Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований
Показатели исполнения местного бюджета РФ за 2016-2018 года
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.
2.1. Общая характеристика муниципального образования г.
Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального образования г. Камышлов
Налоговые и неналоговые доходы г. Камышлова
Анализ доходов бюджета г. Камышлов
Доходы и расходы за последние 3 года г. Камышлова
Предложения по повышению эффективности исполнения бюджета г.
бюджетов (в городских и сельских поселениях это значение достигло уровня 99,6% и 98,7% соответственно, в связи с тем, что на поселенческий уровень передавался незначительный объем государственный полномочий). Относительно 2016 года доля расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения увеличилась на 0,6 процента.
В целом по федеральным округам данная структура расходов сохраняется, за исключением бюджетов субъектов Северо-Кавказского и Южного федерального округа.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины
всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – 20% всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 68%, на образование – 58% (на дошкольное воспитание – начальное и общее среднее образование – 83%), на здравоохранение и физическую культуру – 55%, социальную политику – 41%, культуру и искусство – 45%.
Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 22%, сельского хозяйства и рыболовства – 11%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 27%. [32, с. 5]
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным
органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно- коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.
Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Местным органам подведомственна подавляющая часть социально- культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально – культурные
мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах – от 60 до 80% [33, с. 144].
В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, образование и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д. [36, с.24].
Одна
из ключевых проблем связана с тем, что закрепленные на сегодняшний день за муниципалитетами доходы мало связаны с производственной деятельностью организаций, находящихся на территории муниципальных образований, что значительно снижает заинтересованность органов МСУ в развитии собственной налоговой базы и экономики муниципального образования.
Согласно данным Минфина при исполнение местного бюджета РФ за 2016-2018 года можно также наблюдать бюджетный дефицит. Об этом свидетельствуют показатели, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Напомним, в 2016 году дефицит федерального бюджета составил 2,967 трлн рублей, или 3,5% ВВП. Проект бюджета на 2017 год – в 2,5% ВВП. На 2018 год дефицит на уровне 1,3% ВВП.
В 2018 году, 54,1% бюджетов исполнено с дефицитом, 45,6% – с профицитом, 0,3% бюджетов сбалансированы.
В последний раз федеральный бюджет России был исполнен с профицитом в 2011 году.
2018 г. – Наименьший дефицит в 2018 году будет зафиксирован в Смоленской области (186,3 млн рублей). В тройку регионов с наименьшим дефицитом в 2018 году войдут также Кировская область (211,5 млн рублей) и Ульяновская
область (223,6 млн рублей).[33, с.5
Между тем, дефициты бюджетов десяти регионов РФ оказались больше 3 млрд рублей. Среди них Костромская область (3,1 млрд рублей), Забайкальский край (3,2 млрд рублей), Карелия (3,4 млрд рублей), Алтайский край (3,4 млрд рублей), Удмуртия (3,8 млрд рублей), Волгоградская область (4 млрд рублей) и Ставропольский край (4,2 млрд рублей).
В тройку регионов с наибольшим дефицитом 2018 года вошли Пензенская область, дефицит которой составит 4,2 млрд рублей. Отметки в 7,5 млрд рублей достигнет дефицит бюджета Омской области. Наибольший дефицит прогнозируется в бюджете Чечни – по расчетам трехсторонней комиссии, он достигнет 9,8 млрд рублей. [33, с 6]
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований порождает иждивенческие настроения. К чему работать на привлечение финансовых средств на территорию, если можно преспокойно жить на субсидии и дотации из районных бюджетов и бюджетов субъектов.
Таким образом, формирование стабильной доходной базы местных бюджетов остается важнейшим направлением развития МСУ.
Сегодня же практически все муниципалитеты оказались лишены права самостоятельно устанавливать оплату труда депутатам и муниципальным служащим, вводить дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан и решать другие вопросы, решение которых допускается только за счет собственных доходов, так как объем финансовой помощи составляет около 60% от доходов местных бюджетов.
Таким образом, муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников: государственных средств, собственных средств
В целом по федеральным округам данная структура расходов сохраняется, за исключением бюджетов субъектов Северо-Кавказского и Южного федерального округа.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины
всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – 20% всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 68%, на образование – 58% (на дошкольное воспитание – начальное и общее среднее образование – 83%), на здравоохранение и физическую культуру – 55%, социальную политику – 41%, культуру и искусство – 45%.
Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 22%, сельского хозяйства и рыболовства – 11%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 27%. [32, с. 5]
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным
органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно- коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.
Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Местным органам подведомственна подавляющая часть социально- культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально – культурные
мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах – от 60 до 80% [33, с. 144].
В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, образование и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д. [36, с.24].
Одна
из ключевых проблем связана с тем, что закрепленные на сегодняшний день за муниципалитетами доходы мало связаны с производственной деятельностью организаций, находящихся на территории муниципальных образований, что значительно снижает заинтересованность органов МСУ в развитии собственной налоговой базы и экономики муниципального образования.
Согласно данным Минфина при исполнение местного бюджета РФ за 2016-2018 года можно также наблюдать бюджетный дефицит. Об этом свидетельствуют показатели, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Показатели исполнения местного бюджета РФ за 2016-2018 года
Наименование показателя | Исполнено за 2016 год | Исполнен о за 2017 год | Исполнен о на 2018 | Отношение показателей местных бюджетов | ||
исполнено за 2016 | исполнено за 2017 | исполнено за 2018 | ||||
Доходы, всего | 3 645,1 | 3 845,7 | 3 616,4 | 107,2% | 98,4% | 109,5% |
Расходы, всего | 3 655,1 | 3 882,2 | 3749,2 | 111,6% | 95,2% | 108,4% |
Дефицит/профи цит | -10,0 | -36,5 | - 11,2 | | | |
Напомним, в 2016 году дефицит федерального бюджета составил 2,967 трлн рублей, или 3,5% ВВП. Проект бюджета на 2017 год – в 2,5% ВВП. На 2018 год дефицит на уровне 1,3% ВВП.
В 2018 году, 54,1% бюджетов исполнено с дефицитом, 45,6% – с профицитом, 0,3% бюджетов сбалансированы.
В последний раз федеральный бюджет России был исполнен с профицитом в 2011 году.
2018 г. – Наименьший дефицит в 2018 году будет зафиксирован в Смоленской области (186,3 млн рублей). В тройку регионов с наименьшим дефицитом в 2018 году войдут также Кировская область (211,5 млн рублей) и Ульяновская
область (223,6 млн рублей).[33, с.5
Между тем, дефициты бюджетов десяти регионов РФ оказались больше 3 млрд рублей. Среди них Костромская область (3,1 млрд рублей), Забайкальский край (3,2 млрд рублей), Карелия (3,4 млрд рублей), Алтайский край (3,4 млрд рублей), Удмуртия (3,8 млрд рублей), Волгоградская область (4 млрд рублей) и Ставропольский край (4,2 млрд рублей).
В тройку регионов с наибольшим дефицитом 2018 года вошли Пензенская область, дефицит которой составит 4,2 млрд рублей. Отметки в 7,5 млрд рублей достигнет дефицит бюджета Омской области. Наибольший дефицит прогнозируется в бюджете Чечни – по расчетам трехсторонней комиссии, он достигнет 9,8 млрд рублей. [33, с 6]
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований порождает иждивенческие настроения. К чему работать на привлечение финансовых средств на территорию, если можно преспокойно жить на субсидии и дотации из районных бюджетов и бюджетов субъектов.
Таким образом, формирование стабильной доходной базы местных бюджетов остается важнейшим направлением развития МСУ.
Сегодня же практически все муниципалитеты оказались лишены права самостоятельно устанавливать оплату труда депутатам и муниципальным служащим, вводить дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан и решать другие вопросы, решение которых допускается только за счет собственных доходов, так как объем финансовой помощи составляет около 60% от доходов местных бюджетов.
Таким образом, муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников: государственных средств, собственных средств