Файл: 2006_Триодина_Краеведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1628

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

Глава 3.Административно-хозяйственные районы

города и области

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга.

Глава 5. Население Петербурга XYIII-XXI вв.

Глава 6. Историко-архитектурные памятники

Санкт-Петербурга

Глава 7. Культурные центры Петербурга и

Ленинградской области

Край

Функции краеведения.

Организационная структура современного краеведения.

1.По языку:

3.По семантическому признаку:

Терминология топонимики.

Глава 2. Географическое положение и природные особенности

Растительность. Ленинградская область расположена в лесной зоне, на юге подзоны тайги в месте ее перехода в подзону смешанных лесов.

Животные: рысь, выдра, лиса, барсук, бобр, белка-летяга.

Западные районы

Приладожские районы

Восточные районы

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга

4.1.История заселения и освоения Невских земель до Петра I

4.2.Военно-оборонительные сооружения Ленинградской области. Крепости.

Вопросы и задания

Литература.

Глава 5. Население Петербурга – XYIII-XXI вв.

5.1. Демографические особенности города за три века

Население Петербурга в XVIII веке

Население Петербурга в XIX веке.

Население Петербурга в XX веке.

Вопросы и задания

Литература

5.3.Петербург – город веротерпимости

Иноверческие храмы других вероисповеданий

Вопросы и задания

Восемнадцатый век.

Девятнадцатый век.

Двадцатый век.

7.2. Старинные усадьбы Ленинградской области

7.3. Монастыри Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В живописном месте на возвышенности усадьбы стоит храм св. мц. Софии, построенный в первой половине ХIХ в. Он сильно пострадал от пожара, поэтому Богослужение на подворье совершается в маленькой домовой церкви. Начаты работы по восстановлению разрушенной церкви

Литература

1..Назовите основные учреждения культуры XYIII века. Подумайте, как менялась роль культуры в правление Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II?

Хотя в культуре трудно выделить "главное" и "второстепенное", в этом разделе пособия будет рассказано о "главных" учреждениях" культуры Петербурга. Именно они стали эталоном, примером для подражания и основой для формирования различных направлений и форм культурной жизни северной столицы.

Восемнадцатый век.

Существует точка зрения, получившая широкое распространение, что до XYIII века культура России была поклоном Востоку, а с петровских времен – Западу. На самом деле развитие русской культуры не укладывается в столь упрощенную схему. Резкий поворот Петра I в сторону Западной Европы привел к образованию в русской культуре двух направлений. Теперь на одном и том же географическом пространстве сосуществовали два мира: дворянский, повернувшийся лицом к Западу, и крестьянский, державшийся за традиционные ценности и сохранявший русскую самобытность. Когда-то при рождении России, Москва задавала тон всей культурной жизни страны, со становлением империи эта роль перешла к новой столице – Санкт-Петербургу.

Приобщившись к европейской культуре, дворянская Россия уже через полстолетия перестала воспринимать ее как чужую. Если для современников Петра западные новшества, от покроя платья до устройства балов – нечто инородное, насильно навязанное сверху, то во времена Елизаветы Петровны, дочери первого российского императора, диковинные, пришедшие извне порядки, уже норма. Безусловно, следование за западноевропейской культурой не свелось к слепому подражанию. Поэзия и проза, ваяние и зодчество, живопись и графика, музыка и театр обретают все большую самостоятельность, а русский дух и русские мотивы проступают все полнее и заметнее.

Знакомство с рождением и деятельностью представленных ниже учреждений культуры Петербурга, позволит увидеть и понять, что старое и новое входили в столкновение друг с другом, но сама их несовместимость и борьба стали питательной почвой для последующего культурного развития. Каким бы "вечным градом" не была культура, она не может стоять на месте.

Внутренние противоречия, которые в изобилии присутствовали в культуре с самого начала петровских времен, оставались в силе весь XYIII век, во многом предопределив ход культурной эволюции страны.

Старейшая не только в Петербурге, но и в стране художественно-творческая организация – Санкт-Петербургская академическая капелла имени М.И.Глинки. Ровесница города, она была создана в 1703 году на основе "Хора государевых певчих дьяков" (основан в Москве в 1479 году), привезенного из Москвы на празднества по случаю закладки Петербурга.

Хор стал называться капеллой в XYIII веке. У католиков капелла - это небольшое молитвенное сооружения для одной какой-то святыни или одного семейства. Этим словом обозначали место, где обычно стоял хор в церкви, позже сам хор. По-немецки Kapelle - скорее оркестр, чем хор. В России капеллой называли только хор, который исполнял произведения без музыкального сопровождения.


Императорская певческая капелла занималась обучением хора для императорской церкви, а также наблюдала за всей церковной музыкой в России.

С Петербургской капеллой связаны имена замечательных музыкантов. Ее возглавляли М.Ф.Полторацкий, Д.С..Бортнянский. В 1837-39 годах капельмейстером (руководителем вокальной или инструментальной капеллы) был М.И.Глинка, преподавателем пения служил Н.А.Римский-Корсаков. В 1885 году Римский-Корсаков организовал при капелле симфонический оркестр.

Современный адрес капеллы – набережная реки Мойки, 20. Здание капеллы перестроено из ранее существовавшего в 1887-1889 годах архитектором Л.Н.Бенуа, отделено от набережной чугунной решеткой. От названия капеллы происходит наименование соседнего Певческого моста.

Кунсткамера – первый в России естественно научный музей. Немецкое Kunstkammer дословно переводится как "комната искусств". Такие хранилища редкостей, художественных коллекций в XYI-XYII веках существовали практически во всех княжеских домах. В России Кунсткамера основана Петром I в 1714 году, а уже в 1718 году вышел царский указ, согласно которому в нужно было привозить в Кунсткамеру "всяческих уродцев" и археологические находки.

В Петербурге Петр I распорядился для Кабинета редкостей выделить несколько помещений в только что отстроенном Летнем дворце. На европейский манер музей называли Куншткамерой. Сюда поместили привезенную из Московского госпиталя коллекцию медицинских препаратов, собрание минералов, которое Петр привез из второй поездки за границу, редкие вещи из Вест-Индии и других восточных стран, китайские изделия из камня и слоновой кости, анатомическую коллекцию выдающегося голландского анатома Ф.Рюйша.

С 1719 года коллекция Кабинета редкостей временно располагалась в палатах опального боярина А.В.Кикина. Именно в роскошных хоромах Кикина все накопления Куншткамеры были выставлены на обозрение публики. Чтобы привлечь в музей посетителей, по указу Петра "угощали публику… разными напитками и, дабы тем произвесть полезное внимание на произведения естества". Петр предусмотрел для любителей диковинок и первые экскурсии: "В оную Куншткамеру впредь всякого желающего пускать и водить, показывая и изъясняя вещи".

К этому времени Петр замыслил выстроить для Кунсткамеры специальное здание. В его создании приняли участие архитекторы Г.И.Маттарнови, Н.Ф.Гербель, Г.Киавери и М.Г.Земцов. Строительство было закончено в 1728 году. В новом здании на набережной Васильевского острова (Университетская набережная, 3) были предусмотрены помещения для библиотеки и собственно музея. В 45 метровой башне разместилась первая астрономическая обсерватория (латинское – observare - наблюдать). Там же находились помещения для первого в России планетария- Готторпского глобуса, в котором можно было познакомиться с движением планет и картой звездного неба.


В середине XYIII века здесь работал М.В. Ломоносов. О его жизни и деятельности рассказывает мемориальный музей, открытый в 1949 году. В нем демонстрируются личные вещи великого ученого, а также созданные под его руководством образцы стекловидной цветной массы – смальты, применявшейся для создания мозаичных картин.

В 30-е годы XIX столетия на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь специальных музеев. Два из них - антропологии и этнографии - были объединены. В 1903 году новый музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

Как известно, самым старым памятником садово-паркового искусства Петербурга является Летний сад. Его заложили в 1704 году, желая "иметь сад лучше, чем в Версале у французского короля". Здесь имелись декоративные беседки, грот, павильоны, фонтаны, искусственные пруды. По приказу Петра в Летнем саду была собрана коллекция беломраморной итальянской скульптуры (около 250 фигур, бюстов и скульптурных групп).

С самого начала сад был не только местом прогулок. Петр превратил его в своеобразную придворную Академию, выражаясь современным языком – культурно-образовательный центр.

У каждой скульптуры была установлена табличка с кратким объяснением ее истории. Прохаживаясь во время праздника среди гостей, Петр, время от времени, останавливался около какой-нибудь статуи и устраивал приглашенным строгий экзамен на знание античной мифологии.

В Летнем саду был лабиринт с фонтанами и нишами. В каждой нише изображались герои басен Эзопа. У каждого фонтана стоял столб, на нем четким русским шрифтом были написаны басня и ее толкование. Лабиринт таким образом использовался как своеобразная книга с картинками-скульптурами.

В наши дни в Летнем саду сохранены таблички у мраморных скульптур. Чайный (архитектор Л.И.Шарлемань) и Кофейный (архитектор К.И.Росси) домики используются как выставочные залы. Летний сад – это место проведения экскурсий, поэтических и музыкальных фестивалей.

Петербург невозможно представитеь без театров. Хотя надо сказать, что уже отец Петра I, царь Алексей Михайлович повелел построить в Москве "театральную хоромину", где 17 октября 1672 года состоялось первое представление "Комедии об Эсфири". Постановщиком, и переводчиком действа был пастор Иоганн Грегори. Смерть царя (30 января 1676 года) положила конец новой забаве. Возобновился театр только через четверть столетия.

30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна подписала указ, который начинался такими словами: "Повелеваем мы ныне утвердить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острове, близь кадетского дома… Дирекция того русского театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову".

До указанного события 1757 года зарубежные труппы регулярно выступали при русском дворе, ставились комедии Мольера, трагедии Вольтера. Часто либретто для опер писал русский драматург Александр Петрович Сумароков - директор Сухопутного шляхетского корпуса. В этом учебном заведении был организован театральный кружок и группа любителей русской словесности.


Спектаклями кадетов заинтересовалась императрица Елизавета, и, начиная с 1750 года, стала регулярно приглашать их для выступлений при дворе. Эти спектакли не могли удовлетворить растущую потребность в общедоступном театре. Начали создаваться частные театры, рассчитанные на широкого зрителя.

В Ярославле известность приобрели спектакли местных артистов, во главе которых стоял купеческий сын – Федор Волков, будущий первый актер России, организатор русского театра.

Весть о ярославских представлениях дошла до Петербурга, и в январе 1752 года по специальному указу Елизаветы Волкова и его труппу вывезли в столицу. Федор Волков начал обучение в Шляхетском корпусе, под руководством А.П.Сумарокова.

После указа об учреждении русского театра Волков проработал в нем семь лет. За это время вместе с Сумароковым был создан богатый репертуар, женские роли в спектаклях стали играть женщины.

В 1759 году театр стал придворным и до 1783 года давал представления исключительно для дворянской публики. За эти годы своего здания у театра не появилось, он продолжал ютиться в разных помещениях на Васильевском острове. Только в 1783 приступили к постройке специального театрального здания. Каменный (Большой) театр был возведен по проекту Л.Ф.Тишбейна. В конце XIX века здание было разобрано и на его месте воздвигнуто здание консерватории (Театральная площадь, 3).

От названия Каменного театра происходит наименование Театральной площади.

В XYIII веке подлинный переворот произошел в судьбе русской живописи. В петровское время, когда "Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек" (А.С.Пушкин), художественно значимым выражением всего нового стал портрет петровского времени. Формирование русской национальной портретной школы связано с именами И.Н.Никитина, А.Матвеева, И.Я.Вишнякова. Им на смену пришли А.П.Антропов и И.П.Аргунов.

Следующее поколение блестящих художников воспитывалось в стенах открытой в Петербурге " Академии трех знатнейших художеств" (1757 год).

Создателем, первым "главным директором" Академии художеств был Иван Иванович Шувалов. В его доме на Садовой между Невским проспектом и Итальянской улицей (Итальянская, 25) учились первые "академики" – Антон Лосенко, Федот Шубин, Федор Рокотов, Василий Баженов. Выбор учеников Шувалов не связывал с материальными и сословными соображениями. Его прежде всего интересовала "надежда в искусствах". Шувалов очень много сделал для развития своего любимого детища. Будучи по велению Екатерины II "уволен без срока" и находясь за границей, Шувалов присылал в Петербург многочисленные слепки с античных подлинников. Сегодня они являются бесценным материалом для обучения будущих художников. И.И.Шувалов передал Академии свою коллекцию картин, положив начало ее музею. В наши дни во дворе Академии установлен памятник И.И.Шуваллову работы скульптора З.Церетели.


В правление Екатерины II Академия преобразована в Императорскую академию художеств. 4 ноября 1764 года Екатерина II "даровала" реформированной Академии устав и "Привилегию". Эта дата стала считаться официальным днем рождения Академии Художеств. 28 июня 1765 года - в день торжеств по случаю основания Академии – состоялась закладка ее главного здания. К 1788 году на Васильевском острове, по проекту архитекторов А.Ф.Кокоринова и Ж.Б.Валлен-Деламота, здание Академии художеств было построено (Университетская набережная, 17).

Возглавлял Академию художеств в этот период И.И.Бецкой. Его стараниями при Академии было открыто Воспитательное училище, куда принимали детей 5-6 лет. Обучение продолжалось 9 лет и завершалось выполнением "программного произведения в гравюрном, портретном, скульптурном, архитектурном искусствах". Особо одаренные ученики могли продолжить обучение за границей на средства Академии.

Среди наиболее известных выпускников Академии художеств – Д.Левицкий, В.Боровиковский, К.Брюллов, О.Кипренский, А.Иванов, Н.Крамской. Имя И.Е.Репина, также выпускника Академии, присвоено ей в 1944 году.

Деятельность Академии влияла на развитие всех видов искусства, содействовала формированию музейных коллекций, Академия вела исследовательскую работу, организовывала выставки и конкурсы.

Во второй половине XYIII века при Екатерине II происходит дальнейшая европеизация русской культуры. Этому во многом способствовали личные вкусы и интересы императрицы, ее знакомство с деятелями французского просвещения, стремление после указа 1762 года "О вольности дворянства" воспитать в России новое поколение образованных людей. Для этого были необходимы новые учреждения культуры

Есть версия, что идею собирать произведения искусства подсказал Екатерине И.И.Бецкой. В это время стало известно, что берлинский купец Гоцковский готов продать большую коллекцию картин. Екатерина поспешила приобрести все полотна. В Петербург привезли 225 картин. Среди них были произведения Рембрандта, Йорданса, Хальса и других мастеров фламандской школы. Для этих картин был построен специальный павильон – "эрмитаж" (слово французское - ermitage – место уединения).

Так в 1764 году был основан Эрмитаж - один из крупнейших музеев мира. В нем собрано более трех с половиной миллионов произведений искусства и памятников культуры глубокой древности и наших дней.

В отделе истории первобытной культуры особый интерес представляют древности, относящиеся к культуре скифов.

Коллекция отдела Востока содержит памятники древнейших цивилизаций Египта и Месопотамии, Ирана, Турции, Индии, Китая и Японии.

Отдел истории русской культуры хранит и экспонирует материалы, начиная с раннеславянских и до второй половины XIX века: иконы, портреты, предметы прикладного искусства.