Файл: Пермский государственный национальный исследовательский университет.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 375
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Направления и подходы к изучению стресса
1.2. Подходы к понятию стрессоустойчивости
1.3. Исследования стресса и стрессоустойчивости у медицинских работников
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССДЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ХОЛМСА И РАГЕ
«Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге» []
Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. Они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
Тестируемым медицинским сестрам было предложено прочесть весь перечень теста, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Далее попробовать вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в их жизни, среднее арифметическое (посчитать — среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у них чаще одного раза, то полученный результат следовало умножить на данное количество раз.
Итоговая сумма определяет одновременно и степень сопротивляемости стрессу. Сравнительная таблица стрессовых характеристик представлена в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительная таблица стрессовых характеристик
Общая сумма балов | Степень сопротивляемости стрессу |
150 – 199 | Высокая |
200 – 299 | Пороговая |
300 и более | Низкая (ранимость) |
2.2 Методы исследования
Со всеми испытуемыми были проведены индивидуальные беседы для установления контакта и снятия напряжения, настороженности по отношению к процедуре исследования, мотивирования их на добросовестное и, по возможности, объективное заполнение тестовых методик, для достижения максимальной достоверности результатов. Им было разъяснено, что тестирование проводится не по заказу администрации, а в частном порядке, направлено на исследования в области профессиональной специфики труда (в частности его психологической вредности). Было обещано ознакомить их с результатами исследования и предложить определенную коррекционную работу по желанию отдельных лиц, участвовавших в исследовании. Перед началом работы были даны соответствующие пояснения о целях и предмете исследования.
В ходе проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:
-
«Методика диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко -
«Методика исследования локуса контроля» Дж. Роттера; -
«Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС)» А.Б. Леоновой; -
«Опросник профессионального выгорания МВI» K. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой; -
Опросник совладания со стрессом, COPE -
«Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге», известно еще множество тестов и методик, направленных на изучение стрессоустойчивости.
Для исследования уровня коммуникативной установки была выбрана работа В.В.Бойко. Данная методика предназначена для выявления, прежде всего негативных коммуникативных видов установок личности по отношению к другим людям.
Для определения уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации была выбрана «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге». Данная методика позволяет определить сформированность фаз эмоционального выгорания и симптомов, включенных в каждую фазу.
Опросник по определению профессионального эмоционального выгорания (MBI) (К.Маслач, С.Джексон, адаптация Н.Е.Водопьяновой), разработан на основе трехфакторной модели К.Маслач и С.Джексон. Опросник содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
Тест Ч.Спилбергера в модификации Ю.А.Ханина является информативным способом самооценки как уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние), так и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации; очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. При интерпретации результат оценивали следующим образом: до 30 баллов - низкая тревожность, 31-45 - умеренная, 46 баллов и более - высокая тревожность.
По мнению Дж.Роттера, локус контроль – представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящее вокруг него либо внешним силам, либо личным возможностям и усилиям.
Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия свои действий влиянием ситуаций, принято называть экстерналами. Противоположный которые обладают внутренним локусом контроля , более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной задачи, спокойны, добры и независимы. Предрасположенность к внешнему локусу контроля, напротив, выделяются в неуравновешенности, тревожности, подозрительности, неуверенности, агрессивности. Казалось бы, позиция экстерналов удобнее и обязана обеспечивать им более хорошее положение в социальном окружении [21, с. 415-420].
Для статистической обработки применяют следующие методы математической статистики:
-
проценты; -
коэффициент корреляции r-Спирмена; -
U-критерий Манна-Уитни.
На множественные психологические наблюдения эксперименты нашли устойчивую закономерность: интерналы чаще достигают успеха в творческой и квалифицированной работе, менее тревожны и агрессивны, способны более стойко защищать собственные принципы, чем экстерналы.
Интерналы менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь собственных целей. «Чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В любом человеке есть доля психологической зависимости.
Важно отметить, что использование критерия Стьюдента допустимо лишь при условии нормальности распределения исходных данных исследуемой выборки. В связи с этим перед применением критерия Стьюдента необходимо выполнить проверку нормальности. Если гипотеза нормальности не выполняется, то следует выбрать иные критерии. Это может быть, например, критерий Манна-Уитни, который представляет собой непараметрическую альтернативу t-критерия для независимых выборок [2].
Данные, полученные в ходе сбора эмпирических данных нами, были подвергнуты количественному и качественному анализу. Также, для получения данных о значимости и достоверности нами были применены методы математико-статистического анализа. Для математико-статистической обработки данных были использованы расчет критерия Манна-Уитни и t-критерия Стьюдента.
Использование критерия Манна-Уитни обусловлено тем фактом, что мы нуждались в таком критерии, который позволит оценить различия между двумя несвязными выборками по уровню какого-либо количественно измеренного признака.
Использование t-критерия Стьюдента было обусловлено тем фактом, что мы также нуждались в таком критерии, который позволит оценить различия между двумя связными выборками по уровню какого-либо количественно измеренного признака.
Расчет критерия Манна-Уитни и t-критерия Стьюдента в исследовании производился с помощью пакета статистических программ «Статистика 17.0».
Программа, направленная на профилактику профессионального выгорания, была разработана нами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого рода программам, а виды деятельности, технологии и упражнения отобраны в соответствии с целями и на основании теоретико-методических рекомендаций и практической обоснованности.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
3.1 Результаты описательной статистики данных
Прежде чем перейти к анализу результатов исследования, уточним, какие методики использовались для изучения стрессоустойчивости медицинского персонала реанимации и анестезиологии.
При проведении экспериментальной части работы использовались следующие методики:
-
Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) (К. Маслач, С. Джексон, адаптация Н.Е. Водопьяновой) -
Методика диагностики коммуникативной установки (В.В. Бойко) -
«Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге» -
Тест Ч. Спилбергера в модификации Ю. А. Ханина
Приступим к интерпретации результатов.
Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) (К. Маслач, С. Джексон, адаптация Н.Е. Водопьяновой). Данная методика была разработана на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон. Опросник содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
Проведенная методика «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» показала значимые различия по всем шкалам. Больше различий выявлено при сравнении групп в целом
В отличие от персонала реанимационного отделения персонал анестезиологии склонен ниже оценивать свою профессиональную успешность, то есть они в меньшей степени удовлетворены ее результатами, а также в большей степени прибегают к цинизму и проявлению отстраненности к происходящим событиям. Также анестезиологи склонны отмечать высокое эмоциональное напряжение и истощение эмоциональных ресурсов. Результаты представлены в гистограме 1.
Данные результаты могут быть связаны со спецификой деятельности реаниматологов, высокими объемами работы, ее сложностью в сочетании с ограниченными ресурсами оказания квалифицированной медицинской помощи, с особенностями контингента, с которым имеет дело специалист.
Гистограмма 1 - «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» MBI (К. Маслач, С. Джексон, адаптация Н.Е. Водопьяновой) общая