Файл: Земельного права как отрасли, науки и учебной дисциплины. 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 622
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и принципы земельного права.
Система земельного права как отрасли, науки и учебной дисциплины.
История развития земельного права в России.
Субъекты, объекты и содержание земельных правоотношений.
Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.
Понятие и виды земельных правоотношений.
Схема расположения земельного участка.
Понятие, особенности и классификация источников земельного права. Земельное законодательство.
Законы РФ и РТ как источники земельного права.
Значение судебно-арбитражной практики в регулировании земельных отношений.
Формы и виды права собственности на земельные участки.
Основания и порядок прекращения права собственности на земельные участки.
Право частной собственности на земельные участки.
Разграничение государственной собственности на землю.
Сделки как основания возникновения права собственности на земельные участки.
Правовые формы приватизации земельных участков.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
Право безвозмездного пользования земельным участком.
Понятие и состав земель РФ и РТ. Перевод земель из одной категории в другую.
Плата за землю: земельный налог, арендная плата.
Функции государственного управления использованием и охраной земель.
Понятие и виды землеустройства.
Государственный земельный надзор: основания, органы и порядок осуществления.
Понятие и виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.
Специальная земельно-правовая ответственность.
Государственный кадастровый учет земельных участков и их регистрация.
Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, особенности использования.
Оборот долей в общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения.
Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств.
Понятие и состав земель населенных пунктов.
Правовой режим земель промышленности и земель иного специального назначения.
Правовой режим земель лесного фонда.
Правовой режим земель водного фонда.
Правовой режим земель особо охраняемых территорий.
Правовой режим земель государственных заповедников и национальных парков.
Административное обследование объектов земельных отношений: основания и порядок.
Положение о государственном земельном надзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 11 и разграничивает компетенцию данных органов:
Росприродназор – земли лесного фонда и особоохраняемых территорий, водных территорий фед значения
Россельхознадзор – земли с\х назначения
Росреестр – земли населенных пунктов
Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры. Ежегодный план разрабатывается в отношении каждого субъекта РФ.
В установленном порядке могут проводиться внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения земельного участка.
-
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства.
Характеристика административной ответственности за нарушения земельного законодательства. Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены ЗК РФ (ст. 74) и КоАП РФ.
Административное наказание — установленная государством мера ответственности за административное правонарушение — применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ст. 2.1 КоАП РФ).
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16 летнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ). Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Понятие должностного лица содержится в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде предупреждения или административного штрафа. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ст. 3.4 КоАП РФ). Административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях.
Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Если виновно юридическое лицо, то учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено наказание. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ст. 4.1 КоАП РФ).
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Однако за нарушение законодательства об охране окружающей среды указанный срок составляет один год. Привлечение виновного к административной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности возместить причиненный ущерб.
Виды административных земельных правонарушений. Ряд земельных правонарушений гл. 7 КоАП РФ признает в качестве административных в области охраны собственности. Так, его ст. 7.1 предусматривает административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на него.
Уничтожение или повреждение специальных знаков ст. 7.2 этого Кодекса признает административным правонарушением, которое влечет предупреждение или наложение штрафа.
Статья 7.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование их для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений.
Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка являются согласно ст. 7.10 КоАП РФ административными правонарушениями. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия влечет административную ответственность согласно
ст. 7.14 КоАП РФ.
Статья 7.16 этого Кодекса устанавливает административную ответственность за незаконное предоставление земельных участков из состава земель историко-культурного назначения, за незаконное изменение правового режима земельных участков из состава земель историко- культурного назначения.
Составы земельных правонарушений предусмотрены в гл. 8 КоАП РФ, которой установлены административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Предусмотрена административная ответственность за порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ). Речь идет о самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы, его уничтожении, а равно о порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружаю щей среды веществами и отходами производства и потребления.
Административными правонарушениями согласно КоАП РФ являются: невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7);
использование земельных участков не по целевому назначению (ст. 8.8);
нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12);
несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (ст. 8.121);
уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30).
Нарушениями земельного законодательства являются некоторые административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ) — проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9 КоАП РФ).
Отдельные административные нарушения на транспорте также являются нарушениями земельного законодательства (гл. 11 КоАП РФ). Так, согласно ст. 11.21 этого Кодекса административным правонарушением признаются загрязнение полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полос отвода автомобильных дорог или по ремонту автомобильных дорог, их участков, выпас живот ных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог.
Административную ответственность влечет также нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений (ст. 11.22 КоАП РФ). Состав правонарушения образуют неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения обязанностей по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек либо переходных мостиков в границах закрепленных за ними участков либо обязанностей по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов с закрепленных участков или подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования, включая переездные мостики.
Глава 19 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям против порядка управления, устанавливает административную ответственность за нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов (ст. 19.9). Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (в том числе на земельные участки) согласно ст. 19.21 КоАП РФ также является административным право нарушением.
- 1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 ... 49