Файл: Мировоззрение и его виды. Миф. Религия. Наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2641

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Спустя некоторое время после победы реакции демократическое правление было восстановлено, и Сократ за свою враждебную народу деятельность был присуждён к смерти. Сократ не оставил после себя письменных трудов, он всегда выступал устно, но его учение стало широко известно и дошло до наших дней благодаря сочинениям Платона, Ксенофонта и Аристофана, воспроизводивших сократовские высказывания. Цель философии, по Сократу, — научить людей добродетельной жизни. Осуществлению этот! практической за дачи должно предшествовать познание всеобщих этических норм, всеобщего блага, так как, по мнению Сократа, добродетель и знание — одно и то же. Источником этого познания является самопознание, начинающееся с сомнения в своих знаниях. «Я знаю, что ничего не знаю»,— повторял Сократ.
Метод Сократа ставил своей целью обнаружение «истины» путём спора. Задавая собеседнику вопрос за вопросом, Сократ приводил его к признанию собственного невежества («ирония»), а за тем к познанию истинной добродетели, иначе говоря, помогал мысли «родиться» («майевтика»); при этом всеобщее этическое понятие определялось путём сопоставления ряда частных фактов («индукция»). Завершением «сократического» метода было подразделение понятий на роды и виды («определение»). Этот метод явился одним из источников идеалистической диалектики последователя Сократа — Платона. Сократ отвергал познание природы, считал, что человеку не дано ее постигнуть. Он проповедовал грубый телеологизм.

  1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27

Философия Платона. Онтология.


Философия Платона — «объективный» идеализм, основанный на противопоставлении посюстороннему изменчивому миру природных вещей потустороннего неизменного, вечного и неподвижного «истинного бытия», мира духовных сущностей — идей. Мир идей Платон считал первичным, а мир чувственных вещей— вторичным и производным. Гещи для Платона — лишь тени мира идей. Это значит, что предметы природы, например дерево, лошадь, вода и т. д., являются порождениями потусторонней идеи дерева, идеи «лошадности» и т. п. теории познания Платон выступал против сенсуализма античных мыслителей и утверждал, что чувства не могут быть источником истинного знания, поскольку они не выходят за пределы предметного мира.

Источником истинного знания являются воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. Методом, возбуждающим в душе воспоминания об идеях, Платон считал диалектику, которую понимал как искусство сопоставления и анализирования понятий в ходе беседы. I! философии Платона намечается подход к идеалистической диалектике понятий. Материалистической концепции о бесконечной, закономерно развивающейся вселенной Платон противопоставил религиозное учение о создании мира божественным творцом, детерминизму противопоставил теологию. Ленин дал резкую критику «натурфилософии» Платона, охарактеризовав её как «архивздорную мистику идей».

В области социально-политических вопросов Платон выдвинул теорию, целью которой было обосновать вечное господство аристократии. В своём учении об «идеальном государстве» он доказывал, что общественный строй должен базироваться на существовании трёх сословий: философов-правителей, стражей и земледельцев с ремесленниками. Первое, высшее, сословие управляет государством, второе охраняет государственный порядок, третье занято производительным трудом. Это разделение труда, которое должно было закрепить навеки эксплуатацию рабов, Платон считал «естественным» и неизменным. Он не допускал никакого участия народных масс, «демоса», в управлении государством.

Демократию он считал низшей формой государственного устройства. Идеальным устройством является, по его мнению, аристократическая республика. Характеризуя социальные взгляды Платона, Маркс писал: «Поскольку в республике Платона разделение труда является основным принципом строения государства, она представляет собою лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя». Учение Платона, нашедшего своё продолжение в неоплатонизме (см.) и христианстве (см.),

стало источником многих реакционных, антинаучных, мистических концепций. На платоновское учение в настоящее время опираются идеологи империализма в борьбе против науки и революционного движения масс.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – афинский философ, ученик Сократа, основатель Академии. Настоящее имя Аристокл. Философские воззрения отражены в его диалогах, среди которых можно выделить такие как: «Пир», «Теэтет», «Федон», «Государство».

а) Онтология Платона. Учение об идеях.

Платон утверждает, что тот мир, который мы воспринимаем при помощи органов чувств, не есть единственный мир. Этот мир не имеет истинного бытия, так как постоянно видоизменяется во времени и пространстве. Этот мир Платон называет становлением. Истинным бытием обладает невещественный мир бестелесных сущностей, которые Платон называет идеями или эйдосами. Мир идей – это подлинное бытие, это сущность вещи, ее бытийственная основа.

В качестве второго источника существования мира Платон выделяет материю, представляя ее как небытие. Материя – это беспредельное начало и условие пространственного обособления множества вещей, которые существуют в чувственном мире. Материя выступает в качестве пассивного женского начала, которое принимает в себя активное начало эйдоса и вынашивает вещь.

Платон также вводит такое понятие как мировая душа, которая является посредником между миром идей и миром вещей. Мировая душа это самодвижущаяся, творящая сила, с ее помощью мир становится единым, упорядоченным, живым целым – космосом.

  1. Учение о познании Платона.


Согласно Платону, идеи доступны человеческому познанию, но только познанию рациональному. Платон указывает на два типа знания: чувственное и «умное». Чувственное познание формирует только мнение, которое не может усмотреть сущность вещи, оно ничего не говорит о ее причине. Знание стоит выше мнения, оно отграничено от чувственности и рассматривается не как результат чувственных восприятий, а как чистое познание, предшествующее чувствам.

Такая теория названа анамнесисом или теория припоминания. Человеческая душа – это идея, до своего воплощения в теле, она прибывала вместе с другими идеями, и знание ее было абсолютным. Как только душа воплощается в теле
, все ее знания забываются, и весь процесс познания сходится к припоминанию того, что душа знала раньше. Все чувства должны быть подчинены этому познанию.

Рассматривая истинное рациональное познание, Платон приводит миф о пещере. Образ человека, сидящего в пещере - это образ того, кто доверяет органам чувств и ценит чувственное познание. Он видит и воспринимает только тени вещей, а не их сущность. Тот же, кто способен выйти за пределы своей пещеры, выходит к свету разума и способен узреть истинный мир. Истинное познание открывает путь к освобождению бессмертной души человека, к его свободе.

Учение Платона о бытии, душе и познании

Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи — это нечто среднее между бытием и небыти­ем, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она вспоминает о мире идей. Бытие содержит в себе противо­речия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизмен­но и изменчиво. В космогоническом учении Платон утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые треугольники, или геометрические бестелесные атомы.

Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек как телесное существо смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой идей, которые она уже созерцала. Ис­тинное знание дает только мышление. Мышление же — это не­зависимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоя­тельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о ве­щах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа со­стоит из трех частей: разумной, которая создается самим твор­цом, аффективной и вожделеющей, которые создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании.


  1. 1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   27