Файл: Исследование памяти школьника Тип памяти. Оценка логической и механической памяти Запоминание 10 слов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого-педагогические методы исследования школьников
п
Содержание.
-
Предварительное ознакомление с ребёнком:
-
Бланк проведения беседы со школьником.
-
Оценка внимания школьника:
-
Кольца Ландольта. -
Корректурная проба. -
Отыскивание чисел по таблицам Шульте. -
Методика кодирования по Векслеру. -
Счёт по Крепелину
-
Черно-красная таблица.
-
Исследование памяти школьника:
-
Тип памяти. -
Оценка логической и механической памяти -
Запоминание 10 слов. -
Пиктограмма. -
Опосредованное запоминание,
-
Исследование наглядно-образного мышления школьника:
-
Лабиринт -
Установление закономерностей
-
Исследование словесно-логического мышления школьника:
-
Простые вербальные аналогии -
Парные аналогии -
Сравнение двух понятий -
Понимание метафор и поговорок -
Выделение двух существенных признаков -
Четвертый лишний -
Понимание литературных текстов
Бланк проведения беседы.
(для школьника)
-
Ф.И.О. испытуемого___________________________________ -
Дата рождения_______________________________________ -
Дата обследования___________________________________ -
Возраст_____________________________________________
ВОПРОСЫ:
Раздел А (вопросы, вскрывающие знания ребенка о себе):
-
Как тебя зовут?___________________________________________________ -
Сколько тебе лет?_________________________________________________ -
Когда у тебя день рождения?________________________________________ -
Сколько человек в вашей семье? Кто именно? _______________________ ________________________________________________________________ -
Как зовут твою маму, твоего папу?__________________________________ ________________________________________________________________ -
Где и кем работают твои мама и папа?______________________________ ________________________________________________________________ -
Сколько лет тебе будет через три года?_______________________________ -
Сколько лет тебе было два года назад?_______________________________ -
Кто в семье старше, а кто моложе?_________________________________ ________________________________________________________________
Раздел Б (ориентация в пространстве и во времени):
-
Где ты живешь? Назови свой адрес.__________________________________ ________________________________________________________________ -
В каком городе ты живешь?_________________________________________ -
Сколько комнат в вашей квартире?___________________________________ -
Сколько этажей в вашем доме?______________________________________ -
На каком этаже ты живешь?_________________________________________ -
Покажи левую, правую руку._________________________________________ -
Возьми левой рукой правое ухо._____________________________________ -
Сейчас день или ночь?_____________________________________________ -
Какие части суток ты еще знаешь?___________________________________ -
Какое сейчас время года?___________________________________________ -
Какие еще времена года ты знаешь?_________________________________ -
Назови летние месяцы._____________________________________________ -
Сколько месяцев в году?___________________________________________ -
Сколько часов в сутках?____________________________________________ -
Сколько минут в одном часе?________________________________________ -
Где находится твоя школа?_________________________________________ -
С кем ты приехал?_________________________________________________ -
На чем ты приехал?_______________________________________________
Раздел В (выявление кругозора ребенка):
-
Как называется наша страна?______________________________________ -
Как называется столица нашей страны?______________________________ -
Какие ты еще знаешь города?_______________________________________ -
Каких животных ты знаешь? Чем они питаются? _______________________ _______________________________________________________________ -
Каких ты знаешь домашних животных?_______________________________ _______________________________________________________________ -
Каких ты знаешь птиц?____________________________________________ _______________________________________________________________ -
Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?______________________________ _______________________________________________________________ -
Какие ты знаешь зимние и весенние праздники?_______________________ _______________________________________________________________ -
Когда дети купаются в реке летом или зимой? Почему? _________________ _______________________________________________________________ -
Что происходит в природе осенью? __________________________________ _______________________________________________________________ -
В какое время года дети катаются на санках?_________________________ -
Какого цвета этот карандаш?_______________________________________ -
Кто больше корова или коза?_______________________________________ -
Кто больше птица или пчела?______________________________________ -
У кого больше ног: у собаки или петуха?______________________________ -
Сколько у тебя пальцев на руке? Покажи указательный ________________ -
Покажи два пальца, три пальца и т. д._______________________________ -
Какие виды транспорта ты знаешь?_________________________________ _______________________________________________________________ -
В каком магазине покупают хлеб?___________________________________ -
Где покупают лекарства?__________________________________________ -
Кто лечит детей?_________________________________________________ -
Кто разносит письма?_____________________________________________ -
Кто подметает улицы?____________________________________________ -
Какие реки есть в нашей стране?____________________________________ _______________________________________________________________ -
Какой праздник отмечается 9 мая?__________________________________ -
Каких писателей ты знаешь?_______________________________________ _______________________________________________________________ -
Какие книжки ты прочел?__________________________________________
Раздел Г (выявление особенностей личности ребенка: интересов, ценностей, отношений и т. д.):
-
Чем ты больше всего любишь заниматься в свободное время?___________ ________________________________________________________________ -
В какие игры ты любишь играть?_____________________________________ ________________________________________________________________ -
Какие у тебя самые любимые игрушки?_______________________________ ________________________________________________________________ -
С кем ты любишь играть?___________________________________________ -
Какие передачи ты любишь смотреть по телевизору?___________________ ________________________________________________________________ -
О чем ты любишь смотреть фильмы?_________________________________ ________________________________________________________________ -
Любишь ли ты читать книги?________________________________________ -
О чем книги ты любишь?____________________________________________ -
Помогаешь ли ты дома по хозяйству?_________________________________ -
Что ты умеешь делать?____________________________________________ ________________________________________________________________ -
Есть ли у тебя друзья?_____________________________________________ -
Нравится ли тебе учиться в школе? Почему?___________________________ ________________________________________________________________ -
Что тебе нравится и не нравится в школе?_____________________________ ________________________________________________________________ -
Есть ли уроки, которые ты любишь и не любишь? Почему?_______________ ________________________________________________________________ -
Зачем дети ходят в школу?_________________________________________ ________________________________________________________________ -
Где лучше дома или в школе?_______________________________________ -
У тебя бывают ссоры с одноклассниками?_____________________________ -
У тебя хороший учитель?___________________________________________ -
Он тебя часто ругает?______________________________________________ -
Как ты поступишь, если твой друг попал в беду?________________________ -
Что ты сделаешь, если найдешь на улице потерянный кошелек?__________ ________________________________________________________________ -
Что ты сделаешь, если увидишь слепого человека, который не может перейти улицу?___________________________________________________ -
Как ты поступишь, если твой друг скажет учителю неправду?_____________ ________________________________________________________________ -
Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? Почему?_________ ________________________________________________________________ -
Нужно ли помогать слабым? Почему?_________________________________ ________________________________________________________________ -
Можно ли брать чужое без спроса? Почему?___________________________ ________________________________________________________________
Дополнительные вопросы:
-
Чем похожи сосна и елка?__________________________________________ ________________________________________________________________ -
Чем отличается старый человек от молодого?_________________________ ________________________________________________________________
Дополнительные заметки о ходе беседы, поведение ребенка, отношение к обследованию, эмоциональное состояние:
Определение понятий, выяснение причин,
выявления сходства и различий в объектах.
(для младших школьников)
Ф.И.____________________________________________________
Дата исследования_______________________________________
Дата рождения___________________________________________
Полный возраст__________________________________________
-
Какое из животных больше: лошадь или собака?_______________________ -
Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днём и вечером? ________________________________________________________________ -
Днём на улице светло, а ночью?_____________________________________ -
Небо голубое, а трава?_____________________________________________ -
Черешня, груша, слива, яблоко—это...________________________________ -
Почему, когда идёт поезд, опускают шлагбаум?________________________ -
Что такое Москва, Киев, Хабаровск?__________________________________ -
Который сейчас час? (показать ребёнку часы)__________________________ -
Молодую корову называют тёлка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?___________________________________________________ -
На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу?_________________ -
Для чего нужны автомобилю тормоза?________________________________ -
Чем похожи друг на друга молоток и топор?____________________________ -
Что есть общего между белкой и кошкой?_____________________________ ________________________________________________________________ -
Что такое футбол, прыжки в длину и высоту, теннис, плавание?___________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ -
Какие ты знаешь виды транспорта?__________________________________ -
Чем отличается старый человек от молодого?_________________________ -
Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?___________________ ________________________________________________________________ -
Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?____________ ________________________________________________________________ -
Для чего на письмо необходимо наклеивать марки?_____________________ ________________________________________________________________ -
Чем отличается гвоздь, винт и шуруп друг от друга?_____________________ ________________________________________________________________
За каждый правильный ответ на вопрос ребёнок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество может быть 10 баллов
Выводы об уровне развития: 10 б. — очень высокий
8-9 б. — высокий
4-7 б. — средний
2-3 б. — низкий
0-1б. — очень низкий
Кольца Ландольта
-
Цель: 1)определить проективность и устойчивость внимания.
2)определить уровень распределения внимания
3) определить уровень переключаемости внимания.
-
Оборудование: бланк и секундомер.
-
Инструкция: 1) «Внимательно просматривай этот бланк с кольцами и зачеркивай те из них, в которых имеется разрыв на шесть часов. Когда ты услышишь слово «черта», ставь её в том месте твоего бланка, где тебя застала это команда. Когда я скажу «стоп», поставь две черты и прекрати работу».
2) «Просматривай бланк и зачеркивай вертикальной чертой те кольца, где разрыв на 3 часа, а крестиком те, где разрыв на 12 часов».
3) «Просматривай бланк с кольцами и зачеркивай те из них, у которых разрыв на 9 часов. (Через минуту) А теперь зачеркивай те, у которых разрыв на 5 часов. (Еще через минуту) Теперь те, где разрыв на 1 час. Потом на 8 часов, на 11 часов».
-
Ход обследования: время - 5 мин, черту ставим через каждые 30 сек или через каждую минуту (лучше).
• Обработка:
Р=(0.5* S-2.8 *n)/t. Р - продуктивность, S - количество просмотренных знаков, n - количество допущенных ошибок, t - время. Р от 1,25 - зона очень высокопродуктивного внимания, от 1 до 1,25 - зона высокопродуктивного внимания, от 0,5 до 1 - зона средне продуктивного внимания, от 0,25 до 0,5 - зона низко продуктивного внимания, от 0 до 0,25 - зона очень низко продуктивного внимания.
Формула для вычисления продуктивности и нормативы, предложенные Виноградовой: Р=S*Е/(Е+n). Е - количество правильно зачеркнутых знаков. Р=S – зона очень высокопродуктивного внимания, Р от S-1 до S/2 - зона высоко продуктивного внимания, Р от S/2 до 3/8S - средне продуктивное внимание, Р от 3/8S до S/8 - низко продуктивное внимание, Р от S/8-1 до 0 - очень низко продуктивное внимание.