Файл: Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Балтийский государственный технический университет военмех.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Решение обратной задачи кинематики с помощью матрицы Якоби
Построение траектории движения схвата манипулятора на заданном участке
Расчёт механической части мехатронного модуля робота
Расчёт второго планетарного редуктора
Проверка рассчитанного механического преобразователя
Приведенный момент инерции нагрузки;
КПД комбинированного редуктора;
- Момент инерции звена;
К = 2 - Коэффициент, учитывающий неизвестные моменты инерции звена;
КПД волновой передачи, принимаемый 0,8;
КПД планетарного механизма, принимаемый 0,8;
КПД подшипников качения на валу, принимаемый 0,99;
Был выбран BLDC-108 – бесконтактный двигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов (неодим-железо-бор). Определение положения ротора в любой момент времени обеспечивают 3 датчика Холла (для сенсорных контроллеров управления). Для контроля над перегревом, установлены датчики температуры.
Рисунок 14 – двигатель BLDC-108
Характеристики двигателя представлены в таблице:
Таблица 6 – характеристики двигателя
Габаритные размеры двигателя представлены на рисунке
Рисунок 15 – Габаритные размеры двигателя BLDC-108
Контроллер, используемый с данным двигателем - BAC-0501:
Рисунок 16 – Универсальный внешний контроллер BAC-0501
Определим требуемое передаточное отношение:
(33)
В качестве механического преобразователя будем использовать связку из двух планетарных редукторов с и волнового редуктора с .
Произведем расчет первого планетарного редуктора для привода 5 звена:
Передаточное отношение двух ступеней «a-g», «g-b»:
(34)
(35)
Число зубьев шестерни из условия прочности:
(36)
Где
(37)
тогда
(38)
Расчет зубьев сателлита «g» и внутреннего колеса «b».
Число зубьев «b»:
(39)
Число зубьев «g»:
(40)
Проверим передаточное отношение планетарного механизма:
(41)
Проверка условия сборки колес:
(42)
– число сателлитов (2…5)
Так как было получено целое число, то условие выполняется. Следовательно, принимаем и .
Определим минимальные диаметры шестерни:
По условию обеспечения контактной прочности зуба:
(43)
Где:
– предел прочности выбранной стали 45 В48, равное 480 Мпа;
коэффициент наклона зубьев;
– коэффициент ширины зубчатого венца шестерни.
(44)
По условию обеспечения прочности зубьев при изгибе:
Согласно ГОСТ 6636-69 «ОСНОВНЫЕ НОРМЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ. НОРМАЛЬНЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ РАЗМЕРЫ» [13] выбираем из стандартного ряда Ra40:
Определим модуль:
(45)
Определим диаметр делительной окружности колеса «а»
где dдв – диаметр посадочной части вала двигателя
Для собираемости вала и шестерни назначаем
Рассчитаем модуль:
(46)
По ГОСТ 9563–60 [14] берем модуль .
Для , имеем:
Диаметры делительных окружностей:
(47)
(48)
(49)
Диаметры начальных окружностей:
(50)
(51)
(52)
Межосевое расстояние зубчатых колес:
(53)
Ширина зубчатого венца:
(54)
По ГОСТ 6636–69 принимаем равным 5,3 .
(55)
По ГОСТ 6636–69 принимаем равным 8,0 мм.
Диаметр окружности вершин:
(56)
(57)
(58)
Диаметры окружности впадин:
(59)
(60)
(61)
Расчет сил в планетарной передаче
Расчет тангенциальных сил для зубчатого зацепления «a-g»:
(62)
Где:
– момент двигателя, Нм;
– число сателлитов;
– коэффициент неравномерности распределения нагрузки между сателлитами ( при 4 = 1,1);
– диаметр начальной окружности шестерни «а», мм.
Радиальные силы:
(63)
(64)
(65)
Реакции и определяются из условия равновесия вала в плоскости ZX.
Примем
Сумма моментов сил в плоскости ZX:
(65)
(66)
(67)
Сумма сил по оси Z:
(68)
(69)
(70)
Реакции и определяются из условия равновесия вала в плоскости YX.
Сумма моментов сил в плоскости YX:
КПД комбинированного редуктора;
- Момент инерции звена;
К = 2 - Коэффициент, учитывающий неизвестные моменты инерции звена;
КПД волновой передачи, принимаемый 0,8;
КПД планетарного механизма, принимаемый 0,8;
КПД подшипников качения на валу, принимаемый 0,99;
Был выбран BLDC-108 – бесконтактный двигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов (неодим-железо-бор). Определение положения ротора в любой момент времени обеспечивают 3 датчика Холла (для сенсорных контроллеров управления). Для контроля над перегревом, установлены датчики температуры.
Рисунок 14 – двигатель BLDC-108
Характеристики двигателя представлены в таблице:
Таблица 6 – характеристики двигателя
Характеристика | Значение |
Напряжение | 48, В |
Номинальная мощность | 1500, Вт |
Пиковая мощность | 3000, Вт |
Номинальный момент | |
Пиковый момент | |
Частота вращения | 4000 об/мин =418,879рад/с |
Масса | 3,9 кг |
КПД | 88% |
Габаритные размеры двигателя представлены на рисунке
Рисунок 15 – Габаритные размеры двигателя BLDC-108
Контроллер, используемый с данным двигателем - BAC-0501:
Рисунок 16 – Универсальный внешний контроллер BAC-0501
Определим требуемое передаточное отношение:
(33)
В качестве механического преобразователя будем использовать связку из двух планетарных редукторов с и волнового редуктора с .
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Расчёт механической части мехатронного модуля робота
-
Расчёт первого планетарного редуктора
Произведем расчет первого планетарного редуктора для привода 5 звена:
Передаточное отношение двух ступеней «a-g», «g-b»:
(34)
(35)
Число зубьев шестерни из условия прочности:
(36)
Где
(37)
тогда
(38)
Расчет зубьев сателлита «g» и внутреннего колеса «b».
Число зубьев «b»:
(39)
Число зубьев «g»:
(40)
Проверим передаточное отношение планетарного механизма:
(41)
Проверка условия сборки колес:
(42)
– число сателлитов (2…5)
Так как было получено целое число, то условие выполняется. Следовательно, принимаем и .
Определим минимальные диаметры шестерни:
По условию обеспечения контактной прочности зуба:
(43)
Где:
– предел прочности выбранной стали 45 В48, равное 480 Мпа;
коэффициент наклона зубьев;
– коэффициент ширины зубчатого венца шестерни.
(44)
По условию обеспечения прочности зубьев при изгибе:
Согласно ГОСТ 6636-69 «ОСНОВНЫЕ НОРМЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ. НОРМАЛЬНЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ РАЗМЕРЫ» [13] выбираем из стандартного ряда Ra40:
Определим модуль:
(45)
Определим диаметр делительной окружности колеса «а»
где dдв – диаметр посадочной части вала двигателя
Для собираемости вала и шестерни назначаем
Рассчитаем модуль:
(46)
По ГОСТ 9563–60 [14] берем модуль .
Для , имеем:
Диаметры делительных окружностей:
(47)
(48)
(49)
Диаметры начальных окружностей:
(50)
(51)
(52)
Межосевое расстояние зубчатых колес:
(53)
Ширина зубчатого венца:
(54)
По ГОСТ 6636–69 принимаем равным 5,3 .
(55)
По ГОСТ 6636–69 принимаем равным 8,0 мм.
Диаметр окружности вершин:
(56)
(57)
(58)
Диаметры окружности впадин:
(59)
(60)
(61)
Расчет сил в планетарной передаче
Расчет тангенциальных сил для зубчатого зацепления «a-g»:
(62)
Где:
– момент двигателя, Нм;
– число сателлитов;
– коэффициент неравномерности распределения нагрузки между сателлитами ( при 4 = 1,1);
– диаметр начальной окружности шестерни «а», мм.
Радиальные силы:
(63)
(64)
(65)
Реакции и определяются из условия равновесия вала в плоскости ZX.
Примем
Сумма моментов сил в плоскости ZX:
(65)
(66)
(67)
Сумма сил по оси Z:
(68)
(69)
(70)
Реакции и определяются из условия равновесия вала в плоскости YX.
Сумма моментов сил в плоскости YX: