Файл: Земельного права как отрасли, науки и учебной дисциплины. 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 583

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Понятие и принципы земельного права.

Система земельного права как отрасли, науки и учебной дисциплины.

История развития земельного права в России.

Субъекты, объекты и содержание земельных правоотношений.

Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.

Понятие и виды земельных правоотношений.

Схема расположения земельного участка.

Понятие, особенности и классификация источников земельного права. Земельное законодательство.

Законы РФ и РТ как источники земельного права.

Значение судебно-арбитражной практики в регулировании земельных отношений.

Формы и виды права собственности на земельные участки.

Основания и порядок прекращения права собственности на земельные участки.

Право частной собственности на земельные участки.

Разграничение государственной собственности на землю.

Сделки как основания возникновения права собственности на земельные участки.

Правовые формы приватизации земельных участков.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Право безвозмездного пользования земельным участком.

Публичный земельный сервитут.

Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.

Аукцион по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.

Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на земельный участок, находящийся в частной собственности.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Понятие и состав земель РФ и РТ. Перевод земель из одной категории в другую.

Плата за землю: земельный налог, арендная плата.

Понятие и виды управления использованием и охраной земель. Система органов управления и их компетенция.

Функции государственного управления использованием и охраной земель.

Понятие и виды землеустройства.

Государственный земельный надзор: основания, органы и порядок осуществления.

Понятие и виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

Специальная земельно-правовая ответственность.

Государственный кадастровый учет земельных участков и их регистрация.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, особенности использования.

Оборот долей в общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств.

Понятие и состав земель населенных пунктов.

Правовой режим земель промышленности и земель иного специального назначения.

Правовой режим земель лесного фонда.

Правовой режим земель водного фонда.

Правовой режим земель особо охраняемых территорий.

Правовой режим земель государственных заповедников и национальных парков.

Административное обследование объектов земельных отношений: основания и порядок.

Муниципальный и общественный земельный контроль.

Правовые формы приватизации земельных участков.




  1. Использование земельного участка на основе права постоянного пользования: субъекты, содержание, основания возникновения и прекращения.


Первоначально было предусмотрено в Основах законодательства СССР о земле от 1990 г., затем получило закрепление в ЗК РСФСР 1991, который действовал до 301.10.2001

Данная правовая конструкция по первоначальному замыслу должно было занять промежуточное место между правом чс и арендой.

По сравнению с ДА ПБП имело схожие признаки: бессрочный характер и уплата земельного налога.

Схожие признаки с арендой: землепользователь имел право зоключить с согласия органа власти договор аренды или безвозмездного срочного пользования ( =перенайм, субаренда)

До 2001 з\у предоставлялись ФЛ и ЮЛ на основании решения органа власти (постановление совета народных депутатов+распоряжение) и оформлялись соответствующие правоудостоверяющие документы (гос акт на землю).

С 30.10.2001 вступил в силу ЗК РФ и значительно изменил правовое регулирование.

В основе возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком лежит индивидуальный правовой акт — решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка (подп. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).

Согласно ст. 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;

  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);

  • казенным предприятиям;

  • центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий (п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ).

По общему правилу не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование без проведения торгов.


Закон гарантирует гражданам, что автоматически прекращаться право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок не будет. Каждый гражданин может однократно бесплатно приобрести земельный участок в собственность, т.е. фактически переоформить право постоянного пользования на право собственности. «Однократно» в данном случае означает, что это может быть сделано в отношении только одного земельного участка.

Ст. 269 ГК РФ устанавливает, что лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование, однако, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением:

  • случаев заключения соглашения об установлении сервитута

  • передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, а религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года либо до 1 января 2016 года (в отношении земельных участков, на которых расположены линейные объекты: линии связи, трубопроводы, дороги и т.п.). Выбор конкретного титула (собственность или аренда) остается за правообладателем независимо от мнения публичного органа, уполномоченного распоряжаться земельным участком.

С 1 января 2013 года Кодекс об административных правонарушениях дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства



Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

Предусмотрена административная ответственность ст. 7.11 коап за несоблюдение разумного срока для заключения договора аренды.

Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях
сроком не ограничивается.

В судебноц практике возник вопрос о статусе ИП: относить к юл или фл.

ППВС 11 от 2005 о некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства, разъясняет, что в соответствии со ст.23 гк рф предпринимательская деятельность, осуществляемая без образования юл, регулируется положениями гк о коммерческих юл. Таким образом статус ип = статус юл. И для них предусмотрен тот же порядок, что для и юл.

Право постоянного бессрочного пользования по наследству не перехоит. В случае смерти право утрачивается. Исключение: когда на таких з\у находятся объекты недвижимости, принадлежащих на правве собственности землепользователю, действует ст 35 зк рф – объект недвижимости переходит наследникам (по закону или заещанию). Наследники в соответсвии со ст.39.20 имею право выкупить в порядке приватизации либо заключить договор аренды. Срок – разумный. Ст 23 фз о приватизации.

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком 

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств,
исключающих такое использование;

создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;


  1. 1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   49