Файл: Исследование памяти школьника Тип памяти. Оценка логической и механической памяти Запоминание 10 слов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.
К задачам 1-2:
«В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинай двигаться от травки. Найди нужный домик и зачеркни его».
К задаче 3:
«Смотри на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найди нужный домик и зачеркни его».
К задаче 4:
«Смотри на письмо. Надо пройти от травки сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметь домик».
К задачам 5-6:
«Будь очень внимателен. Смотри на письмо, отыщи нужный домик и зачеркни его».
К задачам 7-10:
«Смотри на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будь внимателен, отыщи нужный домик и зачеркни его».
-
Анализ результатов:
√ N: дети детально соотносят одновременно 2 параметра, имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.
√ ЗПР: дети с незавершенной ориентировкой на 2 параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений. Могут быть дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.
√ УО: для детей характерна незавершенная ориентировка даже на 1 признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве. Могут быть дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т. е. неразвитостью наглядно-образного мышления.
Установление закономерностей
-
Цель: исследование наглядно-образного мышления у младших школьников, установление особенностей протекания аналитико-синтетической деятельности при решении наглядно-образных задач.
-
Оборудование: картинки для установления закономерностей.
-
Ход обследования: ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из данных ниже рисунков в качестве недостающего. В качестве помощи может быть предложен вопрос «Что здесь должно быть нарисовано?»
-
Анализ результатов:
√ N: дети проявляют интерес, без труда анализируют задание, устанавливают необходимые закономерности. Возможна организующая помощь.
√ ЗПР: дети проявляют интерес, но необходима как организующая, так и разъяснительная помощь.
√ УО: интерес нестойкий; несмотря на оказанную помощь не могут выполнить всех заданий. Могут вообще не проявлять интерес, смысла заданий не понимать, не принимать помощь.
Простые вербальные аналогии
-
Цель: оценить возможность установления логических связей и отношений между понятиями.
-
Оборудование: бланк, на котором слева написаны связанные каким-то образом пары слов, а справа слово и под ним заданный набор слов для выбора одного по аналогии.
-
Ход обследования: подбор простых аналогий выстроен в порядке усложнения заданий — по мере увеличения номера задания. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). Выделенные задания представляют собой вариант наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка. Ребенку предъявляется пара слов из левого столбца, и его просят подобрать такое слово из нижних пяти справа, которое так же будет относиться к верхнему слову справа, как нижнее слово из левой части относится к своему верхнему (по аналогии).
-
Анализ результатов: оценивается возможность выявления отношений между верхним и нижним словами в левой части задания и подбора по аналогии с этим нижнего слова из правой части. Может быть выявлено утомление при работе с вербально-логическим материалом. Методика может быть использована при работе с детьми 7-8-летнего возраста. Условно нормативным является правильное выполнение заданий в полном объеме (11-12 заданий, с выявлением существенных связей) с 10-летнего возраста.
Парные аналогии
-
Цель: оценка операции установления логической связи и отношения между понятиями, способности к последовательности суждений.
-
Оборудование: бланк с двумя столбцами слов: слева пары слов, справа слово, к которому нужно подобрать пару по аналогии.
-
Ход обследования: ребенку предлагается подобрать слово по аналогии с предложенным примером, причем подбор парных аналогий выстраивается в порядке усложнения заданий по мере увеличения номера задания. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). Первые 2 задания представляют собой вариант наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка.
-
Анализ результатов: методика может использоваться с 7-летнего возраста. Выполнение методики в полном объеме (13-14 правильных ответов) является условно нормативным для детей 10-11-ти лет. Информативными считаются рассуждения ребенка по поводу связей между словами и объяснения собственного выбора.
-
Анализируемые показатели:
-
возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца, -
доступность выполнения заданий по аналогии; -
стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями, -
наличие трудностей актуализации нужного слова; -
оценка характера обучаемости и объема необходимой помощи со стороны взрослого.
Парные аналогии
-
Школа – ученик Больница - … -
Задача – решение Вопрос - … -
Часы – время Градусник - … -
Луг – трава Лес - … -
Рабочий – город Крестьянин - … -
Море – вода Небо - … -
Июль – лето Апрель - … -
Охотник – ружье Рыбак - … -
День – обед Вечер - … -
Дождь – сырость Жара - … -
Дом – кирпич Слово - … -
Художник – картина Писатель - … -
Яд – заболевание Лекарство - … -
Хулиганство – наказание Подвиг - …
Сравнение двух понятий
-
Цель: исследование способности находить общее и различное в понятиях.
-
Оборудование: пары понятий, которые могут быть объединены по некоторым признакам
-
Ход обследования: ребенку предлагают найти общее и различное в двух сравниваемых понятиях. Инструкция: «Я назову тебе два предмета, а ты подумай и скажи, что общего между ними и чем они отличаются». Инструкцию рекомендуется сопровождать разбором примера.
-
Анализ результатов:
√ N: усвоив инструкцию, дети легко справляются с заданием, проявляя при этом инициативу и творчество.
√ ЗПР: справляются с простыми вариантами задания, если они хорошо усвоили инструкцию. В большинстве случаев им требуется организующая помощь. Они способны использовать усвоенный принцип во время работы с аналогичной парой сравниваемых понятий.
√ УО: детям трудно дифференцировать общее и различное; часто процесс сравнения они ограничивают установлением признаков различия, так как установление признаков сходства дается им с большим трудом. При нахождении признаков сходства они прибегают к обобщениям по несущественным признакам.
Топор и молоток
Пианино и скрипка
Шалость и драка
Щекотать и гладить
Город и деревня
Снег и дождь
Сад и парк
Лопата и ложка
Понимание метафор и поговорок
-
Цель: выявление способности понимать переносный и скрытый смысл
-
Оборудование: тексты метафор и поговорок
-
Ход обследования: ребенку предлагается следующая инструкция: «Сейчас я буду читать тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую смысл пословицы».
-
Анализ результатов:
√ N: подавляющее большинство детей правильно объясняют смысл предложенных им метафор и поговорок.
√ ЗПР: дети могут хорошо объяснить смысл ранее слышанной метафоры; с помощью наводящих вопросов справляются и с новыми для них метафорами. Дети правильно понимают смысл поговорок в пределах конкретной ситуации; однако в большинстве случаев не могут дать объяснение поговорки в обобщенном виде. С помощью наводящих вопросов они могут воспроизвести ситуацию, аналогичную той, которая содержится в поговорке.
√ УО: некоторые дети правильно объясняют метафоры, которые они слышали раньше и смысл которых им разъясняли. Однако, если такого ребенка попросить объяснить новую метафору, то, как правило, толкование ее будет примитивно и конкретно. Толкование поговорок, даже ранее слышанных, возможно лишь в прямом
смысле и в пределах конкретной ситуации
-
Семь раз отмерь, а один отрежь.
-
Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы. -
Прежде чем сделать, надо хорошо подумать -
Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.
-
Лучше меньше, да лучше.
-
Одну хорошую книгу прочитать полезнее, чем семь плохих. -
Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
Поспешишь – людей насмешишь.
-
Клоун смешит людей. -
Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать. -
Торопливость может привести к нелепым результатам.
Куй железо пока горячо.
-
Кузнец кует горячее железо. -
Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать. -
Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
-
Не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом. -
Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла. -
Зеркало криво висит.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
-
Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб. -
О деле судят по результатам. -
Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
Сделал дело – гуляй смело.
-
Если выполнил работу хорошо – можешь отдыхать. -
Мальчик вышел на прогулку.
Умелые руки не знают скуки.
-
Петр Иванович никогда не скучает. -
Мастер своего дела любит и умеет трудиться.
Не в свои сани не садись.
-
Если не знаешь дела, не берись за него. -
Зимой ездят на санях, а летом на телеге. -
Езди только на своих санях.
Не все то золото, что блестит.
-
Медный браслет блестит, как золотой. -
Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством. -
Не всегда то, что кажется хорошим, действительно хорошо.
Выделение двух существенных признаков
-
Цель: выявить способность выделения самых существенных признаков предметов и явлений и отличия их от несущественных (второстепенных). Методика позволяет также оценить последовательность рассуждений ребенка.