Файл: Исследование памяти школьника Тип памяти. Оценка логической и механической памяти Запоминание 10 слов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Психолого-педагогические методы исследования школьников


п

Содержание.

  1. Предварительное ознакомление с ребёнком:

  • Бланк проведения беседы со школьником.



  1. Оценка внимания школьника:

  • Кольца Ландольта.

  • Корректурная проба.

  • Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

  • Методика кодирования по Векслеру.

  • Счёт по Крепелину

  • Черно-красная таблица.




  1. Исследование памяти школьника:

  • Тип памяти.

  • Оценка логической и механической памяти

  • Запоминание 10 слов.

  • Пиктограмма.

  • Опосредованное запоминание,




  1. Исследование наглядно-образного мышления школьника:

  • Лабиринт

  • Установление закономерностей




  1. Исследование словесно-логического мышления школьника:

  • Простые вербальные аналогии

  • Парные аналогии

  • Сравнение двух понятий

  • Понимание метафор и поговорок

  • Выделение двух существенных признаков

  • Четвертый лишний

  • Понимание литературных текстов



Бланк проведения беседы.

(для школьника)

  1. Ф.И.О. испытуемого___________________________________

  2. Дата рождения_______________________________________

  3. Дата обследования___________________________________

  4. Возраст_____________________________________________


ВОПРОСЫ:

Раздел А (вопросы, вскрывающие знания ребенка о себе):

  1. Как тебя зовут?___________________________________________________

  2. Сколько тебе лет?_________________________________________________

  3. Когда у тебя день рождения?________________________________________

  4. Сколько человек в вашей семье? Кто именно? _______________________ ________________________________________________________________

  5. Как зовут твою маму, твоего папу?__________________________________ ________________________________________________________________

  6. Где и кем работают твои мама и папа?______________________________ ________________________________________________________________

  7. Сколько лет тебе будет через три года?_______________________________

  8. Сколько лет тебе было два года назад?_______________________________

  9. Кто в семье старше, а кто моложе?_________________________________ ________________________________________________________________



Раздел Б (ориентация в пространстве и во времени):


  1. Где ты живешь? Назови свой адрес.__________________________________ ________________________________________________________________

  2. В каком городе ты живешь?_________________________________________

  3. Сколько комнат в вашей квартире?___________________________________

  4. Сколько этажей в вашем доме?______________________________________

  5. На каком этаже ты живешь?_________________________________________

  6. Покажи левую, правую руку._________________________________________

  7. Возьми левой рукой правое ухо._____________________________________

  8. Сейчас день или ночь?_____________________________________________

  9. Какие части суток ты еще знаешь?___________________________________

  10. Какое сейчас время года?___________________________________________

  11. Какие еще времена года ты знаешь?_________________________________

  12. Назови летние месяцы._____________________________________________

  13. Сколько месяцев в году?___________________________________________

  14. Сколько часов в сутках?____________________________________________

  15. Сколько минут в одном часе?________________________________________

  16. Где находится твоя школа?_________________________________________

  17. С кем ты приехал?_________________________________________________

  18. На чем ты приехал?_______________________________________________



Раздел В (выявление кругозора ребенка):

  1. Как называется наша страна?______________________________________

  2. Как называется столица нашей страны?______________________________

  3. Какие ты еще знаешь города?_______________________________________

  4. Каких животных ты знаешь? Чем они питаются? _______________________ _______________________________________________________________

  5. Каких ты знаешь домашних животных?_______________________________ _______________________________________________________________

  6. Каких ты знаешь птиц?____________________________________________ _______________________________________________________________

  7. Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?______________________________ _______________________________________________________________

  8. Какие ты знаешь зимние и весенние праздники?_______________________ _______________________________________________________________

  9. Когда дети купаются в реке летом или зимой? Почему? _________________ _______________________________________________________________

  10. Что происходит в природе осенью? __________________________________ _______________________________________________________________

  11. В какое время года дети катаются на санках?_________________________

  12. Какого цвета этот карандаш?_______________________________________

  13. Кто больше корова или коза?_______________________________________

  14. Кто больше птица или пчела?______________________________________

  15. У кого больше ног: у собаки или петуха?______________________________

  16. Сколько у тебя пальцев на руке? Покажи указательный ________________

  17. Покажи два пальца, три пальца и т. д._______________________________

  18. Какие виды транспорта ты знаешь?_________________________________ _______________________________________________________________

  19. В каком магазине покупают хлеб?___________________________________

  20. Где покупают лекарства?__________________________________________

  21. Кто лечит детей?_________________________________________________

  22. Кто разносит письма?_____________________________________________

  23. Кто подметает улицы?____________________________________________

  24. Какие реки есть в нашей стране?____________________________________ _______________________________________________________________

  25. Какой праздник отмечается 9 мая?__________________________________

  26. Каких писателей ты знаешь?_______________________________________ _______________________________________________________________

  27. Какие книжки ты прочел?__________________________________________



Раздел Г (выявление особенностей личности ребенка: интересов, ценностей, отношений и т. д.):


  1. Чем ты больше всего любишь заниматься в свободное время?___________ ________________________________________________________________

  2. В какие игры ты любишь играть?_____________________________________ ________________________________________________________________

  3. Какие у тебя самые любимые игрушки?_______________________________ ________________________________________________________________

  4. С кем ты любишь играть?___________________________________________

  5. Какие передачи ты любишь смотреть по телевизору?___________________ ________________________________________________________________

  6. О чем ты любишь смотреть фильмы?_________________________________ ________________________________________________________________

  7. Любишь ли ты читать книги?________________________________________

  8. О чем книги ты любишь?____________________________________________

  9. Помогаешь ли ты дома по хозяйству?_________________________________

  10. Что ты умеешь делать?____________________________________________ ________________________________________________________________

  11. Есть ли у тебя друзья?_____________________________________________

  12. Нравится ли тебе учиться в школе? Почему?___________________________ ________________________________________________________________

  13. Что тебе нравится и не нравится в школе?_____________________________ ________________________________________________________________

  14. Есть ли уроки, которые ты любишь и не любишь? Почему?_______________ ________________________________________________________________

  15. Зачем дети ходят в школу?_________________________________________ ________________________________________________________________

  16. Где лучше дома или в школе?_______________________________________

  17. У тебя бывают ссоры с одноклассниками?_____________________________

  18. У тебя хороший учитель?___________________________________________

  19. Он тебя часто ругает?______________________________________________

  20. Как ты поступишь, если твой друг попал в беду?________________________

  21. Что ты сделаешь, если найдешь на улице потерянный кошелек?__________ ________________________________________________________________

  22. Что ты сделаешь, если увидишь слепого человека, который не может перейти улицу?___________________________________________________

  23. Как ты поступишь, если твой друг скажет учителю неправду?_____________ ________________________________________________________________

  24. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? Почему?_________ ________________________________________________________________

  25. Нужно ли помогать слабым? Почему?_________________________________ ________________________________________________________________

  26. Можно ли брать чужое без спроса? Почему?___________________________ ________________________________________________________________


Дополнительные вопросы:

  1. Чем похожи сосна и елка?__________________________________________ ________________________________________________________________

  2. Чем отличается старый человек от молодого?_________________________ ________________________________________________________________




Дополнительные заметки о ходе беседы, поведение ребенка, отношение к обследованию, эмоциональное состояние:

Определение понятий, выяснение причин,

выявления сходства и различий в объектах.

(для младших школьников)

Ф.И.____________________________________________________

Дата исследования_______________________________________

Дата рождения___________________________________________

Полный возраст__________________________________________


  1. Какое из животных больше: лошадь или собака?_______________________

  2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днём и вечером? ________________________________________________________________

  3. Днём на улице светло, а ночью?_____________________________________

  4. Небо голубое, а трава?_____________________________________________

  5. Черешня, груша, слива, яблоко—это...________________________________

  6. Почему, когда идёт поезд, опускают шлагбаум?________________________

  7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?__________________________________

  8. Который сейчас час? (показать ребёнку часы)__________________________

  9. Молодую корову называют тёлка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?___________________________________________________

  10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу?_________________

  11. Для чего нужны автомобилю тормоза?________________________________

  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?____________________________

  13. Что есть общего между белкой и кошкой?_____________________________ ________________________________________________________________

  14. Что такое футбол, прыжки в длину и высоту, теннис, плавание?___________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

  15. Какие ты знаешь виды транспорта?__________________________________

  16. Чем отличается старый человек от молодого?_________________________

  17. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?___________________ ________________________________________________________________

  18. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?____________ ________________________________________________________________

  19. Для чего на письмо необходимо наклеивать марки?_____________________ ________________________________________________________________

  20. Чем отличается гвоздь, винт и шуруп друг от друга?_____________________ ________________________________________________________________


За каждый правильный ответ на вопрос ребёнок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество может быть 10 баллов

Выводы об уровне развития: 10 б. — очень высокий

8-9 б. — высокий

4-7 б. — средний

2-3 б. — низкий

0-1б. — очень низкий



Кольца Ландольта


  • Цель: 1)определить проективность и устойчивость внимания.

2)определить уровень распределения внимания

3) определить уровень переключаемости внимания.


  • Оборудование: бланк и секундомер.




  • Инструкция: 1) «Внимательно просматривай этот бланк с кольцами и зачеркивай те из них, в которых имеется разрыв на шесть часов. Когда ты услышишь слово «черта», ставь её в том месте твоего бланка, где тебя застала это команда. Когда я скажу «стоп», поставь две черты и прекрати работу».

2) «Просматривай бланк и зачеркивай вертикальной чертой те кольца, где разрыв на 3 часа, а крестиком те, где разрыв на 12 часов».

3) «Просматривай бланк с кольцами и зачеркивай те из них, у которых разрыв на 9 часов. (Через минуту) А теперь зачеркивай те, у которых разрыв на 5 часов. (Еще через минуту) Теперь те, где разрыв на 1 час. Потом на 8 часов, на 11 часов».


  • Ход обследования: время - 5 мин, черту ставим через каждые 30 сек или через каждую минуту (лучше).

Обработка:

Р=(0.5* S-2.8 *n)/t. Р - продуктивность, S - количество просмотренных знаков, n - количество допущенных ошибок, t - время. Р от 1,25 - зона очень высокопродуктивного внимания, от 1 до 1,25 - зона высокопродуктивного внимания, от 0,5 до 1 - зона средне продуктивного внимания, от 0,25 до 0,5 - зона низко продуктивного внимания, от 0 до 0,25 - зона очень низко продуктивного внимания.

Формула для вычисления продуктивности и нормативы, предложенные Виноградовой: Р=S*Е/(Е+n). Е - количество правильно зачеркнутых знаков. Р=S – зона очень высокопродуктивного внимания, Р от S-1 до S/2 - зона высоко продуктивного внимания, Р от S/2 до 3/8S - средне продуктивное внимание, Р от 3/8S до S/8 - низко продуктивное внимание, Р от S/8-1 до 0 - очень низко продуктивное внимание.