ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2020
Просмотров: 1118
Скачиваний: 6
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Красноярский
государственный
торгово-экономический
институт»
Константинов М.В.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения
Красноярск 2014
Константинов М.В. Культурология. История мировой культуры: Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения /М.В. Константинов; КГТЭИ. – Красноярск, 2014. – 123 с.
© ГОУ ВПО «Красноярский государственный
торгово-экономический институт», 2014
©М.В. Константинов, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
4 |
|
|
1.2. Культура как объект философско-культурологического анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
6 |
1.3. Составные части культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
29 |
1.4. Типология культур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
30 |
1.5. Функции культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
31 |
1.6. Религия как область духовной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
33 |
1.7. Основное содержание искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
37 |
1.8. Функции искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
39 |
1.9. Виды искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
42 |
1.10. Стили и направления европейского искусства . . . . . . . . . . . . . |
44 |
1.11. Наука и её место в культуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
48 |
1.12. Роль природы в становлении культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
66 |
1.13. Биологическое и социальное в человеке . . . . . . . . . . . . . . . . . |
68 |
1.14. Мораль как феномен культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
70 |
2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
87 |
3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
99 |
4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
100 |
5. ТЕСТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
102 |
6. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
112 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . |
117 |
-
ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ
-
Культура – объект философско-культурологического анализа
Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и форму человеческого бытия. Обычно происхождение термина «культурология» связывают с именем американского культурантрополога Л.Уайта. Однако это понятие нашло более широкое распространение в России последние 20-30 лет и практически не используется в зарубежном обществоведении, т.к. основными науками о культуре в Европе и Америке являются социальная и культурная антропология (в российском варианте это – нечто среднее между социологией, этнографией и психологией), новая культурная история (синтез истории быта с этнопсихологией), семиотика и философия постмодернизма.
В российском понимании культурологические исследования предполагают объединение вышеперечисленных направлений и методологий изучения культуры с отечественными культурно-историческими и культурно-филологическими традициями. Эту задачу в российской науке выполняет сложившаяся в 60-80-е годы группа дисциплин социально-гуманитарного профиля, описывающих, классифицирующих и объясняющих феномен культуры как совокупность ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик, что соответствует четырем основным специальностям в этой области: теории культуры, исторической культурологии, музееведению, консервации и реставрации историко-культурных объектов и прикладной культурологии.
В целом культуру изучают все гуманитарные и социальные науки, а к собственно культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как целостный и непосредственный объект познания.
Структурно-культурологические науки группируются по трем направлениям, начавшим складываться еще во второй половине XIX – начале XX века:
1. Гуманитарно-культурологические науки, занимающиеся описанием культурных объектов и их классификацией по внешним признакам. Это историко-культурные исследования общего профиля; исследование культуры ментальностей; религиозные аспекты культуры; литературоведческие исследования истории культуры; история мифологической культуры; этнолингвистические и семиотические исследования; искусствоведение и эстетика.
2. Социально-культурологические направления науки ориентированы на научную систематизацию культурных явлений по их сущностным признакам, генезису и функциям. В настоящее время – это социальная и культурная антропология; культуролого-социологическое, психологическое и экологическое направления.
3. Прикладные культурологические области занимаются разработкой технологий и методов трансляции культурных норм и ценностей. Это – самая молодая из сфер культурологической деятельности. Исследования в этой области начались в послевоенный период XX века и к настоящему времени сложились такие ее направления как теория культурной политики и деятельности культурных институтов; социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование; культурологизация образования; охрана культурного наследия; музейное дело и краеведение.
Столь широкое многообразие аспектов и подходов в области культурологических исследований объясняется многообразием существующих в мире философских и научных трактовок культуры, которые в общих чертах можно свести к трем основным подходам:
-
философии культуры или культурфилософии (термин введен немецким романтиком Адамом Мюллером (1779-1829), включающей в себя осознание сущности и значения культуры;
-
культуроведению – гуманитарной науке, основанной на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в различных ее вариантах: литературе, искусстве, языке, мифологии, религии, идеологии, морали, науке;
-
социальной культурологии, включающей такие дисциплины, как социология искусства и культуры, религии и идеологии, науки, информации и т.д.
Определив культурологию как науку о культуре, рассмотрим далее основное ее базовое понятие «культура», основываясь, главным образом, на культурофилософском и культуроведческом подходах.
Термин «культура» был введен в европейскую социальную мысль во 2-й половине XVIII в., первоначально означая в переводе с латинского возделывание почвы, а затем приобретая более широкое значение (воспитание, образование, развитие, почитание) и обобщая все созданное человеком. И хотя до сих пор нет универсального, целостно-сущностного определения культуры, учитывая столь широкий круг включаемых в нее сфер жизни человека и общества, в целом можно рассматривать ее как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях и отношениях людей к природе, друг к другу и к самим себе. Иными словами, как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.
Культуру как социальный феномен чаще всего определяют именно через ценностные ориентации. При этом ценность фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления, позволяющие истолковывать ее достаточно широко. На этой основе в научной литературе сложилось несколько специфических подходов определения содержания этого понятия. Ценность: 1) отожествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; 2) воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение; 3) отождествляется с культурно-историческими стандартами; 4) ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем.
Ценностный подход к сущности культуры позволяет увидеть в ней определенный аспект общества, включающий почти все стороны жизни человека и в то же время отличающий его от других форм биологической жизни своего рода мерой человеческого в человеке. Культура включает в себя четыре элемента: понятия, упорядочивающие опыт людей (главным образом в языке); отношения, выявляющие связь между культурными явлениями; ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек, и правила, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Можно сказать, что культура – это своеобразный творческий образ жизни личности и общества, призма, через которую высвечивается все сущее и которая, рождаясь лишь с появлением человека, развивается в процессе функционирования общества.
Отсюда широта философского понимания культуры и одновременно сложность ее трактовки, претерпевшей определенную трансформацию в процессе исторического развития, что связанно со спецификой общественно-экономических этапов развития общества, особенностями ценностной ориентации, этническими, национальными и мировоззренческими традициями и принципами. Понимание культуры органично связано со своим временем в том смысле, что в ней выражаются потребности и противоречия конкретной эпохи, накладывающие свой отпечаток и на философскую ее интерпретацию.
Так, первоначально понятие «культура» подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение его самого. Именно так она трактовалась в древневосточной (китайской и индийской) традиции, а также древними греками, которые видели в «воспитанности» главное отличие от «некультурных» варваров.
Философское осмысление культуры в европейской истории впервые предприняли софисты (представители античного просвещения второй половины V – первой половины IV вв. до н.э.), а затем киники (одна из сократических школ) и стоики с эпикурейцами (философские направления эпохи эллинизма в древнегреческой и древнеримской культуре IV в. до н.э. – V в. н.э.), у которых явно прослеживается противопоставление природного и нравственного начал, природы и культуры в целом. Рассуждения Антисфена и Диогена Синопского (киники) о возврате людей к природе, к естественному первобытному состоянию, критика стоиками искусственности и испорченности образованного общества, по сути дела, были первыми попытками критического отношения к культуре, понимания ее, как своего рода формы отчуждения человека от природы, прообразом современного антиециентизма.
В позднеримскую эпоху, а затем и в средние века, распространилось и другое понимание культуры, связанное с оценкой городского уклада социальной жизни, более близкое позднейшему понятию цивилизации, а слово «культура» ассоциировалось здесь уже с признаками личного совершенства.
Античное противопоставление природы и культуры в христианской философии Средневековья сменилось полярностью иного рода – Бог и культура. Здесь на смену натуралистическому фундаменту языческой философии культуры приходит теологический принцип ее истолкования как проявление воли Бога, осуществление божественного плана спасения человека. Природное начало отходит здесь на второй план, уступая место вере человека в высшее предназначение. Вера как основа культуры опирается не на внешние факторы, а на внутренние, в первую очередь, культурно-этические ценности человека. Отсюда и приоритет культурно-духовного начала над природным с ориентацией на высшие духовные ценности бытия.
В эпоху Возрождения проблематика природы и культуры предстает в новом ее контексте, в контексте природы и искусства, возрождающем античные традиции стоицизма и объединяющем учение о природе и человеке с космологическими и нравственно-этическими концепциями.
Это нашло свое проявление в гуманистическом содержании искусства и культуры эпохи Ренессанса с его ярко выраженным интересом к внутреннему миру человека, когда природная красота трактуется как отражение духовной.
В Новое время проблемы культуры находят свое отражение в трудах Дж. Вико и Ж.Ж. Руссо. В рамках исторического подхода итальянского философа Дж. Вико культура предстает как целостное явление, включающее искусство, религию, право, формы социальной и хозяйственной жизни в их единстве и взаимодействии. Культурологический подход Вико отличает идея о циклическом развитии культуры, как и всей истории общества в целом: детство человечества – эпоха богов, юность – эпоха героев, зрелость человечества – эпоха людей.