Файл: UP_Kulturologia_Istoria_mirovoy_kultury_-_20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2020

Просмотров: 1121

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Красноярск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

При этом культуре присуща собственная внутренняя динамика, движущие силы которой не совпадают прямо ни с материальным производст­вом, ни с каким-либо иным видом социальной деятельности, хотя и находят проявление в них. Существуя в практически действенной форме событий и процессов, культура раскрывает свое содержание через систему норм, цен­ностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в морали, науке, религии, в различных областях художественного творчества. Эти сферы культуры и будут рассмотрены в следующих главах.

1.3. Составные части культуры

1.4. Типология культур

1.5. Функции культуры

1.6. Религия как область духовной культуры

1.7. Основное содержание искусства

1.8. Функции искусства

1.9. Виды искусства

1.10. Стили и направления европейского искусства

1.12. Роль природы в становлении культуры

1.13. Биологическое и социальное в человеке

2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

6. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Эпоха Возрождения восстановила в правах человека с его земными мыслями и страстями, возродила реалистические традиции в искусстве. Героем в искусстве теперь становится титаническая личность, стремящаяся к знанию и господству над миром. Среди эмоций, которые проявляет герой, присутствуют и недовольство несовершенством мира, и кипение низменных страстей. Если античность интересовал «человек в Космосе», то Возрождение увлечено «Космосом Человека». Чем больше человек эгоистичен, самодовлеющ, чем больше страстей раздирает его душу, тем более пристально вглядывается в него искусство. В живопись возвращается обнаженная натура. Человеческое тело, которое прежде находилось под запретом, теперь становится предметом любования и эстетической радости. Аскетическая немощь средневековья сменяется на картинах пышными формами красавиц, написанных чаще всего в связи с мифологическими сюжетами античности Реалистическое, земное вновь начало господствовать в искусстве.

В XVII-XVIII вв. возникает направление классицизм. Классицизм в искусстве опирается на идею разумного устройства мира, выдвигает возвышенный идеал служения обществу. Основная тема в произведениях классицизма – конфликт между индивидуальным чувством и общественным долгом. Образы классицизма – ясные, гармоничные. Классицизм устанавливает иерархию жанров искусства: «высокие – трагедия, эпопея, ода и др. и «низкие» - комедия, сатира, басня.

На следующем этапе развития искусства под влиянием исторических событий картина действительности, свойственная классицизму, была разрушена, а сам классицизм выразился в скучный академизм. На смену классицизму пришли сентиментализм и романтизм. На первый план и в сентиментализме, и романтизме выходят чувства. Но если в сентиментализме присутствует прежде всего обыденная жизнь («мещанская драма»), то романтизм вырывается далеко за ее рамки. Романтический герой скорбит о несовершенстве мира, тоскует, иронизирует или смотрит на мир свысока.

Господствующим течением в искусстве XIX в. стал критический реализм. В литературе это были труды Диккенса, Бальзака, Л. Толстого, Ф. Достоевского. Критический реализм – искусство эпохи быстрого развития капитализма, когда начали обнажаться общественные противоречия. Писатели-реалисты поднимают фундаментальные проблемы морали, исследуют внутренний мир людей.

В ХХ в. существуют самые разнообразные направления искусства, но именно в этом веке начался процесс, который Хосе Ортега-и-Гассет называл «дегуманизацией искусства». Дегуманизация искусства связана с появлением модернизма. Искусство модернизма недоступно рядовому человеку. Большинство таких людей хотят, как и раньше, плакать над стихами и любоваться пейзажами, но дело в том, что художественное произведение является таковым лишь в той степени, в какой оно не реально. Искусство – это стекло, через которое человек смотрит на мир, и, если человек хочет остаться в мире искусства, он должен видеть само стекло, а не цветущий сад за ним. Люди хотят видеть именно сад, а для художника ценность – само стекло, т.е. специфическое субъективное восприятие. Искусство модернизма, таким образом, это искусство для элиты. Оно построено на отстраненном от эмоций, чисто эстетическом восприятии, а не на грубых страстях простолюдинов. К направлениям модернизма относятся кубизм, сюрреализм, экспрессионизм.


Термин «постмодернизм» утвердился в литературе с конца 60-х годов ХХ в. Одним из направлений постмодернизма является поп-арт: в качестве художественного произведения выставляются разбитые автомобили, обрывки газет, рваные ботинки или висящая на цепочке лопата. Картина может выцветать и исчезать прямо на глазах зрителя. Сложное механическое сооружение выкатывается и взрывается, осыпая зрителей своими обломками. Возникает вопрос: зачем все это? В том-то и дело, что с позиции постмодернизма так ставит вопрос вообще нельзя, он невозможен. В самом мире нет никакого смысла и напрасный труд искать такой смысл и в искусстве. Постмодернизм стал своеобразной реакцией на элитарность модернизма. В постмодернизме используется система двойного кода. Когда язык форм и образов, с одной стороны, понятен массовому зрителю или читателю, а с другой – имеет второй смысл – для подготовленного зрителя.

Свое наиболее полное выражение постмодернизм находит в «китче». Китч существует, в основном, благодаря электронным СМИ. Его характерными чертами являются: 1) обращение к самым примитивным чувствам человека; 2) намеренное оскорбление всего возвышенного, опошление доброго или красивого. Китч имеет несколько основных тем: а) насилие (детективы, боевики); б) секс (порнография); в) не имеющая границ насмешка: можно смеяться над чужим горем, помещать «веселенькие» заголовки в газетных статьях о смерти человека, ехидничать над чьей-то нищетой. Китчем является исполнение произведений классической музыки в рекламе зубной пасты, переделка русских народных песен в стиле поп- или рок-музыки. Основное содержание китча – эстетизация безобразного. Кумиры молодежной культуры сознательно действуют по принципу: «чем хуже, тем лучше». Одежда может быть нарочито неряшливой и сочетать кавалерийские сапоги, шорты, черный фрак и дамскую шляпу. Чем парадоксальней и безобразнее – тем лучше. Эстетизации безобразного помогает электронная графика: тело человека преобразуется в звериное, уменьшается или увеличиваются его пропорции – все это оказывает воздействие на восприятие.

Тем не менее, в современном мире продолжает жить собственно человеческое искусство. Оно задевает душу, но приобщаясь к нему, не надо преодолевать ни скуку, ни тошноту.

За последние десятилетия телеэкраны всего мира заполонили «мыльные оперы». В чем причины этого успеха? Во-первых, здесь соблюдается ряд этических правил: не употребляются нецензурные выражения, нет упоминаний о политике, большое внимание уделяется проблемам, близким рядовому обывателю: любовь, измена, одиночество, проблема отцов и детей и др. Во-вторых, хорошее здесь торжествует и побеждает плохое и, таким образом, общепринятая мораль сохраняется и укрепляется, а не разрушается.


    1. Наука и ее место в культуре техногенной цивилизации



Одной из важнейших форм культуры, духовного освоения челове­ком окружающего мира является наука.

В современной цивилизации наука играет особую роль, т.к. технологический прогресс XX века основан на применении научных достиже­ний, революционизирующих не только сферу производства, но и оказы­вающих существенное влияние на многие другие области человеческой деятельности. Очевидно, что проблемы современной цивилизации и ее будущего не могут быть поняты без анализа особенностей развития нау­ки. Несмотря на то, что в современном обществе существуют и антисциентистские тенденции, в целом наука рассматривается как одна из выс­ших ценностей цивилизации и культуры.

Следует иметь ввиду, что не во всех культурах наука занимала та­кое высокое место. Поэтому возникает необходимость остановиться на особенностях того типа цивилизационного развития, который стимулиро­вал широкое применение науки в человеческой деятельности.

В развитии человечества, после того как оно преодолело периоды варварства и дикости, можно обнаружить множество цивилизаций – конкретных видов общества, имеющих свою самобытную историю и пред­ставляющих целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах. Многообразие циви­лизаций может быть представлено двумя типами: традиционная (или космогенная) цивилизация, охватывающая эпохи древности и средневековья, и техногенная цивилизация, формирование которой связано со ста­новлением капиталистических экономических и общественных отноше­ний.

Каковы различия этих типов цивилизаций? Для традиционных обществ характерны;

  • высокая степень зависимости от природных условий;

  • замедленные темпы социальных изменений;

  • господство, приоритет традиций, норм, регламентирующих все сферы общественного и индивидуального быта;

  • основополагающим принципом большинства традиционных культур является ориентация на стабильность, неизменность, с чем связаны представления о циклическом характере развития, когда мир периодически возвращается к исходному состоянию;

  • жесткая связь индивида со своей социальной группой, когда нормы групповой культуры оказывают решающее воздействие на его мотивы, ценности и поведение. Вне этой группы человек не является лично­стью.

Техногенная цивилизация, берущая истоки в античной культуре, а также в европейской культуре эпохи Ренессанса и Просвещения, прохо­дит три стадии: предындустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

Важнейшей основой ее жизнедеятельности становится прежде все­го развитие техники, технологии, научных знаний, которые превра­щаются в ведущие детерминанты общественного развития. Начало это­му процессу было положено в Новое время (XVII век). После открытий Н. Коперника и И. Ньютона, составивших целую эпоху в истории человечества, для естественных наук наступает полоса бурного расцвета. Они все более широко начинают внедряться в практику. Так, в позднем сред­невековье используются отдельные научные знания для создания первых механизмов: конструкции часов, водяных и ветряных приводов, где необ­ходимы были элементарные сведения по механике и гидравлике. Переход же к машинно-фабричной системе сделал необходимым осмысленное применение науки для развития техники.


Другой особенностью техногенной цивилизации является принципиально иное, по сравнению с традиционными цивилизациями, отноше­ние человека с природой. Человек стремится порвать зависимость от природы, превратиться в ее господина, преобразовать ее в своих интере­сах.

Высшими принципами жизни человека и общества с переходом к новому типу цивилизации становится обновление, рост, прогресс, циклическое развитие сменяется поступательным, ускоряется темп социальных изменений. Возникает новая система ценностей, ценностью явля­ется инновация, идея преобразования мира, что становится доминантой в культуре техногенной цивилизации.

Ценности техногенной культуры принципиально меняют характер связи между людьми, отношения между личностью и обществом. В системе ценностей на одном из первых мест оказывается свобода, автономия личности по отношению к социальной группе, что несвойственно традиционному обществу. Преобразующая деятельность становится главным предназначением человека. Человек понимается как активное существо, которое находится в деятельностном отношении к миру. Его деятельность должна быть направлена на преобразование внешнего мира, прежде всего природы, которую человек подчиняет себе. В свою очередь внешний мир является сферой деятельности человека, предназначенной для удовлетворения его потребностей.

Иначе говоря, человек, изменяя природную и социальную среду, реализует свое предназначение творца, преобразователя мира. С этим связано особое положение науки в системе ценностей техногенной цивилизации, поскольку познание мира является условием для его преобразо­вания. Оно создает уверенность, что человек, раскрыв законы окружаю­щего мира, способен регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Поэтому в культуре техногенных об­ществ наука рассматривается как необходимое условие прогресса.

Высокий статус науки в техногенной цивилизации неизбежно ста­вит вопрос о возможностях и границах научного познания, что осо­бенно актуально для настоящего времени, когда проявились признаки кризиса и обозначились границы этого типа цивилизации. Это обнаружи­лось во второй половине XX века в связи с возникновением глобальных кризисов и проблем: проблемы выживания человечества в ядерный век, проблемы экологического выживания, сохранения личности в условиях перехода к постиндустриальному миру. Все это заставляет критически осмыслить перспективы прогресса техногенной цивилизации и системы ценностей, составляющей основу культуры этого типа цивилизации.

Различные антисциентистские концепции ответственность за растущие глобальные проблемы возлагают на науку и ее технологическое применение. В своих крайних формах антисциентизм требует ограничить и даже затормозить научно-технический прогресс, что, по существу, означает возврат к традиционному типу цивилизации. Но в современных условиях таким путем невозможно решить проблему обеспечения постоянно растущего населения основными жизненными средствами.


Выход заключается не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистической направленности, ориентации на человека, на преобразование всей его деятельности. Сегодня гуманистические перспективы становятся приоритетными в отношении перспектив разви­тия науки. В свою очередь изменение направленности современного на­учного знания усиливает ответственность ученых, меняет их ценностные ориентации, мировоззренческие установки

В современных условиях эта ответственность возрастает в связи с экспериментами с молекулами ДНК, пересадки органов, в клонировании, использовании биологических средств воздействия в военных целях и т.д. Все это показывает опасность и невозможность для науки и человека разрыва связей между научными познаниями и человеческими ценностями.

Особое место науки в культуре современной цивилизации требует рассмотрения ее специфических черт, отличающих ее от других форм по­знавательной деятельности. При этом следует учитывать, что наука – явление многообразное. Она является, во-первых, особой формой общест­венного сознания, отражающей сущность и закономерности реальной действительности; во-вторых, отраслью духовного производства, результатом которого являются понятия, теории, законы; в-третьих, непосредственной производительной силой общества; в-четвертых, соци­альным институтом с соответствующей структурой и функциями.

Каковы признаки науки, отделяющие ее от других сфер духовной культуры, других форм познания?

Главная особенность науки – раскрытие сущности, выявление закономерностей той или иной области действительности, т.е. она ориенти­рована на объективное исследование. В отличие от художественного от­ражения действительности в искусстве, законы науки, ее понятия не зави­сят от субъективных качеств ученого, не несут отпечаток человеческой личности (законы Ньютона не позволяют судить о том, что любил и нена­видел Ньютон, в то время как в портретах Рембрандта запечатлена лич­ность самого художника, его мироощущение).

Характерный признак научного знания – системность, в отличие от обыденного, стихийно-эмпирического познания, носящего в основном фрагментарный характер и представляющего конгломерат, совокупность сведений, определений, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта. Задача науки – не отразить какую-либо сторону действительности, а раскрыть ее внутренние и внешние зависимости, вы­явить главные и выразить их в совокупности взаимосвязанных понятий и суждений. Этой своей особенностью наука отличается и от искусства, ос­новывающегося на образном восприятии мира. Научное познание – пре­имущественно понятийное.

Науке свойственны специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за полученным знанием и вы­водимость одних понятий из других, истинность которых уже доказана. Особое значение экспериментальные исследования имеют для естествен­ных наук: химии, физики, биологии и т.д. В этом состоит одно из главных отличий естественных наук от гуманитарных.