Файл: Исследование памяти школьника Тип памяти. Оценка логической и механической памяти Запоминание 10 слов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  • Оборудование: бланк с обобщающим словом и набором слов, которые могли бы его характеризовать




  • Ход обследования: методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). Выделенные задания – вариант наглядной помощи. Оценивается не только правильность выполнения, но и умение самостоятельно выбирать решение, произвольно сохранять способ анализа. Отмечаются типичные ошибки, в том числе выбор большего или меньшего количества слов и т. п.




  • Инструкция: Выбери только 2 слова из пяти, так, чтобы они обозначали неотъемлемые признаки первого слова, т. е. то, без чего этот предмет или явление не могут существовать.




  • Анализ результатов:

N: задания доступны и могут быть использованы с 7-7,5-летнего возраста. Условно нормативным является выполнение в полном объеме(13-15 заданий) к 10-11 годам.

ЗПР: используя наглядную помощь (образец выполнения задания педагогом и его разъяснение), справляются с заданиями, но не во всех случаях могут выделить 2 существенных признака: выделяют 1 или, опираясь на собственный опыт и другие факторы, выделяют несущественные признаки. Испытывают интерес к заданию, стремятся сохранять способ анализа, действовать целенаправленно.

УО: не проявляют интереса к заданию, помощь педагога малоэффективна, не понимают инструкцию. Если и переходят к выделению признаков, то делают это хаотично, каждый раз руководствуясь разными факторами, выделяют несущественные признаки


Четвертый лишний





  • Цель: выявление уровня обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения.




  • Оборудование: карточки с наборами слов, в каждом из которых одно слово является лишним по какому-либо признаку.




  • Ход обследования: методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти и детям, не умеющим читать, задание предъявляется на слух. Ребенку предлагают выделить одно «неподходящее» понятие и объяснить, по какому признаку (принципу) он это сделал. Кроме того, он должен подобрать ко всем остальным словам обобщающее слово.





  • Анализ результатов: оценивается, может ли ребенок отвлечься от второстепенных и случайных признаков, привычных (ситуативно обусловленных) отношений между предметами и обобщить существенные признаки, найти обобщающее слово (уровень понятийного развития). Выявляются и иные особенности формирования процесса обобщения. Анализируется уровень обобщающих операций, а именно: объединение по конкретно-ситуативному, функциональному, понятийному, латентному признакам.




  • Анализируемые показатели:

  • характер деятельности (целенаправленность, хаотичность и т.п.);

  • доступность выполнения задания;

  • характер ошибок при выделении признаков;

  • характер рассуждений ребенка и уровень обобщающих операций;

  • объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.


Книга, портфель, чемодан, кошелек.
Печка, керосинка, свеча, электроплитка.
Трамвай, автобус, трактор, троллейбус.
Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.
Река, мост, озеро, море.
Бабочка, линейка, карандаш, ластик.
Добрый, ласковый, веселый, злой.
Дедушка, учитель, папа, мама.
Минута, секунда, час, вечер.
Василий, Фёдор, Иванов, Семён.

Понимание литературных текстов





  • Цель: установить доступность и характер понимания детьми смысла предложенных им рассказов, способность воспроизвести его в определенной последовательности с необходимыми подробностями и т. д.




  • Оборудование: тексты рассказов, некоторые из которых заключают в себе скрытый смысл.

  • Ход обследования: ребенку читают текст и просят его пересказать. Если он не может самостоятельно составить пересказ, ему оказывают помощь в форме наводящего вопроса или воспроизведения экспериментатором начала рассказа. Иногда приходится стимулировать ребенка в течение всего пересказа: задавать наводящие вопросы, направлять, подсказывать. Различные виды помощи дают возможность понять, в какой степени пересказ возможен и какие факторы его затрудняют. Кроме пересказа необходимо задать вопросы по пониманию смысла рассказа.

  • Анализ результатов:

N: решают задачу без посторонней помощи. Они умело анализируют содержание рассказа, устанавливают связи между его отдельными частями, делают выводы.

ЗПР: дети легко справляются с более простыми по содержанию рассказами, иногда им требуется небольшая помощь в виде наводящих вопросов.

Воспроизведение рассказов, сложных по содержанию, дается этим детям с большим трудом, с организующей помощью со стороны взрослого способны понять их вполне адекватно

УО: испытывают значительные затруднения даже в 7 – 8 лет. В ряде случаев они оказываются не в состоянии понять смысл предложенного им рассказа. В наибольшей мере это относится к рассказам с пропущенными звеньями или скрытым смыслом. Оказываемая помощь неэффективна. Глубоко УО дети школьного возраста содержания текстов со скрытым смыслом не понимают.