Файл: Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) А. Е. Бром, З. С. Терентьева организация и управление жизненным циклом наукоемкой продукции Курс лекций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 994

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Модуль 1. Организационные и информационные аспекты системы управления жизненным циклом продукции

Тема 1. Организация и управление жизненным циклом продукции на предприятии.

1.2 Система управления жизненным циклом

1.4 Жизненный цикл технологии

Международные и федеральные стандарты в области управления жизненным циклом продукции

1.7. Критерии эффективности управления и ключевые показатели ЖЦ

Тема 2. Информационные системы и технологии поддержки жизненного цикла продукции.

2.1. Технологии информационной поддержки ЖЦ продукции (ИПИ/CALS-технологии).

2.2 Инженерный анализ на основе САПР. Основные тенденции современного компьютерного инжиниринга

2.3. Ключевые группы CAD/CAM/CAE/PDM/PLM-технологий и соответствующих рынков

2.4 Параллельное проектирование и численные методы

2.5 Аддитивные технологии в машиностроении

Вопросы для самоконтроля:

Модуль 2. Технологии организации процессов ЖЦ продукции на предприятии

Тема 3. Технологии организации и управления процессами ЖЦ продукции на предприятии.

3.1 Основные технологии организации и управления ЖЦ продукции

3.2 Технология управления требованиями

3.3. Технология управления конфигурацией

3.4 Управление данными об изделии (УДИ)

3.5. Технологии блокчейн в управлении жизненным циклом продукции

3.6 PDM системы

3.7 Параллельный и коллаборативный инжиниринг

3.8 Управление потоками работ

3.9 Управление качеством

Тема 4. Интегрированная логистическая поддержка

4.1. Сущность ИЛП, взаимодействие участников ЖЦ в рамках системы ИЛП

4.2. Международные и российские стандарты ИЛП.

4.3. Структура интегрированной логистической поддержки

Вопросы для самоконтроля

Модуль 3. Современные концепции и методы управления жизненным циклом продукции

Тема 5. Методология управления совокупной стоимостью ЖЦ продукции

Концепция совокупной стоимости ЖЦ продукции.

5.2. Расчет стоимости жизненного цикла изделия

5.3. Основные методы снижения стоимости ЖЦИ

5.4. Программное обеспечение для оценки СЖЦ

Тема 6. Методология управления ЖЦ продукции с учетом воздействий на внешнюю среду

6.1. Методология анализа оценки воздействий ЖЦ на внешнюю среду LCA (Life Cycle Assesment)

6.2. Инвентаризационный анализ ЖЦ

6.3. Техническая и системная эффективность проектов в машиностроении.

Вопросы для самоконтроля:

Литература

3.4 Управление данными об изделии (УДИ)


Этот вид управления является системообразующим, поскольку снабжает информацией все этапы ЖЦ, следующие за этапом проектирования. Цель УДИ – обеспечение полноты, целостности и актуальности информации об изделии в любой момент времени и доступность ее всем участникам ЖЦ в соответствии с имеющимися у них правами.

Понятие УДИ предполагает, что все процессы, протекающие в единой информационной среде ЖЦ, управляемы, т. е. поддаются воздействиям со стороны уполномоченных лиц (администраторов) и соответствующих программных средств. Совокупность таких средств принято называть системой управления базами данных (СУБД).

Традиционно в функции СУБД входит:

• помещение информации и базу данных (БД);

• хранение информации (в т. ч. создание резервных копий);

• обновление данных (ввод новых данных взамен утративших

актуальность);

• обеспечение достоверности и целостности данных;

• поиск данных по различным признакам;

• создание отчетов;

• установление (изменение) и оперативная проверка прав доступа

пользователей к данным.

Основные функции УДИ:

• управление структурой и составом изделия;

• управление технологическими данными об изделии;

• управление исполнителями;

• управление вспомогательными данными;

• регистрация статусов документов и их изменений.

Система УДИ имеет информационные связи с автоматизированными системами, что свидетельствует о системообразующих характере и роли этой системы. База данных УДИ служит ядром информационной системы. В ней хранятся данные о проектах, идентификационные и классификационные данные об изделии и его компонентах, структура и состав изделия (в форме древовидного графа), версии и варианты состава и структуры, геометрические модели, чертежи и другие документы в различных форматах, характеристики изделия и его компонентов, данные о материалах, стандартных деталях, комплектующих изделиях; данные о технологии изготовления изделия и его компонентов, об оснастке, инструменте и т. д.


В базе данных УДИ могут также содержаться сведения об организационной структуре предприятия, создающего изделие, о конкретных участниках ЖЦ изделия и о роли каждого из них в ЖЦ. УДИ позволяет регламентировать хранение этих данных, вносить в них необходимые изменения, предоставлять через соответствующий стандартизованный интерфейс данные другим приложениям(по ИСО 10З03-22), а также конкретным участникам ЖЦ изделия.

Распределенный характер информационной среды ЖЦ, в отличие от традиционных БД, требует создания специальной инфраструктуры, обеспечивающей накопление, хранение и передачу данных между всеми заинтересованными участниками ЖЦ изделия. Такая инфраструктура должна представлять собой комплекс программных и аппаратных средств, позволяющий решать перечисленные выше задачи. В рамках традиционного предприятия, расположенного на единой (и часто единственной) производственной площадке, такая инфраструктура создается на основе локальной вычислительной сети и соответствующего системного и прикладного программного обеспечения. Для предприятий с географически распределенной производственной структурой, особенно для виртуальных предприятий, эта проблема играет важнейшую роль.

Анализ сегодняшнего состояния телекоммуникационных средств и систем позволяет высказать утверждение, что основой инфраструктуры виртуального предприятия, а также предприятия с географически распределенной структурой может служить глобальная сеть Интернет, в которой данные передаются с помощью протокола TCP/IP.

Несмотря на внешнюю простоту и доступность сети Интернет, использование ее в качестве структурообразующего средства связано с рядом специфических проблем.

Первая из этих проблем состоит в том, что для эффективного накопления, хранения и использования данных всеми участниками информационного обмена в соответствии с технологиями ИПИ хранилище данных должно быть логически локализовано в форме, которую в интернет-технологиях принято называть порталом. Иными словами, должен быть создан специальный узел сети Интернет, предназначенный для информационного обслуживания предприятия, виртуального предприятия или корпорации.

Вторая проблема связана с тем

, что этот узел и, соответственно, участники информационного обмена должны быть ограждены от вмешательства в этот обмен посторонних лиц и организаций, даже при отсутствии у них какого-либо злого умысла или враждебных интересов.

Наконец, третья проблема состоит в защите информации от несанкционированного доступа лиц и организаций, имеющих своей целью использование этой информации во враждебных целях: похищения сведений, составляющих государственную и/или коммерческую тайну, нарушении целостности и/или достоверности данных, передаваемых участниками информационного обмена.

Решение первой проблемы не представляет принципиальных трудностей и требует лишь соответствующих финансовых, кадровых и административных ресурсов.

Что касается второй и третьей проблем, то их решение связано с использованием внешне сходных, но, по сути, глубоко различных средств. Сходство заключается в том, что все эти средства относятся к системам криптографической защиты информации. Различие состоит в степени (уровне) этой защиты и, как следствие, в порядке их применения, лицензирования и сертификации. Здесь мы лишь заметим, что защита информации во всех ее аспектах является важнейшей государственной проблемой и требует значительных усилий как со стороны разработчиков программно-методических и технических средств передачи данных, так и со стороны администраторов и законодателей.


3.5. Технологии блокчейн в управлении жизненным циклом продукции


Глубокая интеграция информационных технологий в производственные процессы породила четвертую промышленную революцию, объединившую цифровые концепции и получившую название «Индустрия 4.0». Все больше немецких, французских, английских, американских предприятий внедряют у себя идею «Индустрии 4.0», предполагающую создание организационно-технической системы и основанной на интеграции в единое информационное пространство всех участников цепочки создания ценности.

Концепция «Индустрии 4.0» охватывает следующие основные направления:

  • Большие данные – Big Data. Представляет собой набор данных из традиционных и цифровых источников внутри и за пределами компании. Данные собираются везде: от датчиков, сотрудников компании, компаний-контрагентов, клиентов, сервисных центров, поставщиков и т.д., после чего данные структурируются, анализируются и используются. Основная задача предприятий при работе с Big Data, наилучшим образом интерпретировать данные для дальнейшего использования.

  • Умный завод – Smart factory. В основе Smart Factory лежит концепция цифрового производства, позволяющая проводить виртуализацию этапов производства на основе моделирования производственных процессов на базе компьютерных систем автоматизированного проектирования ( CAD).

  • Киберфизическая система - Cyber-physical systems. Киберфизическая система – это организационно-техническая концепция управления информационными потоками, интеграция вычислительных ресурсов в физические процессы производства. В такой системе датчики, контроллеры и информационные системы объединены в единую сеть на протяжении всего жизненного цикла изделия. Киберфизическая сеть может быть как в рамках одного предприятия, так и в рамках динамической бизнес-модели, в составе которой несколько предприятий.

  • Интернет вещей – Internet of things. Это концепция, объединяющая физические предметы и оборудование, оснащённые встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, в одну общую вычислительную сеть. В рамках этой концепции, благодаря современному высокотехнологичному оснащению предметы смогут обмениваться информацией и собирать данные без участия человека.

  • Функциональная совместимость – Interoperability. Без функциональной совместимости создать работоспособную интегрированную производственную систему «Industry 4.0» невозможно. К сожалению, компании-разработчики систем автоматизации долгое время развивали свои продукты без единых стандартов, не учитывая перспективы глобализации и потенциальные потребности в интеграции своих клиентов. Такая тенденция наблюдается и в настоящие время, но в последние годы ситуация в корне меняется, ведущие компании-разработчики систем автоматизации, модифицируют свои продукты делая их интероперабельными, идя на встречу актуальным потребностям своих клиентов.


Идея «Индустрии 4.0» неразрывно связана с концепцией Управления жизненным циклом продукции (PLM, Product Lifecycle Management) (рис.3.3). PLM - это стратегия производства промышленных изделий, которая использует единую информационную среду (ЕИС), содержащую представление о продукте на всех этапах жизненного цикла и используется всеми участниками: разработчиками, производителями, поставщиками, ремонтными организациями, заказчиками и потребителями.



Рис.3.3. Основные направления «Индустрии 4.0»

Реализация сквозного конструкторского, технологического и коммерческого циклов, от идеи изделия до его эксплуатации и утилизации создает основу цифрового УЖЦ.

Но, несмотря на все усилия по созданию единой информационной среды ЖЦ продукции, предприятия-участники таких процессов являются финансово и юридически независимыми субъектами, часто географически распределенными, которые обладают различными, часто противоречащими друг другу целями. Если в рамках одного предприятия можно видеть примеры успешного внедрения инструментов «Индустрии 4.0» (например, цифровое производство в автомобилестроение), то попытки создания ЕИС УЖЦ продукции, в которой цифровой двойник изделия в полном соответствии с заложенными показателями «материализуется» и эксплуатируется в физической среде, сталкиваются с большими трудностями.

С увеличением сложности изделий, количества участников, задействованных в единой деятельности, происходит экспоненциальный рост объемов информации. Часть информации может быть неполной, или даже неопределенной (например, потребительский спрос), что создает дополнительные сложности при её анализе и принятии эффективных решений на ее основе. Кроме того, что решения принимаются в условиях неопределенности, они должны приниматься не только с учетом целей объедения предприятий, но и с учетом целей каждого из участников этих объединений.

Таким образом, эффективные решения должны приниматься с учетом всех вышеизложенных особенностей и с сохранением главного требования современной производственно-коммерческой деятельности – минимального времени выполнения заказов. Безусловно, что без получения актуальных данных и наличия методов быстрого принятия эффективных решений это представляется проблематичным.

Современная производственная система должна быть реактивной и действовать в режиме реального времени, принимая решения в минимальное время и с учетом интересов множества разнородных организационных единиц.