Файл: Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) А. Е. Бром, З. С. Терентьева организация и управление жизненным циклом наукоемкой продукции Курс лекций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1193

Скачиваний: 43

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Модуль 1. Организационные и информационные аспекты системы управления жизненным циклом продукции

Тема 1. Организация и управление жизненным циклом продукции на предприятии.

1.2 Система управления жизненным циклом

1.4 Жизненный цикл технологии

Международные и федеральные стандарты в области управления жизненным циклом продукции

1.7. Критерии эффективности управления и ключевые показатели ЖЦ

Тема 2. Информационные системы и технологии поддержки жизненного цикла продукции.

2.1. Технологии информационной поддержки ЖЦ продукции (ИПИ/CALS-технологии).

2.2 Инженерный анализ на основе САПР. Основные тенденции современного компьютерного инжиниринга

2.3. Ключевые группы CAD/CAM/CAE/PDM/PLM-технологий и соответствующих рынков

2.4 Параллельное проектирование и численные методы

2.5 Аддитивные технологии в машиностроении

Вопросы для самоконтроля:

Модуль 2. Технологии организации процессов ЖЦ продукции на предприятии

Тема 3. Технологии организации и управления процессами ЖЦ продукции на предприятии.

3.1 Основные технологии организации и управления ЖЦ продукции

3.2 Технология управления требованиями

3.3. Технология управления конфигурацией

3.4 Управление данными об изделии (УДИ)

3.5. Технологии блокчейн в управлении жизненным циклом продукции

3.6 PDM системы

3.7 Параллельный и коллаборативный инжиниринг

3.8 Управление потоками работ

3.9 Управление качеством

Тема 4. Интегрированная логистическая поддержка

4.1. Сущность ИЛП, взаимодействие участников ЖЦ в рамках системы ИЛП

4.2. Международные и российские стандарты ИЛП.

4.3. Структура интегрированной логистической поддержки

Вопросы для самоконтроля

Модуль 3. Современные концепции и методы управления жизненным циклом продукции

Тема 5. Методология управления совокупной стоимостью ЖЦ продукции

Концепция совокупной стоимости ЖЦ продукции.

5.2. Расчет стоимости жизненного цикла изделия

5.3. Основные методы снижения стоимости ЖЦИ

5.4. Программное обеспечение для оценки СЖЦ

Тема 6. Методология управления ЖЦ продукции с учетом воздействий на внешнюю среду

6.1. Методология анализа оценки воздействий ЖЦ на внешнюю среду LCA (Life Cycle Assesment)

6.2. Инвентаризационный анализ ЖЦ

6.3. Техническая и системная эффективность проектов в машиностроении.

Вопросы для самоконтроля:

Литература



3.7 Параллельный и коллаборативный инжиниринг


Параллельный инжиниринг (ПИ) (Concurrent (Parallel) Engineering) – современная технология проектирования и разработки изделия, обеспечивающая минимизацию длительности и стоимости этих процессов за счет их частичного (или полного) перекрытия по времени, т.е. параллельного выполнения задач. При создании одной из удачных моделей Х6 компании BMW процессы маркетинга (исследования потенциального рынка), разработки технического задания на концепт-кар и проектно-конструкторские работы шли в полном соответствии технологии ПИ.

Для внедрения ПИ на предприятии необходимо перейти к методологии проектного управления, чтобы специалисты функциональных подразделений, задействованные в ЖЦ изделия, работали в тесной взаимосвязи.

Традиционный подход к ЖЦ предполагает акцент на документ, поэтому его иногда называют документоцентричным подходом (рис. 3.6). При ПИ акцент делается на постоянный обмен данными об изделии в ходе процессов ЖЦ между всеми участниками (рис. 3.7).



Рис.3.6. Традиционный подход к проектированию и созданию изделия

.

Рис.3.7. Подход к проектированию и созданию изделия на основе технологии параллельного инжиниринга.

Коллаборативный инжиниринг(CollaborativeEngineering) - технологии организации работы и взаимодействия территориально удаленных участников ЖЦ изделия. Так как ПИ подразумевает создание многопрофильных рабочих групп, которые могут быть территориально распределены (разработчики изделия могут быть значительно удалены от мест производства и эксплуатации), то необходимо постоянно разрабатывать организационные и информационные технологии обеспечения совместной работы – видео-конференции, инструменты принятия решений и т.д.

3.8 Управление потоками работ


Понятие «поток работ» (буквальный перевод английского workflow) – одно из базовых в современной практике управления вообще и в области ИПИ в частности. Это понятие объединяет подходы к формализации и управлению бизнес-процессами предприятия, а также программные средства, реализующие эти подходы. Популярность и многообразие реализаций технологий workflow привели к созданию в середине 90-х гг международной ассоциации workflow management coalition (WfMC),

занимающейся стандартами, регламентирующими требования к системам workflow и средствам их реализации.

Согласно глоссарию WfMC, бизнес-процесс – это одна или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило, в рамках организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения. Бизнес-процесс может целиком осуществляться в пределах одного организационного подразделения, охватывать несколько подразделений в рамках организации или даже несколько различных организаций, как, например, и системе отношений «клиент – поставщик». Бизнес-процесс может включать формальные и неформальные взаимодействия между участниками, его продолжительность может изменяться в широких пределах. Поток работ – упорядоченное во времени множество рабочих заданий, получаемых сотрудниками, обрабатывающими эти задания вручную или с помощью средств механизации/автоматизации, в последовательности и рамках правил, определенных для данного бизнес-процесса.

Для уяснения смысла понятия можно провести следующую аналогию, бизнес-процесс – своего рода конвейер, работающий по своим правилам и технологиям; поток работ (заданий) аналогичен потоку изделий (узлов, деталей), которые этот конвейер передвигает. Бизнес-процесс, по сути дела, объединяет поток заданий и функции, которые должны выполняться над элементами (заданиями) этого потока, людей и оборудование, которые реализуют эти функции, а также правила, управляющие последовательностью выполнения этих функций. Технология workflow призвана все это автоматизировать.

Сегодня, несмотря на грамматически корректный перевод термина workflow словосочетанием «поток работ», семантически точного эквивалента этому понятию не найдено. Мы, тем не менее, будем использовать термин «поток работ», имея в виду его расширительное толкование.

Приведем два определения из глоссария WfMC.

1. Поток работ – полная или частичная автоматизация бизнес-процесса, при которой документы, информация или задания передаются для выполнения необходимых действий от одного участника к другому в соответствии с набором процедурных правил.

2. Система управления потоком работ – система, которая описывает этот поток (по сути, бизнес-процесс), создает его и управляет при помощи программного обеспечения, способного интерпретировать описание процесса, взаимодействовать с его участниками при необходимости вызывать соответствующие программные приложения и инструментальные средства.
Такая система автоматизирует процесс, а не функцию.

Появление систем управления потоком работ и соответствующих программных средств – реакция рынка информационных технологий на внедрение новых принципов управления предприятиями. Сегодня эти принципы эволюционируют от функциональной ориентации в направлении процессной ориентации. Практически все предыдущие решения (чаще всего реализованные в технологиях локальных СУБД) позволяли достаточно эффективно автоматизировать отдельные операции и функции, а не процесс. В рамках этих решений сотрудники, сидя за своими компьютерами (или терминалами), обмениваются информацией с базами данных и между собой, получают данные, справки, документы, формируют отчеты. При этом последовательность действий сотрудников и правила их взаимодействия определены в лучшем случае инструкциями, а за правильностью и сроками их выполнения следит вышестоящее начальство. Информационная система все это никак не поддерживает.

Процессный подход заставил руководство предприятий сконцентрировать внимание на правилах взаимодействия участников процесса, так как именно взаимодействия в силу своей размытости и недостаточной определенности являются основными источниками неоправданных издержек и потерь Потребность в средствах автоматического отслеживания порядка и времени выполнения отдельных функций (операций), маршрутов документов, занятости сотрудников на различных стадиях процесса и т. д. привела к созданию разнообразных систем управления потоками работ и утверждению этого понятия в качестве одного из базовых инвариантов концепции ИПИ.

3.9 Управление качеством


Система управления качеством продукции (УКч) является элементом управленческой деятельности предприятия. В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000, УКч должна базироваться на информационной системе, поддерживающей автоматизированную обработку данных и документирование процессов обеспечения качества на всех стадиях ЖЦ изделия, автоматизированное управление этими процессами, данными и документацией.

В этом смысле УКч становится неотъемлемой частью ИАСУ предприятия и может быть отнесена к ИПИ-технологиям. Это означает, что информация, циркулирующая в системе УКч. должна быть представлена в форматах, регламентированных ИПИ-стандартами, и состоять из набора МО, входящих в ИИС предприятия. Присутствующие в структуре блоки выработки и корректировки целей и принятия решений, основанных на фактах, вместе эквивалентны тому, что в стандарте ИСО 9000:2000 называется ответственностью руководства и планированием (в данном контексте – стратегическим). Блоки сбора и анализа данных от потребителей и информации о процессах отражают процессы, именуемые в стандарте измерением и анализом. Наконец, группа блоков, связанных с реализацией решений (распределение и перераспределение ресурсов, директивы на выполнение действий и сами действия, направленные на достижение целей), отражает все то, что в стандарте называют управлением ресурсами, планированием (в этом контексте – оперативным) и. наконец, улучшением. Как уже отмечалось, при создании и технологической подготовке производства нового изделия средствами конструкторских и технологических САПР в ИИС создаются ИО, описывающие структуру изделия, его состав и все входящие компоненты детали, подузлы, узлы, агрегаты, комплектующие, материалы. Каждый ИО обладает набором характеристик (атрибутов), описывающих свойства реального объекта, отображением которого он является. С точки зрения УКч, такими характеристиками являются технические требования и технические условия, которым должен удовлетворять реальный объект. Кроме информации об изделии, в ИИС содержится информация о производственной среде предприятия, в составе которой находятся данные, относящиеся к УКч.

Тема 4. Интегрированная логистическая поддержка