ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.05.2021
Просмотров: 1619
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 3.Административно-хозяйственные районы
Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга.
Глава 5. Население Петербурга XYIII-XXI вв.
Глава 6. Историко-архитектурные памятники
Глава 7. Культурные центры Петербурга и
Организационная структура современного краеведения.
Глава 2. Географическое положение и природные особенности
Животные: рысь, выдра, лиса, барсук, бобр, белка-летяга.
Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга
4.1.История заселения и освоения Невских земель до Петра I
4.2.Военно-оборонительные сооружения Ленинградской области. Крепости.
Глава 5. Население Петербурга – XYIII-XXI вв.
5.1. Демографические особенности города за три века
Население Петербурга в XVIII веке
Население Петербурга в XIX веке.
Население Петербурга в XX веке.
5.3.Петербург – город веротерпимости
Иноверческие храмы других вероисповеданий
7.2. Старинные усадьбы Ленинградской области
В экспозицию музея входят также залы Зимнего дворца, которые сохранили свой облик с середины XIX века (Зимний дворец был восстановлен после пожара 1837 года).
Отдел нумизматики располагает громадной коллекцией монет, медалей и орденов, которой мог бы гордиться любой музей мира.
Самым известным отделом Эрмитажа является отдел истории западноевропейского искусства, состоящий из картинной галереи, собраний скульптуры и предметов прикладного искусства.
В наши дни Эрмитаж занимает 5 связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец (архитектор Ф.Б.Растрелли), Малый эрмитаж (архитектор Ж.Б.М.Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (архитектор Ю.М.Фельтен), Новый Эрмитаж (архитектор Л. фон Кленце) и Эрмитажный театр (архитектор Дж.Кваренги). Интерьеры Эрмитажа неоднократно переделывались для нужд музея, и только фасады хранят память о его первых создателях.
Многие годы Эрмитаж оставался недоступным для широкой публики. Строительство Нового Эрмитажа со знаменитыми скульптурами атлантов (скульптор А.И.Теребенев) позволило в 1852 году многим любителям искусства увидеть собранные сокровища. В 1866 году были отменены прежние формальности для посещения, и Эрмитаж становится "Публичным музеумом".
В 1981 году филиалом Эрмитажа стал дворец первого губернатора Петербурга А.Д.Меншикова, а в 1989 году Эрмитажу для размещения экспозиций была передана часть здания Главного штаба (архитектор К.И.Росси).
Девятнадцатый век.
Первая половина XIX века – период бурного развития русской культуры. Это время обычно называют "золотым веком" русской литературы и искусства. В Петербурге формируется культурная общественность, чему способствовало открытие Публичной библиотеки, создание Филармонического общества, строительство новых театральных зданий.
В 1802 году на Невском проспекте в "Доме Энгельгардта" (Невский пр.,30) было открыто Филармоническое общество. (Филармония – от греческого phileo люблю и harmonia – гармония, учреждение, которое занимается организацией концертов и пропагандой музыкального искусства).
Одним из наиболее значительных событий в жизни Филармонического общества было первое в мире исполнение "Торжественной мессы" Бетховена 26 мая 1824 года. В Вене при жизни автора прозвучали только фрагменты этого произведения, да и то после петербургского концерта.
В 1823 году Бетховен направил в разные страны письма с предложением приобрести за 50 дукатов экземпляр рукописной копии партитуры "Торжественной мессы". В письме Петербургскому филармоническому обществу он выразил надежду найти среди "благородной русской нации" "просвещенных знатоков искусства", которые бы пожелали приобрести это произведение.
Экземпляр копии мессы купил князь Н.Б.Голицын. После концерта, прошедшего с выдающимся успехом, Голицын писал Бетховену: "Ваш гений опередил век… потомки будут благоговеть перед Вами и благословлять Вашу память в большей мере, чем это доступно Вашим современникам".
С 1840-х годов Филармоническое общество разместилось в здании Дворянского собрания, ныне Большого зала Филармонии имени Д.Д.Шостаковича (Михайловская, 2).
По инициативе Филармонического общества в Петербурге выступали с концертами Ф.Лист, А.Рубинштейн, К.Шуман, Г.Берлиоз, Р.Вагнер, П.Виардо. В 1830-е годы концерты в доме Энгельгардта нередко посещал А.С.Пушкин.
14 (2) января 1814 года состоялось торжественное открытие первой в России государственной общедоступной библиотеки. Основана библиотека была еще в 1795 году, тогда же на углу Невской "першпективы" и тогдашней Сенной улицы (ныне Садовой) началось строительство ее здания по проекту архитектора Е.Соколова. К 1801 году здание было выстроено (Садовая, 18). К 1833 году была закончена постройка рядом со старым корпусом нового здания по проекту К.И.Росси. Его фасад украшают десять статуй греческих и римских философов и писателей, а над ними на крыше установлена большая статуя богини мудрости Минервы, покровительницы наук и искусств.
По замыслу своих создателей библиотека должна была стать национальной, главным и основным центром собирания и хранения русской книги. Поэтому еще в 1810 году был издан указ, по которому все издания, которые печатались в России, должны были бесплатно отправляться в Публичную библиотеку.
Первым директором библиотеки стал видный историк и археолог того времени, большой знаток и ценитель искусства А.Н.Оленин. Более 30 лет проработал в библиотеке И.А.Крылов, помогали "публичке" многие владельцы частных книжных собраний.
Сегодня в Российской национальной библиотеке хранится более 30 миллионов экземпляров книг. Многие коллекции уникальны. Это, прежде всего библиотеки Вольтера и Дидро, купленные Екатериной II, собрание инкунабул – книг, изданных до 1 января 1501 года (инкунабула - от латинского incunabula – колыбель).
Огромную ценность представляет собрание рукописей библиотеки, в том числе древнейшая датированная рукописная книга "Остромирово Евангелие" (1056-1057 годы). Автографы М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Г.Р.Державина, М.Ю.Лермонтова, П.И.Чайковского и многих других деятелей науки и культуры также хранятся в этом фонде.
Публичная библиотека располагает одним из крупнейших в нашей стране фондом иностранной книги, как старинной, так и современной.
С Российской национальной библиотекой связано появление и развитие новой отрасли знания – библиографии (от греческого biblion – книга и …grafo пишу). В 1811 году вышел в свет труд В.С.Сопикова "Опыт российской библиографии". В этой работе описано 13249 произведений печати, изданных на русском и церковно-славянских языках в России и за рубежом от возникновения славянского книгопечатания (1564 год) до начала XIX века. Именно В.С.Сопиков установил контроль за доставкой обязательного экземпляра в Публичную библиотеку (такой порядок существует и в наши дни).
В XIX веке продолжает развиваться театральное искусство. Частных театральных трупп в Петербурге не было с екатерининских времен. И русских, и иностранных актеров нанимала Театральная Дирекция или Дирекция императорских зрелищ. Расходы на содержание театральных трупп брала на себя императорская казна.
С 1780 годов самым обширным и величественным оставался Большой, или Каменный театр. Русская сцена 1810-1830-х годов блистала многими замечательными талантами. Екатерина Семенова, Алексей Яковлев, Александра Колосова и Василий Каратыгин, Николай Дюр и Варвара Асенкова – лишь небольшой перечень тех, кто прославил русскую трагедию и комедию. Обогатилось русское музыкальное искусство. В ноябре 1836 года на сцене перестроенного Большого театра была поставлена первая русская опера М.И.Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин").
В начале 1830-х годов Петербург обогатился двумя замечательными театральными зданиями.
31 августа 1832 года был торжественно открыт Александринский театр (назван так в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны).
Театр - центр замечательного архитектурного ансамбля К.И.Росси, который включает площадь Островского, улицу Зодчего Росси, площадь Ломоносова. Главный фасад театра, выходящий на Невский проспект, увенчан колесницей Аполлона (скульптор С.С.Пименов).
Вначале репертуар Александринки ничем не отличался от репертуара Большого театра: трагедия Кукольника "Рука всевышнего Отечество спасла" соседствует с комедией "Мирандолина". Позже руководители театра отказываются от смешения жанров, он становится драматическим. И хотя в 1830-е годы на сценах петербургских театров преобладает водевиль, представление Алксандринского театра открылось трагедией "Пожарский". Именно в этом театре впервые была поставлена трагедия А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери" (1832 год).
С 1937 года театр носит имя А.С.Пушкина (современный адрес – пл. Островского, 2)..
8 ноября 1833 года открылся Михайловский театр. Архитектор А.П.Брюллов придал театральному зданию вид строгий и скромный, чтобы не нарушать задуманный К.И.Росси ансамбль площади, композиционным центром которого был парадный Михайловский дворец (ныне Русский музей). В начале помещение театра использовалось как концертный зал, в нем проходили гастроли итальянской оперы, потом немецкой драматической труппы и французской оперетты. Труппа Михайловского театра считалась одной из лучших французских трупп в Европе.
В наши дни в этом здании (пл. Искусств, 1) располагается Малый театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского. Здесь идут оперные и балетные спектакли, проходят фестивали музыкального искусства.
Вторая половина XIX века внесла много изменений в жизнь Петербурга. Расширилась территория города, границы города вышли за пределы Обводного канала. Петербург занял четвертое место по численности населения среди европейских городов (после Лондона, Парижа и Константинополя). Значительно увеличилось число учебных заведений, появились первые в России высшие женские курсы (Бестужевские). В Петербурге жили и творили видные русские писатели - Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.И.Тютчев; художники – Н.И.Крамской, В.Г.Перов, И.И.Шишкин; композиторы Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский и многие другие.
В 1862 году было основано первое в России высшее музыкальное учебное заведение – Консерватория (латинское – сonservator – охранять, сохранять).
Консерватория появилась по инициативе А.Г.Рубинштейна, который и стал ее первым директором. Широкую известность Консерватория получила благодаря деятельности Н.А.Римского-Корсакова. (его имя присвоено этому учебному заведению в 1944 году).
При Консерватория была открыта детская музыкальная школа, организована Оперная студия (с 1989 года - Музыкальный театр консерватории).
За годы существования Консерватория подготовила около 10 тысяч специалистов. В ней учились П.И.Чайковсий, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович. Е.А.Мравинский. Ю.Х.Темирканов. Е.В.Образцова, Н.П.Охотников, И.П.Богачева.
Здание Консерватории (Театральная пл., 3) построено в 1891-1896 годах на месте здания Каменного театра. Архитектор В.В.Николь.
На Театральной площади около Консерватории установлены памятники Н..А.Римскому-Корсакову (скульптор В.Я.Боголюбов) и М.И.Глинке (скульптор Р.Р.Бах).
Петербург часто называют городом меломанов (страстных любителей музыки, пения). И это вполне справедливо. Даже краткий обзор культурной жизни Петербурга позволяет сделать вывод, что музыка была неотъемлемой частью жизни города во все периоды его существования.
Мировую славу Петербургу принес Академический Мариинский театр оперы и балета (Театр оперы и балета имени С.М.Кирова - Театральная пл., 1).
Это один из наиболее крупных музыкальных театров России. Датой основания театра принято считать 1783 год, когда на этой площади был выстроен Большой каменный театр (о нем уже говорилось ранее)
В 1860 году оперные и балетные спектакли были перенесены в построенный напротив Большого театра новый театр, названный Мариинским, в честь супруги императора Александра II Марии Александровны (архитектор А.К.Кавос).
На сцене этого театра родились замечательные спектакли оперной и балетной классики: "Спящая красавица", "Хованщина", "Иван Сусанин". "Жизель". 17 февраля 1873 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы М.П.Мусоргского "Борис Годунов". С этого дня началось триумфальное шествие "Бориса Годунова" по всему миру. И длится оно уже более ста лет.
На Театральной площади, где расположены здания Консерватории и Мариинского театра, в середине 40-х годов XIX столетия выступала цирковая труппа Гверри и Лежара. Для своих спектаклей они построили напротив Большого театра деревянный цирк (латинское – circus – круг. В Древнем Риме - место для конных состязаний, боев гладиаторов и других зрелищ).
В 1867 году на Караванной площади, против Михайловского манежа, был выстроен деревянный цирк, а еще через десять лет известная труппа Чинизелли предприняла на Фонтанке постройку нового каменного цирка, который и открылся 26 декабря 1877 года (набережная реки Фонтанки, 3).
Выстроенный архитектором В.П.Кенелем, этот цирк – старейший в нашей стране. Среди первых русских цирковых мастеров целый ряд примечательных имен: акробаты братья Никитины, жонглер М.Пащенко, клоун-дрессировщик А.Дуров, дрессировщик В.Дуров и многие другие. Здесь впервые раскрылось комическое дарование "солнечного клоуна" Олега Попова и Юрия Никулина. На арене этого цирка исполнял свои репризы знаменитый клоун Карандаш (М.Н.Румянцев).
В Петербургском цирке всегда собирали и хранили материалы по истории цирка и эстрады. На основе этих экспонатов в 1928 году впервые в мире был создан музей цирка, который существует и в наши дни.
Петровский "поворот" в культуре начинался с первого музея - Кунсткамеры. Через пятьдесят лет был создан Эрмитаж. Второе столетие жизни нашего города было ознаменовано созданием подлинной сокровищницы национального искусства. В 1895 году создан, а в 1898 был открыт для посещения Русский музей (Императорский музей русского искусства Александра III). Коллекции музея расположились в Михайловском дворце (Инженерная, 4/2), построенном для великого князя Михаила Павловича (брата Николая I) архитектором К.И.Росси. Для музейной экспозиции здание было перестроено архитектором В.Ф.Свиньиным.
Основу коллекции Русского музея составили 80 картин из Эрмитажа, 120 – из Академии художеств, 200 – из царских дворцов. Музей старался для каждого нового крупного поступления выделять отдельные залы. Такой чести было удостоено собрание портретов русских исторических деятелей, принадлежавшее князю Лобанову-Ростовскому, и коллекция древних икон, приобретенная у известного историка Николая Лихачева. Всего ко дню торжественного открытия – 19 марта 1898 года - в тридцати семи залах выставили 445 живописных полотен, 111 скульптур и 981 лист рисунков и акварелей.
За первое десятилетие после революции Русский музей увеличил свое собрание примерно в десять раз. В результате возникла возможность устроить экспозицию в хронологическом порядке, когда все периоды истории русского искусства представлены достаточно полно.
Созданный в 1902 этнографический отдел позднее был преобразован в Этнографический музей. Здание построено по проекту архитектора В.Ф.Свиньина (Инженерная , 4-а).
Для размещения пополнившихся коллекций в 1914 году был выстроен западный корпус (архитектор Л.Н.Бенуа).
В наши дни Русскому музею принадлежат Михайловский дворец, Корпус Л.Н.Бенуа, Строгановский и Мраморный дворцы, Инженерный замок. Совсем недавно под покровительство музея отдан Летний сад с Летним дворцом.
Двадцатый век.
Двадцатый век в Петербурге заявил о себе небывалыми достижениями в области культуры. Значительно увеличилось число театров, музеев, художественных выставок. Но, пожалуй, самым популярным видом искусства становится кино.