Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований
Показатели исполнения местного бюджета РФ за 2016-2018 года
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.
2.1. Общая характеристика муниципального образования г.
Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального образования г. Камышлов
Налоговые и неналоговые доходы г. Камышлова
Анализ доходов бюджета г. Камышлов
Доходы и расходы за последние 3 года г. Камышлова
Предложения по повышению эффективности исполнения бюджета г.
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований
Бюджет муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов.
Формально самой крупной группой расходов считаются социальные расходы, включающие пенсии и зарплаты бюджетников.
Социальные расходы РФ составляют 4,7 триллионов рублей (28,5% расходов). Расходы на образование — 663 миллиарда рублей (4%). Расходы на здравоохранение — 460 миллиардов рублей (2,8%) [25, с18].
Проанализировав данные о расходах бюджета РФ в различных отраслях, то можно сделать вывод что в социальном направлении эти затраты составляют лишь малую долю бюджета.
Расходы на армию и спецслужбы в совокупности составят 4,9 триллионов рублей – больше, чем на пенсии и заработные платы бюджетников, которые в совокупности составляют 4,7 триллиона рублей, при том, что на финансирование чиновников уйдет 1,3 триллиона. Финансирование образования и здравоохранения остается катастрофическим.
Поэтому местные бюджеты важное значение имеют в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских,
районных и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:
-
сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации; -
проявление муниципалитетом финансово-хозяйственной самостоятельности в расходовании средств на социально-экономическое развитие района: на развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства; -
осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий через реализацию региональных программ экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения; -
увеличение или уменьшение нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.); -
централизованное направление финансовых ресурсов на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей; -
оказание воздействия на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов [27, с 94].
Отмечая роль местных бюджетов в социально – экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция.
Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов может еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут быть наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.
- Основные доходы и расходы бюджетов муниципального образования и пути повышения доходов
Доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов, а также поступлений от регулирующих доходов и средств по взаимным расчетам. В нее входит также финансовая помощь в виде дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований [11, с 136].
Доходы муниципальных бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие (ст. 60), налоговые и неналоговые (ст. 61, 62).
К собственным доходам бюджетов относятся:
-
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством РФ; -
неналоговые доходы, предусмотренные в абз.2-5 п.4 ст. 41 БК РФ, а также иные неналоговые доходы; -
безвозмездные перечисления (ст. 45 БК РФ).
Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы
отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов [1, с. 85].
Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований составляют:
-
собственные доходы от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ; -
отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов, и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом РФ в порядке, установленном ст. 52, 58 и 63 БК РФ; -
государственная пошлина, за исключением зачисляемой в соответствии со ст. 50 БК РФ в доходы федерального бюджета; -
по нормативу 100 % по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.
К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор.
Указанные доходы включают в себя:
-
часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ; -
часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ; -
часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ; -
часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ; -
часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ; -
не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций).
Так называемое «самообложение» привлекло внимание в 2017 году после принятия изменений в закон о местном самоуправлении, которые упростили процедуру проведения местного референдума. В статье изложены институциональные причины возникновения этого механизма и его риски для России и других стран. Эмпирический анализ использует данные Российского статистического агентства и Российского казначейства. Наши результаты свидетельствуют о положительной взаимосвязи между коэффициентом регионального софинансирования муниципальных проектов и ростом доли добровольных платежей в неналоговых доходах местных бюджетов. Таким образом, самообложение граждан может рассматриваться как сигнальный инструмент для повышения качества местных общественных благ [41, с.176].
Распределение налоговых доходов по видам муниципальных образований характеризуется следующими показателями: в бюджетах городских округов аккумулируется 56,2% (631,6 млрд. рублей) налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов – 28,4% (318,9 млрд.
рублей), в бюджетах городских поселений – 7,0% (78,9 млрд. рублей), в бюджетах сельских поселений 6,7% (75,3 млрд. рублей), в бюджетах внутригородских муниципальных образований 1,6% (18,2 млрд. рублей) [20, с.47]. Представлено в диаграмме рис. 3.
Рис. 3. Распределение налоговых доходов по видам муниципальных образований
Такое распределение связано с установленным закреплением нормативов по налоговым доходам и с уровнем социально – экономического развития соответствующей территории.
Анализ налоговых поступлений показал, что основным бюджетообразующим налогом для местных бюджетов является налог на