Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований
Показатели исполнения местного бюджета РФ за 2016-2018 года
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.
2.1. Общая характеристика муниципального образования г.
Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального образования г. Камышлов
Налоговые и неналоговые доходы г. Камышлова
Анализ доходов бюджета г. Камышлов
Доходы и расходы за последние 3 года г. Камышлова
Предложения по повышению эффективности исполнения бюджета г.
доходы физических лиц, поступивший в местные бюджете в объеме 701,2 млрд. рублей, с ростом к 2016 году на 6,2% (или на 40,7 млрд. рублей). При этом доля указанного налога в налоговых доходах местных бюджетов в 2017 году составила 62,4 процента.
Неналоговые доходы бюджетов муниципалитетов должны быть сформированы в соответствии со ст. 41-46 БК РФ, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
В 2017 году поступления неналоговых доходов составили 269,9 млрд. рублей, что ниже уровня 2016 года на 2,8% или 7,6 млрд. рублей, в том числе, сократились доходы от платежей при пользовании природными ресурсами на 35,6% (или на 4,1 млрд. рублей), доходы от продажи материальных и нематериальных активов – сократились на 7,5% (или на 4,2 млрд. рублей), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 0,6% (или на 0,8 млрд. рублей) [20 с.54].
При этом выросли доходы от административных платежей и сборов на 29,1% (или на 0,1 млрд. рублей), а также другие неналоговые доходы (включая штрафы, санкции, возмещение ущерба и пр.) на 5,6% (или на 1,7 млрд. рублей).
Неналоговые доходы по видам муниципальных образований распределяются неравномерно. Основной объем неналоговых доходов (61,9%) поступил в бюджеты городских округов, доля неналоговых доходов муниципальных районов составляет 29,0%, городских поселений
– 6,2%, сельских поселений – 2,9 процента.
Как показывает анализ отчетных данных, доходы от использования
имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют основную долю (57,5%) неналоговых доходов муниципальных образований. Доля данного вида дохода в общей сумме неналоговых доходов городских округов составляет 58,1%, муниципальных районов – 51,1%, городских поселений – 67,3%, сельских поселений – 38,0 процента.
Необходимо отметить продолжающийся рост поступлений в местные бюджеты средств самообложения граждан. В 2017 году объем указанных средств вырос на 12,4% относительно показателя 2016 года и составил 240,1 млн. рублей (по отношению к 2013 году объем средств самообложения вырос в 9,3 раза).
К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:
Законодательством предусмотрено право органов местного самоуправления
на получение платежей за пользование природными ресурсами и участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях.
Муниципальные бюджеты также пополняются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местного самоуправления.
Финансовая помощь муниципальному образованию от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации оказывается в форме дотаций и субвенций и подлежит учету в доходах местного бюджета, который является получателем этих средств.
Дотации – это средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе в целях покрытия текущих расходов. Дотации не имеют целевого назначения и могут быть использованы по усмотрению органов местного самоуправления.
Субвенции – это средства, выделяемые из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Эти средства предоставляются для реализации программ, обеспечивающих социально – экономическое развитие соответствующих территорий, для ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п. [30, с.242].
Дотации, субвенции, а также заемные средства играют роль вспомогательных источников доходов местных бюджетов. В то же время на практике дотации служат средством покрытия дефицита
местного бюджета, а субвенции влияют и на объем, и на структуру расходов местного бюджета.
Заемные средства могут быть предназначены для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или устранения финансовых трудностей в процессе исполнения утвержденного бюджета [30, с. 196].
В структуре межбюджетных трансфертов доля средств, передаваемых с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в форме субвенций из региональных бюджетов, уменьшилась – с 56,0% в 2016 году
до 54,7% в 2017 году. Общий объем субвенций в 2017 году увеличился по отношению к 2016 году на 3,7% (или 47,8 млрд. рублей) и составил 1 340,9 млрд. рублей.
Основной объем субвенций (50,2%) в 2017 году был предоставлен бюджетам муниципальных районов (673,6 млрд. рублей), в бюджеты городских округов поступило 664,0 млрд. рублей или 49,5% от общего объема субвенций. Такое распределение связано с преимущественным делегированием государственных полномочий на уровень муниципальных районов и городских округов. Субвенции бюджетам городских поселений составили 0,6 млрд. рублей и бюджетам сельских поселений – 2,7 млрд. рублей или 0,04% и 0,20% соответственно. [20, с 36]
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в общем объеме дотаций местным бюджетам составляют 76,4% (261,4 млрд. рублей). По сравнению с 2016 годом объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличился на 6,0% или на 15,0 млрд. рублей.
Данный анализ свидетельствует о высокой дотационности местных
бюджетов России.
В Бюджетном кодексе выделены две группы расходов бюджетов муниципальных образований:
Следует отметить, что расходы местных бюджетов также разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (капитальные расходы).
Бюджет развития формируется за счет ассигнований на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, а также затрат, связанных с воспроизводством, расходов, при осуществлении которых увеличивается или создается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и иных расходов бюджета, включенных в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития, включаются в бюджет текущих расходов [31, с. 65].
Согласно данным отчетности, представленной субъектами Российской Федерации, общий объем расходов местных бюджетов в 2017 году составил 3 882,2 млрд. рублей, что на 6,2% (или на 227,1 млрд. рублей) больше, чем в 2016 году.
Расходы на решение вопросов местного значения увеличились по сравнению с 2016 годом на 7,6% или 179,3 млрд. рублей и составили 2
541,3 млрд. рублей.
В целом по Российской Федерации расходы на решение вопросов местного значения составляют 64,0% в общей сумме расходов местных
Неналоговые доходы бюджетов муниципалитетов должны быть сформированы в соответствии со ст. 41-46 БК РФ, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
В 2017 году поступления неналоговых доходов составили 269,9 млрд. рублей, что ниже уровня 2016 года на 2,8% или 7,6 млрд. рублей, в том числе, сократились доходы от платежей при пользовании природными ресурсами на 35,6% (или на 4,1 млрд. рублей), доходы от продажи материальных и нематериальных активов – сократились на 7,5% (или на 4,2 млрд. рублей), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 0,6% (или на 0,8 млрд. рублей) [20 с.54].
При этом выросли доходы от административных платежей и сборов на 29,1% (или на 0,1 млрд. рублей), а также другие неналоговые доходы (включая штрафы, санкции, возмещение ущерба и пр.) на 5,6% (или на 1,7 млрд. рублей).
Неналоговые доходы по видам муниципальных образований распределяются неравномерно. Основной объем неналоговых доходов (61,9%) поступил в бюджеты городских округов, доля неналоговых доходов муниципальных районов составляет 29,0%, городских поселений
– 6,2%, сельских поселений – 2,9 процента.
Как показывает анализ отчетных данных, доходы от использования
имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют основную долю (57,5%) неналоговых доходов муниципальных образований. Доля данного вида дохода в общей сумме неналоговых доходов городских округов составляет 58,1%, муниципальных районов – 51,1%, городских поселений – 67,3%, сельских поселений – 38,0 процента.
Необходимо отметить продолжающийся рост поступлений в местные бюджеты средств самообложения граждан. В 2017 году объем указанных средств вырос на 12,4% относительно показателя 2016 года и составил 240,1 млн. рублей (по отношению к 2013 году объем средств самообложения вырос в 9,3 раза).
К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:
-
доходы, поступающие в местный бюджет от приватизации и реализации соответствующего имущества муниципальных образований; -
не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации; -
доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель; -
платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ; -
доходы от муниципальных лотерей; -
штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ; -
государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ [26, с. 14].
Законодательством предусмотрено право органов местного самоуправления
на получение платежей за пользование природными ресурсами и участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях.
Муниципальные бюджеты также пополняются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местного самоуправления.
Финансовая помощь муниципальному образованию от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации оказывается в форме дотаций и субвенций и подлежит учету в доходах местного бюджета, который является получателем этих средств.
Дотации – это средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе в целях покрытия текущих расходов. Дотации не имеют целевого назначения и могут быть использованы по усмотрению органов местного самоуправления.
Субвенции – это средства, выделяемые из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Эти средства предоставляются для реализации программ, обеспечивающих социально – экономическое развитие соответствующих территорий, для ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п. [30, с.242].
Дотации, субвенции, а также заемные средства играют роль вспомогательных источников доходов местных бюджетов. В то же время на практике дотации служат средством покрытия дефицита
местного бюджета, а субвенции влияют и на объем, и на структуру расходов местного бюджета.
Заемные средства могут быть предназначены для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или устранения финансовых трудностей в процессе исполнения утвержденного бюджета [30, с. 196].
В структуре межбюджетных трансфертов доля средств, передаваемых с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в форме субвенций из региональных бюджетов, уменьшилась – с 56,0% в 2016 году
до 54,7% в 2017 году. Общий объем субвенций в 2017 году увеличился по отношению к 2016 году на 3,7% (или 47,8 млрд. рублей) и составил 1 340,9 млрд. рублей.
Основной объем субвенций (50,2%) в 2017 году был предоставлен бюджетам муниципальных районов (673,6 млрд. рублей), в бюджеты городских округов поступило 664,0 млрд. рублей или 49,5% от общего объема субвенций. Такое распределение связано с преимущественным делегированием государственных полномочий на уровень муниципальных районов и городских округов. Субвенции бюджетам городских поселений составили 0,6 млрд. рублей и бюджетам сельских поселений – 2,7 млрд. рублей или 0,04% и 0,20% соответственно. [20, с 36]
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в общем объеме дотаций местным бюджетам составляют 76,4% (261,4 млрд. рублей). По сравнению с 2016 годом объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличился на 6,0% или на 15,0 млрд. рублей.
Данный анализ свидетельствует о высокой дотационности местных
бюджетов России.
В Бюджетном кодексе выделены две группы расходов бюджетов муниципальных образований:
-
расходы, совместно финансируемые из бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований (ст. 85); -
расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов (ст. 87).
Следует отметить, что расходы местных бюджетов также разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (капитальные расходы).
Бюджет развития формируется за счет ассигнований на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, а также затрат, связанных с воспроизводством, расходов, при осуществлении которых увеличивается или создается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и иных расходов бюджета, включенных в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития, включаются в бюджет текущих расходов [31, с. 65].
Согласно данным отчетности, представленной субъектами Российской Федерации, общий объем расходов местных бюджетов в 2017 году составил 3 882,2 млрд. рублей, что на 6,2% (или на 227,1 млрд. рублей) больше, чем в 2016 году.
Расходы на решение вопросов местного значения увеличились по сравнению с 2016 годом на 7,6% или 179,3 млрд. рублей и составили 2
541,3 млрд. рублей.
В целом по Российской Федерации расходы на решение вопросов местного значения составляют 64,0% в общей сумме расходов местных