной последовательности разворачивались события. При этом литература никогда не может дойти до уровня изобразительности кино и создать у разных людей совершенно одинаковые представления об изображаемых событиях. Противоположностью литературы в разделе временных искусств является музыка. Они принципиально неизобразительна. Музыка демонстрирует течение переживаний, а их можно только выразить, но не изобразить.

В пространственно-временных искусствах изобразительно актерское искусство, которое прямо воспроизводит формы человеческого поведения, неизобразителен танец, который по характеру движений резко отличается от того, как себя ведут люди в повседневной жизни.

В реальной жизни виды искусства подвижны, взаимодействуют между собой и все это приводит к возникновению синтетических искусств. К синтетическим искусствам относится, например, телевидение, в котором соединились пространственные и временные искусства, изобразительные и неизобразительные. Не исключено, что развитие науки и техники создает для искусства новые возможности для более богатого и точного выражения и изображения человеческого мира.


1.10. Стили и направления европейского искусства


Искусство античности условно называется «мифологическим реализмом». Античный человек жил в синкретическом (нерасчлененном) мире, где реальное и нереальное были тесно переплетены (боги запросто общались с людьми, а стихии обладали душой и разумом). Человек был частью этого мира, обличен в плоть, крепко и красиво оформленную. Если существует некий Бог – основа всех основ, считали древние греки, то он является ремесленником, мастером, который со вкусом вылепил из «первоглины» красивые звезды, цветы, животных и человека. Античные статуи подчеркивали совершенство человеческой плоти. Человек изображался и в скульптуре, и в театре, и в других жанрах искусства реалистично, без отрыва от реальности.

Средневековье изменило искусство. Искусство оказалось сакрализованным (картины, статуи, литература теперь посвящены исключительно божественному). Искусство стало религиозным, оно давало художественное оформление евангельским текстам, подчеркивало ценность потустороннего мира. Действительность, в которой жил средневековый человек, была принципиально разделена на дольний мир (грешная земля) и горний мир (божественная высь) Искусство должно было служить Богу и не могло поэтому пользоваться для выполнения своей миссии обычными реалистическими средствами. Натуралистичность в изображении действительности принизила бы высокие устремления религии, в грешной плоти нельзя было бы усмотреть свет потустороннего мира. Поэтому средневековое искусство было символичным. Оно указывало на иную реальность, невидимую для простого взгляда. Символы стали основным средством эстетического выражения, формы стали далекими от реальности. Лики на иконах – это лики с огромными глазами, высокими лбами, означающие духовность. Тело изображалось истонченным, чтобы быть менее заметным и не пятнать собой возвышенность изображаемого образа. Телесность становилась, таким образом, вторичной и ненужной.