Файл: Академика Д. Н. Прянишникова Агрохимический факультет Кафедра агрохимии Ответы на.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 449

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет агрономической химии. Связь агрохимии с другими науками.

2. Методы агрономической химии.

3. Применение удобрений как фактор интенсификации земледелия. Значение удобрений в повышении продуктивности сельскохозяйственных культур.

4. Современное состояние пахотных почв России. Пути выхода из сложившейся ситуации.

5. Агрохимическая служба РФ.

6. Питание растений. Типы и виды питания растений.

7. Химический состав растений. Органические соединения сухого вещества растений, их роль в формировании качества продукции сельскохозяйственных культур.

8. Химический состав растений. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы, необходимость их для растений. Роль зольных элементов в формировании качества продукции сельскохозяйственных культур.

9. Вынос элементов питания с урожаем (биологический, хозяйственный, остаточный).

10. Поступление питательных веществ в растения. Строение корневой системы. Поступление иона в свободное пространство корня.

11. Поступление питательных веществ в растения. Строение плазмолеммы. Преодоление мембранного барьера. Транспорт иона по тканям растения.

13. Влияние условий внешней среды на поступление питательных веществ в растения (тепловой режим, свет, реакция среды, деятельность почвенных микроорганизмов).

14. Избирательная способность растений. Физиологическая реакция удобрений.

15. Периодичность питания растений. Сроки и способы внесения удобрений.

16. Визуальный метод растительной диагностики минерального питания растений.

17. Химический метод растительной диагностики минерального питания растений.

18. Почва как объект изучения агрохимии. Фазовый состав почвы.

19. Минеральная часть твёрдой фазы почвы.

20. Органическая часть твёрдой фазы почвы.

21. Поглотительная способность почвы, понятие и виды. Биологическая, механическая и физическая поглотительная способность почвы.

22. Химическая поглотительная способность почвы.

23. Физико-химическая поглотительная способность почвы. Необменное поглощение катионов.

24. Ёмкость катионного обмена почв и состав поглощённых катионов.

25. Реакция почвы (кислотность, щёлочность). Принципы методов определения обменной (рНKCl) и гидролитической кислотности почв.

26. Сумма поглощённых оснований и степень насыщенности ими почв. Принцип метода определения суммы поглощённых оснований в почвах.

27. Буферность почвы.

28. Агрохимическая характеристика дерново-подзолистых и серых лесных почв.

29. Агрохимическая характеристика чернозёмов и каштановых почв.

30. Агрохимическое обследование почв. Методика проведения и использование материалов для почвенной диагностики питания растений и сертификации почв земельных участков.

31. Отношение сельскохозяйственных культур и почвенных микроорганизмов к кислотности почвы и известкованию.

32. Значение кальция и магния для растений.

33. Взаимодействие извести с почвой. Влияние извести на свойства почвы.

34. Определение необходимости и очерёдности известкования почв. Основное и поддерживающее известкование.

35. Определение доз извести.

36. Известковые удобрения. Классификация. Промышленные удобрения (твёрдые известковые породы).

37. Известковые удобрения. Классификация. Местные удобрения (мягкие известковые породы). Отходы промышленности, богатые известью.

38. Место внесения извести в севообороте. Сроки и способы внесения известковых удобрений.

39. Эффективность известкования. Влияние извести на урожайность и качество продукции сельскохозяйственных культур, эффективность органических и минеральных удобрений.

40. Гипсование. Почвы, нуждающиеся в гипсовании. Взаимодействие гипса с почвой. Влияние гипса на свойства солонцов и солонцеватых почв.

41. Определение доз гипса. Мелиоративные материалы, используемые для гипсования.

43. Значение серы для растений. Удобрение гипсом бобовых трав.

44. Классификация минеральных удобрений. Физико-механические свойства минеральных удобрений.

45. Физиологическая роль азота, его содержание в растениях и вынос урожаями сельскохозяйственных культур. Источники азотного питания растений.

46. Превращения азота в растениях. Динамика потребления азота в течение вегетации. Признаки недостатка и избытка азота для растений.

Признаки недостатка и избытка азота для растений.

47. Содержание и формы азота в почвах.

49. Превращения азота в почвах. Основные процессы, значение их в связи с питанием растений и применением удобрений, регулирование агротехническими приёмами.

50. Баланс азота в почвах.

51. Источники получения, классификация и ассортимент азотных удобрений.

52. Нитратные удобрения. Состав. Получение. Свойства. Взаимодействие с почвой. Применение.

53. Аммонийные удобрения. Состав. Получение. Свойства. Взаимодействие с почвой. Применение.

54. Аммонийно-нитратные удобрения. Состав. Получение. Свойства. Взаимодействие с почвой. Применение.

55. Аммиачные удобрения. Состав. Получение. Свойства. Взаимодействие с почвой. Применение.

56. Амидные удобрения. Состав. Получение. Свойства. Взаимодействие с почвой. Применение.

57. Аммиакаты. Карбамид-аммиачная селитра. Медленнодействующие азотные удобрения. Состав. Получение. Свойства. Взаимодействие с почвой. Применение.

58. Ингибиторы нитрификации. Коэффициенты использования азота из минеральных удобрений.

59. Дозы, сроки и способы внесения азотных удобрений.

60. Эффективность азотных удобрений. Экологические аспекты применения азотных удобрений.

Группировки и таблицы

Полезные формулы

Примеры решения задач

13. Влияние условий внешней среды на поступление питательных веществ в растения (тепловой режим, свет, реакция среды, деятельность почвенных микроорганизмов).


  1. Тепловой режим

Поступление питательных веществ в растение может происходить только в определенном интервале температур. Например: оптимальная температура для потребления P и N 23-250. температура ниже 10 отрицательно влияет на поступление всех элементов т.к. замедляются процессы жизнедеятельности. Слишком высокая температура 40-50 вызывает иноктивацию белков переносчиков и скорость потребления питательных веществ резко снижается.


  1. Свет

Поглощение элементов питания на свету происходит более интенсивно, чем в темноте. В процессе фотосинтеза образуются органические вещества служащие энергетическим материалом для дыхания корней и участвуют в метаболический реакциях с поступившими в растение ионами. При затемнении растения интенсивность поступления питательных веществ падает, а через некоторое время прекращается.


  1. Реакция среды

Каждое растение имеет определенный интервал рН благоприятный для его роста и развития. Для большинства культур оптимальна слабокислая реакция 6,5. Реакция среды несоответствующая оптимальной вызывает нарушение нормальных процессов жизнедеятельности, в т.ч. может привести к снижению интенсивности поглощения питательных веществ. Повышение концентрации ионов Н в кислом растворе уменьшает поглощение других катионов (антагонизм), и усиливает потребление анионов (синергизм).


  1. Деятельность почвенных м.о.

Жизнедеятельность растений осуществляется в тесной взаимосвязи с огромным количеством микроорганизмов.

В окультуренных Пд 1-2 млрд. на 1 г почвы

В черноземах 2,5-3 млрд. на 1 г почвы

Общая масса м.о. в пахотном слое почвы 3-8 т/га
Особенно активно развиваются м.о. в той части почвы, которая непосредственно соприкасается с корнем растений (ризосфера). Ризосферные м.о. используют для питания корневые выделения, попутно не позволяя им накапливаться в токсичных для растения концентрациях.

Микрофлора может играть как положительную так и отрицательную роль. Полезные м.о. способствуют переводу трудно растворимых элементов почв и удобрений в доступные для растения формы,
осуществляет фиксацию атмосферного азота, выделяют биологически активные вещества: витамины, стимуляторы роста и другие оказывающие положительное влияние на растение вещества. М.о. могут вызывать и негативные для растения процессы: биологическую иммобилизацию, газообразные потери азота при денитрификации. Некоторые микробы выделяют токсичные соединения. Многие грибы и бактерии – возбудители болезней.

Жизнедеятельность м.о. во многом зависит от условий окружающей среды имеющих значение и для растений. Полезные м.о. в большинстве случаев аэробы и предпочитают слабокислую или нейтральную реакцию среды. Важно применять удобрения и технологии, способствующие развитию полезных и подавлению вредных м.о.

14. Избирательная способность растений. Физиологическая реакция удобрений.


Избирательная способность проявляется в том, что растения потребляют значительно больше химических элементов, чем им необходимо.

Усиленное потребление важных для растения элементов определяется направленной работой механизмов активного транспорта, а также быстрым включением элементов в обмен веществ. В результате концентрация ряда элементов в тканях растений может в десятки раз превышать их концентрацию в окружающем растворе. Неравномерное поглощение растением катионов и анионов какой либо соли служит причиной проявления ее физиологической реакции, т.к. катионы или анионы остаются в почвенном растворе вызывают его подкисление или подщелачивание. Таким образом минеральные удобрения при внесении их в почву могут оказывать влияние на реакцию среды даже если представляют собой гидролитически нейтральные соли. Если растение потребляет больше катионов, то удобрение является физиологически кислым. Например: при внесении К2SО4, в почвенном растворе после обменной реакции с растением образуется H2SO4. Удобрение называется физиологически щелочным, если из его состава потребляется больше аниона, например NaNO3. Большинство применяемых в с/х удобрений являются физиологически кислыми, применение их желательно по фону известкования.

15. Периодичность питания растений. Сроки и способы внесения удобрений.



Потребление элементов питания в течение вегетации неравномерно.

Периоды, выделяемые в связи с периодичностью питания растений:

1) Критический период питания

2) Период максимального потребления питательных веществ

Во время критического периода потребляется не большое количество веществ, но они крайне необходимы и их недостаток или отсутствие сильно ограничивает развитие растения и в итоге приводит к резкому снижению урожайности. Критический период обычно совпадает с начальными фазами развития растения. Пример: критический период по отношению к Р который наблюдается у всех культур сразу после всходов. Недостаток его в этот период нельзя исправить поздними внесениями.
Период максимального потребления характеризуется наиболее интенсивным поглощением питательных веществ. Он, как правило, совпадает с периодами быстрого роста и накопления массы растениями. Пример: яровые зерновые потребляют максимальное количество элементов в фазы выхода в трубку и колошения. Лен в фазу цветения.
Неравномерность потребления необходимо учитывать при применении удобрений. Для создания оптимальных условий минерального питания растений на протяжении всего вегетационного периода используют следующие сроки и способы внесения.

1. Основное (предпосевное, допосевное)

Внесение удобрений до посева культур в высоких дозах, рассчитанных на питание растений в течение всей вегетации, особенно в период максимального потребления. До посева применяются все органические и большая часть минеральных удобрений. Удобрения вносят под зяблевую вспашку или предпосевную культивацию в зону распространения основной массы корней.

2. Припосевное (рядковое, припосадочное)

Внесение удобрений одновременно с посевом (посадкой) в невысоких дозах в рядки вместе с семенами или комбинированными сеялками на некотором удалении (на 2,5 см ниже или в сторону). Припосевное удобрение предназначено для усиления питания молодых растений, корневая система которых слабая и не может использовать элементы из почвы и допосевные удобрения. Чаще вносят фосфорные удобрения для предупреждения голодания растений фосфором.

3. Послепосевное (подкормка)

Внесение удобрений во время вегетации. Подкормки позволяют усилить питание растений в определенные периоды, прежде всего в периоды максимального потребления веществ. Подкормки имеют вспомогательное значение и целесообразны, если оптимальные условия питания растений не удается создать внесением основного удобрения.


Различают подкормки:

- корневые

- не корневые

При проведении корневых подкормок на культурах сплошного сева (зерновые, травы) удобрения разбрасываются по поверхности поля, на пропашных вносятся на глубину междурядной обработки. Таким образом, растение поглощает элементы питания корнями.

Не корневые подкормки – опрыскивание посевов слабыми растворами удобрений, при этом питательные вещества поступают через листья. Не корневые применяются в защищенном грунте и в интенсивных технологиях. Наиболее распространены некорневые подкормки мочевиной и микроудобрениями. Грамотное сочетание сроков и способов обеспечивает наиболее рациональное применение удобрений.


16. Визуальный метод растительной диагностики минерального питания растений.


Растительная диагностика наряду с почвенной входит в состав комплексной диагностики питания растений. Главные задачи растительной диагностики:

  1. постоянный мониторинг

  2. корректировка питания растений в процессе вегетации

Растительная диагностика бывает:

- визуальная

- химическая
Визуальная - основана на изменении морфологических признаков при недостатке или избытке элемента питания. Например: недостаток магния проявляется на нижних листьях в виде характерного межжилкового хлороза. Жилки остаются зелеными, а ткань между ними изменяет цвет.

Кроме того визуальная диагностика предусматривает проведение биометрических измерений (высота, масса) и фенологических наблюдений (соответствие развития сроку вегетации). Используя визуальный метод сложно получить точные результаты по причинам:

  1. Признаки недостатка и избытка часто похожи

  2. Резкий недостаток или избыток, вызывающий яркий признак встречается редко, а небольшие отклонения могут внешне не проявляться.

  3. наблюдающиеся признаки могут быть следствием влияния окружающей среды или повреждение болезнями и вредителями.

Поэтому визуальная диагностика должна выполняться очень опытным специалистом. Визуальный метод несовершенен и в том, что отклонения условий питания обнаруживаются с некоторым опозданием. Появление внешних признаков свидетельствует о нарушениях обмена веществ последствия, которых невозможно полностью ликвидировать последующим применением удобрений.

Большое значение при этом имеет репрезентативность растительных образцов при проведении анализа. Образец должен состоять из 70-100 растений отобранных по диагонали обследуемого участка, следует избегать загрязнения растений почвой.

17. Химический метод растительной диагностики минерального питания растений.


Химическая диагностика подразделяется на:

- листовой метод

- тканевый метод

Листовая диагностика это определение общего содержания элементов питания в листьях или в целом растении. Метод основан на том что в каждую фазу вегетации интенсивному развитию растения и формированию в последствие высокого урожая соответствует оптимальная концентрация элементов питания в сухом веществе установленная экспериментально. Например оптимальное содержание азота в озимой пшенице в фазу кущения составляет 4-5,9%, выхода в трубку 3,8-5,0%, колошения-цветения 3,0-3,6%.