Файл: Формирование педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Основы педагогической культуры родителей
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» культура определяется как исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах учреждения жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [33].
Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности.
Передача культуры от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта. Следует отметить, что культурная преемственность осуществляется не автоматически: необходима учреждение системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.
Ю.А. Гладкова, изучая вопрос родительской культуры и компетентности, определяет их как соразмерный комплекс индивидуальных характеристик родителей, дающие возможность добиваться высококачественных результатов в вопросах воспитания ребенка-школьника [18].
Наиболее полное понимание педагогической культуры родителей раскрывают её функции.
В психологии выделяют следующие основные функции педагогической культуры:
-
Коммуникативная – включает в себя умения педагога общаться с воспитанниками, родителями. -
Гносеологическая – проявляется в целенаправленном исследовании, отборе и систематизации научных знаний о субъектах и объектах образовательного процесса [49]. -
Гуманистическая – утверждает в учебно-воспитательном процессе общечеловеческие ценности, создаёт условия для развития способностей человека. -
Информационная – выступает основой педагогической преемственности разных эпох и поколений. -
Нормативная – поддерживает равновесие в системе деятельности педагога, уменьшает влияние дестабилизирующих факторов в педагогической среде. -
Обучающая – реализуется в деятельности педагога, направленная на овладение родителем определённой системой знаний, умений, навыков. -
Воспитывающая – отражает область воспитательной деятельности педагога.
Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.
Под педагогической культурой отца и матери понимается такая степень педагогической подготовленности, которая способствует родителям сделать семейное воспитание успешным и целенаправленным процессом, полноценно решающим задачи развития и воспитания детей в единстве с школой [43].
Под «Формированием педагогической культуры родителей» следует понимать процесс достижения определенного уровня сформированности мотивации, знаний, умений, навыков у родителей в воспитании детей, готовности осуществлять педагогическую деятельность на основе педагогической культуры.
В структуре формирования педагогической культуры родителей можно выделить когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный компоненты.
Когнитивный компонент педагогической культуры представляет собой определенную сумму психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье. Прежде всего, это знание законов возрастного анатомо- физиологического и психического развития детей, подростков, юношества, понимание ценностей семейной жизни и семейного
воспитания: любовь, здоровье, здоровый образ жизни, семейные и культурно-национальные традиции и обычаи; владение знаниями о проблемах, типичных ошибках семейного воспитания и способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей, вопросов правовой и экономической защиты личности ребенка-школьника.
Операционный компонент – осознанное овладение родителями методами, приемами, формами воспитательного взаимодействия с ребенком; умение организовать полноценную жизнь ребенка-школьника в семье, диагностировать способности ребенка-школьника. Операционный компонент педагогической культуры включает в себя осознанное владение родителями разнообразием методов, приемов, форм воспитательного взаимодействия с ребенком, умения организовать жизнь и занятия детей в семье, организовать семейный труд и отдых, умение диагностировать способности, интересы и склонности ребенка-школьника.
Коммуникативный компонент педагогической культуры родителей включает в себя, прежде всего, умение родителей создавать благоприятный психологический климат в семье, умение понимать детей и других членов семьи, терпимость к иному мнению, умение выразить свое психофизическое: состояние и свои мысли, умение предупреждать и решать конфликты.
Рефлексивный компонент педагогической культуры предполагает наличие у родителей умений анализировать собственные действия и состояния, оценивать результативность применявшихся методов, приемов взаимодействия с детьми, причины успехов и неудач, ошибок и затруднений, возникающих в ходе семейного воспитания, способность посмотреть на себя
глазами своего ребенка-школьника.
Эмоциональный компонент педагогической культуры родителей включает умение владеть собою в сложных ситуациях, умение понять состояние ребенка-школьника по малоприметным особенностям его поведения, умение видеть проблемы ребенка-школьника и оказать ему помощь в их разрешении, способность родителей к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Степень выраженности того или иного компонента может иметь разную степень проявления, что позволяет говорить об уровнях сформированности педагогической культуры родителей. Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования и общей культуры, от индивидуальных особенностей (способностей, темперамента, характера), определяется богатством жизненного опыта, уровнем собственной воспитанности.
Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье.
Таким образом, исследование психолого-педагогической литературы показало, что педагогическая культура – это личностное образование, которое выражается в ценностно-целевой направленности педагогов и родителей на полноценное воспитание и развитие детей. Формирование педагогической культуры родителей – важный шаг в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания младших школьников.
1.3. Формы,
методы, направления формирования педагогической культуры родителей
Этап формирования ребенка-школьника, характеризующийся временем получения начального общего образования, называется периодом младшего школьного возраста. Параметры этой стадии развития ребенка-школьника различаются в зависимости от исторических и географических обстоятельств. На сегодняшний день данная стадия обозначается промежутком от 6-8 до 10-12 лет, что сопряженно с официально определенными сроками обучения в начальной школе.
Взаимодействие педагогов общеобразовательного учреждения с родителями для формирования их педагогической культуры реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.
Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:
-
Коллективные – родительские собрания, групповые консультации, конференции. -
Индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы. -
Наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
К нетрадиционным формам относят четыре группы:
-
Информационно-аналитические формы – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. -
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, и детьми. Совместно проведенный досуг сплачивает, способствует неформальному открытому взаимодействию [16]. -
Познавательные формы – способствуют формированию у родителей практических навыков воспитания, знакомят родителей с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. -
Наглядно-информационные формы – позволяют пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, правильно оценить деятельность педагогов.