Файл: Частное учреждение образовательная организация высшего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Низкий уровень - наличие первичных представлений о нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире. -
Средний уровень - наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему (людям, природе, предметному миру, к себе; испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения). -
Высокий уровень - пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями: задает вопросы взрослому; экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении; способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью.
Таким образом, Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [2].Сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в формировании представлений о нравственных ценностях, определяющих нравственное отношение и поведение ребенка в нерегламентированных ситуациях и в различных видах деятельности, организованных взрослыми. Процесс нравственного воспитания заканчивается сформированным определенным уровнем нравственной воспитанности. Целостный подход рассматривает нравственное воспитание как единый процесс развития нравственной личности ребёнка, выделяя в качестве структурных компонентов нравственное просвещение, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения, характера, черт личности.
1.2. Анализ программ по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Анализируя комплексные развивающие программы, принятые современной практикой образования можно сделать вывод, что раздел «Нравственное воспитание» декларативно выделен лишь в традиционной «Программе обучения и воспитания», где также спроецирован на раздел «Музыкальное воспитание», сюжетно-ролевую игру и коллективный труд детей. В других комплексных программах содержание нравственной направленности фрагментарно введено в некоторые разделы.
Так, например, в программе «Истоки» и «Радуга» задачи становления нравственной культуры решаются в разделе «Познавательное развитие» и «Социальное развитие».
В «Детство» под редакцией В.И. Логиновой - в разделе «Ребенок в мире людей и предметов», в частности в блоке «Общение и культура поведения» акцентируется внимание на формирование культуры поведения дошкольников.
На основе анализа содержания нормативных документов, ориентированных в целях и задачах на становление базиса личностной культуры ребенка в дошкольном возрасте, и соотнеся целевые ориентиры, во-первых, с содержанием раздела «Нравственная культура» представленным в современных образовательных программах и, во-вторых, с реальной практикой организации образовательного процесса в ДОУ (анализ перспективного, календарного плана, наблюдение за организацией образовательного процесса на занятии), выделяют следующие недостатки:
⦁ Недостаточно структурирован, содержательно прописан и интегрирован нравственный аспект личностной культуры.
⦁ Отсутствуют рекомендации по проектированию предметно развивающего пространства, направленные на реализацию потребностей ребёнка в самопознании и творческой самореализации.
⦁ Не прописаны принципы отбора содержания, приобщающего ребёнка к непреходящим общечеловеческим ценностям, доступным пониманию ребенка в дошкольном возрасте, не исключает возможность случайного подбора содержания, исходящего из субъективного видения педагога.
Таким образом, отсутствие в содержании программ определенной системы работы по становлению нравственной культуры детей может привести к тому, что сензитивный период, который характеризуется тем, что дети умеют сознательно управлять поведением, а их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы, может остаться педагогами незамеченным.
В целом нужно отметить, что вопрос о нравственном становлении личности имеет ряд специфических черт, в связи с которыми достаточно трудно разграничить его и выделить в отдельный раздел. Так процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений, что должно реализовываться во всех видах деятельности на протяжении всей повседневной жизни ребёнка. Поэтому, для более углубленного и эффективного становления этого процесса будет наиболее рационально использовать специальные методические пособия по формированию культуры поведения, так как они позволяют воспитателю реализовывать свои задачи в разделе «Познавательное развитие», при этом, предупреждая дополнительные нагрузки для детей, как это было бы при введении специализированных занятий по культуре.
Так, например, методическое пособие «Что я знаю о себе» под редакцией Л.С. Колмогоровой предназначено для педагогов, воспитателей, занимающихся с детьми старшего дошкольного возраста. Его цель - сформировать основы ценностного отношения к себе и другим, взрослым и сверстникам. В пособие входит блок специально организованных занятий, который обеспечен планами-конспектами. Занятия предполагают ориентировку ребёнка в явлениях собственной жизни, в самом себе, понимание и осознание себя, своих поступков, желаний на нравственной основе. Подобного рода методические пособия дают возможность плавного внедрения аспектов нравственности в основную программу воспитания и обучения старших дошкольников в детском саду. Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования нравственности детей. В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников.
В ходе анализа мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо: - полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;
- знание “механизмов” формирования нравственности;
- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам. Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи.
Нравственное воспитание в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех ее разделах.
Содержание программы направлено на воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине.
В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает нравственное воспитание старших дошкольников:
– Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, воспитывать стремление «поступать хорошо». Воспитывать стремление к честности и справедливости. Развивать умение детей выражать свое отношение к окружающему, с уважением относиться к мнениям других людей. Воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру.
– Продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе. Учить уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
– Продолжать воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье. Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Интересоваться, какие у ребенка есть постоянные обязанности по дому.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей нравственных чувств и поведения.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как:
-
уважение к старшим, -
дружеские отношения со сверстниками, -
умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, -
добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, -
воспитание начал ответственности.
Таким образом, анализ показал, что отсутствие в содержании программ определенной системы работы по становлению нравственной культуры детей может привести к тому, что сензитивный период для формирования нравственных ценностей пройдет незамеченным. По этой причине целесообразно повышать уровень организации нравственного воспитания дошкольников и привлекать для этого разнообразные средства воспитания.
1.3. Возможности дидактической игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского [11], А.Н. Леонтьева [22], К.Д. Ушинского [41] и др. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах О.С. Газмана [13], Д.В. Менджерицкой [26] и многих других.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие нравственное воспитание подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще [26].
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра на протяжении долгого времени рассматривалась, как средство обучения в внешкольное время, но сейчас игровая деятельность является и методом воспитания. Дидактические игры создаются для благополучного развития и воспитания ребенка.
М.Ю. Иванова говорит, что дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.
В правилах многих дидактических игр уже заложены предпосылки нравственного воспитания, но содержание чаще всего решает задачи развития интеллектуальной сферы ребёнка, а дидактических игр нравственного воспитания и развития на сегодняшний день практически нет. Поэтому, чтобы игра являлась средством нравственного воспитания необходимо иметь дидактические игры с таким содержанием, в которых раскрывались бы либо человеческие отношения, либо эмоциональное состояние.