ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2020
Просмотров: 1131
Скачиваний: 6
Тема 13
РУССКАЯ КУЛЬТУРА ОТ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» К НОВЕЙШЕМУ ВРЕМЕНИ ______________________________________
План семинара
-
Контрасты общества начала ХХ в.
-
Общественная мысль ХХ в.
-
Русское искусство ХХ в.
-
Советская культура.
Литература:
-
Березовая Л.Г. Введение в историю русской культуры. – М., 2001.
-
Березовая Л.Г. Введение в историю русской культуры. Учебное пособие. – М., 2002.
-
Волков С.С. История культуры Санкт-Петербурга. С основания до наших дней. – М., 2003.
-
Галин С.А. Отечественная культура ХХ в. – М., 2003.
-
Жидков В.С. и др. Культурная политика России. – М., 2001.
-
Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре ХVIII-ХХ вв. Словарь. – СПб., 2003.
-
Ковалев А.С. Лучшие рефераты по культурологии. – Ростов-на-Дону, 2002.
-
Кононенко Б.И. Культурология. Большой толковый словарь. – М., 2003.
-
Культура и культурология. Словарь / Сост. А.И. Кравченко. – М., 2003.
-
Культурология ХХ в. Энциклопедия в 2 т. / Сост. С.Я. Левит. – СПб., 1998.
-
Культурология. Краткий тематический словарь / Под ред. Г.Д. Драча. – Ростов-на-Дону, 2001.
-
Культурология. Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Фортунатова. – М., 2003.
-
Лисаковский Р.Г. Художественная культура. Термины, понятия, значения. Словарь-справочник.
-
Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. – М., 2003.
-
Нестерова О.А. Задачи по курсу культурологии. – М., 2000.
-
Нестерова О.А. История и теория мировой культуры. Задачи, тесты, упражнения. – М., 2000.
-
Оганесян А.А. Курс лекций. Культурология в схемах. – М., 2001.
-
Оден Т.К. После модернизма. Что впереди? – Минск, 2003.
-
Пайман А. История русского символизма. – М., 2002.
-
Рашкофф Д. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. – М., 2003.
-
Сапронов П.А. Курс лекций по истории и теории культуры. – СПб., 2001.
-
Трофимова Р.П. История русской культурологии. – М., 2003.
-
Хадсон К. Влиятельные музеи. – Новосибирск, 2001.
-
Чегодаева М.А. Соцреализм. Мифы и реальность. – М., 2003.
-
Черная Л.А. Культурология. Основы теории. – М., 2003.
-
Шендрик А.И. Теория культуры. – М., 2002.
-
Шор Ю.М. Культура как переживание. – СПб., 2003.
3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
-
Культура как общественное явление.
-
Первобытная культура и ее особенности.
-
Культура Древнего Востока.
-
История античной культуры.
-
Культура средневековой Европы.
-
Титаны Возрождения.
-
Культура Европы ХIХ века: новые пути и проблемы развития.
-
Основные направления искусства ХХ века.
-
Языческая культура древних славян.
-
Культура Древней Руси.
-
Русская культура ХIV-ХVI веков.
-
Отечественная культура ХVII-ХVIII веков.
-
ХIХ век – «Золотой век» русской культуры.
-
Отечественная культура ХХ века.
-
Культура и рынок: конфликт или консенсус.
-
Видео и его значение для духовной культуры.
-
Мифология и религия в современной культуре.
-
Будущее России как социокультурная проблема.
-
Перспективы развития современного искусства.
-
Научная и религиозная трактовка культуры.
4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каков механизм воспроизводства человеческого сознания?
2. Материальная культура: а) очеловеченная природа; б)… (заполнить пропуск).
3. В чем состоит основная особенность теории идеальных типов?
4. Какой вывод о сути культуры можно сделать, сравнив образ жизни человека и животных?
5. Что такое духовные ценности?
6. Какая из функций культуры обеспечивает устойчивость социума при его взаимодействии с другими?
7. Что явилось результатом культурного усилия всего человечества?
-
В чем заключается суть хозяйственно-культурного подхода в определении типа культуры?
9. Какая из функций культуры осуществляется посредством воспитания и образования?
10. Культура – это совокупность приемов орудования, оперирования предметами. Назвать составную часть культуры.
11. Какие типы культур можно выделить в соответствии с этнолингвистическим подходом?
12. Перечислить биосоциальные объединения, обеспечивающие выживание общества.
13. Для всего, что человек делает в своей жизни, существуют определенные способы, которые он усваивает в процессе воспитания и образования. Назвать составную часть культуры.
14. Каков основной недостаток типологии культуры, основанной на теории общественно-экономических формаций?
15. Что является основным средством реализации коммуникативно-информационной функции?
16. Культ (раскрыть понятие).
17. Корова для индейцев, крокодил для египтян являются…
18. Что такое фетиш?
19. Какое общественное сословие являлось посредником между богами и человеком в древних культурах?
20. Анимизм (раскрыть понятие).
21. Вера в существование безличной силы, от которой зависит и природа, и человек (указать понятие).
22. Что такое декалог?
23. Новый Завет содержит четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Моисея. Найти ошибку.
24. В какой части Нового Завета содержатся нравственные заповеди для христиан?
25. Какое влияние природный фактор оказывает на темпы развития культур?
26. Чем натурфакты отличаются от артефактов?
27. Почему сохранение природы является обязательным условием сохранения самого человека?
28. В чем основная цель искусства?
29. В чем выражается «утешительная роль» искусства?
30. В чем заключается самодвижение художественного образа?
31. Какую из функций искусства можно выразить фразой: «Красота спасет мир»?
32. Какая из функций искусства выражается в том, что человек создает свой художественный мир и воплощает в нем свое видение жизни?
33. В чем заключается гедонистическая функция искусства?
34. Любое произведение искусства является, с одной стороны, материальной конструкцией, с другой… (закончить предложение).
35. Перечислить виды искусств в зависимости от форм их материального бытия.
36. Назвать одно из синтетических искусств.
37. Античные греки представляли себе Бога как: а) философа, мыслителя; б) ремесленника, мастера; в) целителя тела, утешителя души (выбрать верный ответ).
38. В чем выражалась сакрализация искусства Средневековья?
39. Каковы отличия сентиментализма от романтизма?
40. К искусству модернизма относятся: реализм, сюрреализм, экспрессионизм. Найти ошибку, если она есть.
41. Почему с позиций постмодернизма не имеет смысла вопрос о том, в чем заключается смысл искусства?
42. Каков основной лозунг китча?
-
ТЕСТЫ
1. Выберите из предложенных вариантов основные направления российской культурологии:
а) Социология
б) Этнография
в) Прикладная культурология
г) Психология
д) Теория культуры
е) Историческая культурология
ж) Новая культурная история
з) Гуманитарно-культурологические науки
и) Социальная культурология
к) Музееведение
л) Культурная антропология
м) Семиотика
н) Социальная антропология
2. Что относится к области социально-культурологических наук? Выберите правильный вариант ответа:
а) Систематизация культурных явлений;
б) Описание культурных объектов;
в) Классификация явлений по внешним признакам;
г) Систематизация культурных признаков;
д) Генезис культурных явлений;
е) Функции культуры;
ж) Технологии и методы трансляции культурных норм и ценностей.
3. Каково первоначальное понимание культуры? Выберите правильный вариант ответа:
а) Воспитание;
б) Образование;
в) Возделывание почвы;
г) Развитие;
д) Почитание;
е) Цивилизация;
ж) Система ценностей;
з) Совокупность видов деятельности.
4. Выберите наиболее полные трактовки культуры. Культура – это:
а) Духовная жизнь общества;
б) Знания, интеллектуальное развитие человека;
в) Соблюдение норм морали;
г) Интерес и приобщение к искусству;
д) Образование, широкий кругозор;
е) Вежливость в повседневной жизни;
ж) Определенный уровень цивилизации;
з) Единство материальной и духовной деятельности;
и) Совокупность созданных человеком материальных и духовны-ценностей.
5. Перечислите особенности понимания культуры в XX веке. Выберите правильные варианты ответов:
а) Отказ от рационализма;
б) Отказ от общепринятых авторитетов;
в) Игра как культурообразующий фактор;
г) Культура как область духовной свободы человека;
д) Культура как область, независящая от социального и природного бытия;
е) Культура – путь сохранения человеческого рода;
ж) Культура как божественное предопределение;
з) Культура как система ценностей.
6. Какие из перечисленных положений характеризуют мировой культурный процесс? Выберите правильные ответы:
а) Синтез различных культур;
б) Единая мировая культурная традиция;
в) Единый цивилизационный процесс;
г) Превосходство одной какой-либо культурной системы;
д) Многообразие культур;
е) Преемственность культурной традиции;
ж) Насильственное внедрение культурных ценностей;
з) Непрерывность культурной традиции;
и) Открытие новых форм;
к) Действие природных законов в культуре.
7. Какое из приведенных положений наиболее верно определяет связь понятий «культура» и «цивилизация»? Выберите правильный ответ:
а) Они тождественны;
б) Не тождественны, но тесно связаны;
в) Никак не связаны между собой;
г) Культура – сущность цивилизации.
8. Назовите социальные причины возникновения религии:
а) Отношения людей к природе;
б) Господство природных сил;
в) Способность человека к абстрактному мышлению;
г) Стремление познавать и объяснять окружающий-мир;
д) Стихийность общественных отношений;
е) Отрицательные эмоции и переживания человека;
ж) Неудовлетворенность людей реальной жизнью;
з) Невозможность человека устранить источник своих бед.
9. Что значит для человека вера?
а) Свойство человеческого характера, мешающее познавать окружающий мир;
б) Одна из высших культурных ценностей;
в) Качество человеческой натуры, помогающее лучше познавать реальность.
10. Можно ли утверждать, что религия способна разрешать реальные общественные противоречия?
а) Да;
б) Нет;
в) Способствует разрешению
11. Можно ли согласиться с утверждением, что религия является одним из проявлений реальных, социальных отношений?
а) Да;
б) Нет.
12. Назовите наиболее ранние нормы духовного освоения мира:
а) Наука;
б) Peлигия;
в) Искусство;
г) Мораль;
д) Политика;
е) Право;
ж) Философия.
13. В каких из приведенных высказываний нашли отражение сциентистские взгляды?
а) Только наука способна адекватно познать действительность;
б) Наука является одной из форм познания действительности;
в) Наука – это высшая форма познания мира;
г) Наука огрубляет, омертвляет материальные объекты и процессы, она не способна дать целостного постижения явления, это дело искусства или религии;
д) Научное знание является эталоном и высшей формой познания. Вне науки адекватное познание мира невозможно;
е) Наука способна познать только массовые, повторяющиеся явления; единичные, уникальные явления познаются другим путем.
14. Существуют ли нравственные границы, определяющие пределы вторжения человеческого познания?
а) Да;
б) Нет.
15. Какие из перечисленных принципов характерны для культуры техногенной цивилизации?
а) Свобода, автономия личности по отношению к социальной группе;
б) Замедленные темпы развития;
в) Зависимость от природных условий;
г) Наука и техника как детерминанты развития;
д) Поступательное развитие и ускорение его темпов;
е) Приоритет традиций, норм;
ж) Жесткая связь индивида с социальной группой;
з) Преобразование мира.
16. Укажите признаки, характерные для науки и отличающие ее от других форм культуры:
а) Эксперимент как способ доказательства истинности;
б) Образное восприятие мира;
в) Системность;
г) Раскрытие сущности;
д) Совокупность сведений;
е) Рациональный характер;
ж) Разработка методов исследования;
з) Зависимость от личности.
17. Какой из вариантов ответа наиболее точно раскрывает содержание научной проблемы?
а) Проблема – это вопрос, который касается сущности какого-либо явления;
б) Научная проблема – это вопрос, ответ на который нельзя получить путем логического анализа имеющегося в науке знания, он предполагает выход за пределы наличного знания;
в) Научная проблема – задача, у которой нет готового алгоритма для ее решения;
г) Проблема – это вопрос, который имеет большую важность для теории и практики, именно значимость, интерес, определяют, какой вопрос является проблемным.
18. Выберите правильный вариант. Искусство – это отражение действительности в:
а) Категориях;
б) Догматах;
г) Нормах;
д) Законах;
е) Художественных образах.
19. Какие функции присущи искусству?
а) Нормативная;
б) Регулирующая;
в) Познавательная;
г) Прогностическая;
д) Коммуникативная;
е) Законодательская;
ж) Воспитательная;
з) Идеологическая;
и) Эстетическая.
20. Какие из перечисленных черт характеризует художественный образ?
а) Абстрактность;
б) Логическая точность;
в) Научная достоверность;
г) Рациональность;
д) Эмоциональность;
е) Типичность;
ж) Объективность;
з) Субъективность;
и) Индивидуальность.
21. Назовите основные направления традиционного искусства:
а) Абстракционизм;
б) Кубизм;
в) Концептуализм;
г) Романтизм;
д) Реализм;
е) Классицизм;
ж) Сентиментализм;
з) Сюрреализм;
и) Футуризм.
22. Назовите основные течения авангарда:
а) Абстракционизм;
б) Кубизм;
в) Концептуализм;
г) Романтизм;
д) Реализм;
е) Классицизм;
ж) Сентиментализм;
з) Сюрреализм;
и) Футуризм.
23. Представители каких течений в искусстве XX века используют в творчестве реальные вещи?
а) Абстракционизм;
б) Кубизм;
в) Футуризм;
г) Сюрреализм;
д) Концептуализм;
е) Минимализм;
ж) Поп-арт;
з) Оп-арт;
и) Кинетическое искусство.
24. Назовите основные элементы музыки:
а) Слово;
б) Цвет;
в) Рисунок;
г) Ритм;
д) Гармония;
е) Актерское действие;
ж) Мелодия.
25. Какие из перечисленных видов искусств основаны на актерской игре?
а) Литература;
б) Музыка;
в) Живопись;
г) Скульптура;
д) Эстрада;
е) Цирк;
ж) Театр;
з) Кино;
и) Телевидение.
26. Определите время возникновения морали:
а) Древнеегипетская цивилизация;
б) Эпоха родоплеменного строя;
в) Античность.
27. Какое высказывание, на ваш взгляд, является верным:
а) Моральные нормы вечны и неизменны;
б) Развитие морали представляет собой несколько исторических этапов, не имеющих между собой ничего общего;
в) Мораль исторически изменчива, но обладает также определенной последовательностью в развитии.
28. Назовите отличительные черты морали:
а) Наличие вечных и неизменных по содержанию норм;
б) Всепроникаюшая способность регулировать отношения между людьми в любой сфере;
в) Исключительно внешний контроль поведения.
29. Назовите основные функции морали:
а) Регулятивная;
б) Воспитательная;
в) Подражательная;
г) Ценностно-ориентационная;
д) Эстетическая;
е) Мировоззренческая;
ж) Прогностическая.
30. Какие из перечисленных ниже проблем относятся к сфере моральных отношений между бизнесом и потребителями: