Файл: Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) А. Е. Бром, З. С. Терентьева организация и управление жизненным циклом наукоемкой продукции Курс лекций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 978

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Модуль 1. Организационные и информационные аспекты системы управления жизненным циклом продукции

Тема 1. Организация и управление жизненным циклом продукции на предприятии.

1.2 Система управления жизненным циклом

1.4 Жизненный цикл технологии

Международные и федеральные стандарты в области управления жизненным циклом продукции

1.7. Критерии эффективности управления и ключевые показатели ЖЦ

Тема 2. Информационные системы и технологии поддержки жизненного цикла продукции.

2.1. Технологии информационной поддержки ЖЦ продукции (ИПИ/CALS-технологии).

2.2 Инженерный анализ на основе САПР. Основные тенденции современного компьютерного инжиниринга

2.3. Ключевые группы CAD/CAM/CAE/PDM/PLM-технологий и соответствующих рынков

2.4 Параллельное проектирование и численные методы

2.5 Аддитивные технологии в машиностроении

Вопросы для самоконтроля:

Модуль 2. Технологии организации процессов ЖЦ продукции на предприятии

Тема 3. Технологии организации и управления процессами ЖЦ продукции на предприятии.

3.1 Основные технологии организации и управления ЖЦ продукции

3.2 Технология управления требованиями

3.3. Технология управления конфигурацией

3.4 Управление данными об изделии (УДИ)

3.5. Технологии блокчейн в управлении жизненным циклом продукции

3.6 PDM системы

3.7 Параллельный и коллаборативный инжиниринг

3.8 Управление потоками работ

3.9 Управление качеством

Тема 4. Интегрированная логистическая поддержка

4.1. Сущность ИЛП, взаимодействие участников ЖЦ в рамках системы ИЛП

4.2. Международные и российские стандарты ИЛП.

4.3. Структура интегрированной логистической поддержки

Вопросы для самоконтроля

Модуль 3. Современные концепции и методы управления жизненным циклом продукции

Тема 5. Методология управления совокупной стоимостью ЖЦ продукции

Концепция совокупной стоимости ЖЦ продукции.

5.2. Расчет стоимости жизненного цикла изделия

5.3. Основные методы снижения стоимости ЖЦИ

5.4. Программное обеспечение для оценки СЖЦ

Тема 6. Методология управления ЖЦ продукции с учетом воздействий на внешнюю среду

6.1. Методология анализа оценки воздействий ЖЦ на внешнюю среду LCA (Life Cycle Assesment)

6.2. Инвентаризационный анализ ЖЦ

6.3. Техническая и системная эффективность проектов в машиностроении.

Вопросы для самоконтроля:

Литература

4.2. Международные и российские стандарты ИЛП.


Методическую основу данной Концепции составляют положения стандарта Министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60 “Integrated Logistic Support”, который практически стал международным и на нормы которого иностранные заказчики ссылаются, формулируя требования к системе интегрированной логистической поддержки для отечественных изделий. Использованы также некоторые положения нормативного документа НАТО «NATO CALS Handbook», военного стандарта США MIL-STD - 1388 (к настоящему времени отменен), а также требования спецификаций AECMA 1000D, AECMA 2000D.

В Концепции применяются термины и определения, установленные в Рекомендациях по стандартизации Р 50.1.031 – 2001 «Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции», принятых и введенных в действие Постановлением Госстандарта РФ от 2.07.2001г. №256-ст.

ГОСТ Р 53393-2017 («Интегрированная логистическая поддержка. Основные термины и определения») предлагает нам следующую формулировку: ИЛП включает в себя деятельность головного разработчика и других участников ЖЦ изделия, осуществляемую с использованием управленческих, инженерных и информационных технологий и направленную на формирование СТЭ изделия, обеспечивающей эффективное использование изделия при стоимости его ЖЦ, отвечающей заданным требованиям или определенной в качестве приемлемой совместно головным разработчиком и заказчиком изделия.

4.3. Структура интегрированной логистической поддержки


Анализ перечисленных выше нормативных документов позволил выявить основное содержание проблемы интегрированной логистической поддержки и сформулировать связанные с ней основные задачи. На рис. 4.3 схематически показана структура процессов и задач интегрированной логистической поддержки.

Согласно этой схеме интегрированная логистическая поддержка сложного наукоемкого изделия состоит в реализации четырех основных процессов:

  • логистический анализ изделия (LogisticSupportAnalysis), проводимый на всех стадиях жизненного цикла;

  • планирование процессов технического обслуживания и ремонта изделия (MaintenanceandRepairPlanning), проводимое на стадии проектирования и уточняемое в процессе производства и эксплуатации изделия;

  • интегрированное планирование процедур поддержки материально-технического обеспечения процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (IntegratedSupplySupportProceduresPlanning), проводимое на стадии проектирования и уточняемое в процессе производства и эксплуатации изделия;

  • обеспечение персонала электронной эксплуатационной документацией и электронной ремонтной документацией на изделие (Electronic MaintenanceDocumentation, Electronic RepairDocumentation), проводимое на стадии проектирования и реализуемое в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия.


Необходимо отметить, что в отечественной практике под другими названиями применяются процессы и процедуры, в известной степени аналогичные перечисленным выше



Рис. 4.3. Структура процессов и задач интегрированной логистической поддержки

    1. Логистический анализ – важнейший элемент интегрированной логистической поддержки. Он представляет собой формализованную технологию всестороннего исследования как самого изделия, так и вариантов системы его эксплуатации и поддержки. Как интегрированная логистическая поддержка в целом, логистический анализ направлен на минимизацию затрат жизненного цикла изделия при обеспечении требуемых тактико-техническим заданием параметров надежности, готовности, ремонтопригодности и общей эффективности.

Согласно требованиям упомянутых выше стандартов логистический анализ должен начинаться еще до начала проектирования, т.е. на стадии определения требований к изделию, и продолжается подчас до завершения процесса его использования. Это необходимо для оценки правильности результатов предыдущих этапов логистического анализа и накопления статистического материала, служащего основой для разработки новых проектов. Процесс логистического анализа носит циклический, итеративный характер: на каждом последующем этапе уточняются и развиваются результаты предыдущего этапа. Результаты логистического анализа должны храниться в специализированной базе данных – Базе Данных Логистического Анализа (Logistic Support Analysis Records/LSAR). Структура и содержание базы данных логистического анализа описаны ниже.

Задачи логистического анализа

В ходе логистического анализа решаются задачи, основное содержание которых состоит в следующем:

  • разработка стратегии, планирование и управление процессом логистического анализа;

  • формирование требований к системе интегрированной логистической поддержки и связанных с ней требований к проекту (конструкции изделия) на основе сравнения с существующими аналогами;

  • корректировка проектных решений, направленная на обеспечение эффективной эксплуатации;

  • разработка проекта системы интегрированной логистической поддержки , обеспечивающей оптимальное соотношение затрат, сроков реализации и характеристик «поддерживаемости» (Supportability);

  • определение потребности в ресурсах для интегрированной логистической поддержки , разработка планов постпроизводственной поддержки;

  • оценка и проверка достигнутых показателей эффективности системы интегрированной логистической поддержки .


Примерный перечень задач логистического анализа, предусмотренный стандартом DEF STAN 00-60. Этот перечень не является строго обязательным и может быть скорректирован с учетом особенностей конкретного проекта.

Многократно упоминающийся в стандарте DEF STAN 00-60 показатель поддерживаемости является комплексным параметром, зависящим от технических и организационных факторов, в том числе:

  • от надежности изделия и его компонентов, измеряемой наработкой на отказ или средним временем между отказами (MTBF/Mean Time Between Failures);

  • от средних затрат времени на ремонт (MTTR/Mean Time to Repair);

  • от среднего времени восстановления (приведения в рабочее состояние) после отказа, характеризующего ремонтопригодность изделия (RST/Required Standby Time);

  • от среднего времени между обслуживаниями (MTBMA/Mean Time Between Maintenance Actions);

  • от среднего времени между заменами узлов и агрегатов (MTBR/Mean Time Between Removals);

  • от требуемого уровня готовности (ROA/Required Operational Availability);

  • от требуемого уровня обслуживания (RML/Required Maintenance Level) и т.д.

Поскольку перечисленные факторы являются сложными функциями конструктивных параметров изделия и системы организации его эксплуатации, можно утверждать, что поддерживаемость выражается неким функционалом от этих факторов:

S = F (MTBF, MTTR, RST, MTBMA, MTBR, ROA, RML, …)

т.е. числом, значение которого определяется видом и параметрами входящих в приведенное выражение функций.

Помимо данных, непосредственно связанных с конструкцией изделия, и характеристик поддерживаемости, результатами логистического анализа являются:

  • требования к вспомогательному оборудованию, к которому относится стационарное и мобильное оборудование, необходимое для эксплуатации и технического обслуживания изделия, в т.ч. универсальное и транспортное оборудование, инструмент, метрологические средства, контрольно-измерительное оборудование, диагностическое программное обеспечение;

  • требования к инфраструктуре системы эксплуатации и ремонта, включающей здания, сооружения, системы энергоснабжения и т.д.;

  • требования к распределению эксплуатационных и ремонтных работ по организационным уровням (например, работы, выполняемые силами экипажа, силами технической службы подразделения, силами технической службы соединения, силами ремонтных предприятий или завода – изготовителя и его сервисных служб);

  • требования к количественному и качественному составу персонала и его квалификации на всех организационных уровнях;

  • требования к подготовке персонала и средствам обучения;

  • требования, ресурсы и процедуры, связанные с упаковкой, хранением и транспортированием изделия и вспомогательного оборудования, в т.ч. требования к условиям внешней среды, в которой предполагается хранить и эксплуатировать изделие, особенности работы с опасными материалами, условия краткосрочного и долгосрочного хранения оборудования и материалов.


В целом система задач логистического анализа и последовательность их выполнения построены так, чтобы снизить вероятность неудачных проектных решений, влияющих на эффективность эксплуатации изделия. По аналогии со стандартами серии ИСО 9000, направленными на построение системы, обеспечивающей заданный уровень качества и возможность «адекватно демонстрировать потребителю способность управлять качеством», технологии и стандарты логистического анализа направлены на то, чтобы адекватно доказать потребителю, что все меры, обеспечивающие сокращение стоимости эксплуатационных затрат изделия, приняты.

  1. Планирование ТОиР

Планирование и управление ТОиР (Maintenance Planning) предусматривают выполнение следующих процедур:

− разработку концепции ТОиР;

− анализ и конкретизацию требований к ВС в части его обслуживания и ремонта;

− разработку и оперативную корректировку плана ТОиР по достигнутым результатам.

Система ТОиР – совокупность взаимосвязанных технических средств, специальной технической документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления работоспособности техники, относящихся к компетенции этой системы. Состав системы, регламенты выполнения работ, их распределение по уровням, требования к квалификации и численности обслуживающего и ремонтного персонала – все это составляет содержание концепции ТОиР.

Концепция ТОиР, как правило, разрабатывается поставщиком продукции и согласуется с его заказчиком. Требования к ВС в отношении ТОиР определяются на основе данных, содержащихся в БД АЛП, и уточняются по результатам реальной эксплуатации техники в различных условиях.

План ТОиР разрабатывают в нескольких альтернативных вариантах с учетом наличия обслуживающего и ремонтного персонала, обладающего необходимой квалификацией, необходимых запчастей и расходных материалов и т. д.

Планируются календарные даты, трудоемкость работ и их стоимость. Заказчик выбирает наиболее подходящий ему вариант. При расчетах, связанных с планированием ТОиР, используют различные показатели, значения которых определяются в процессе АЛП.

  1. Планирование МТО.

Так же, как управление ТОиР, управление МТО рассматривается в аспекте планирования. Этот процесс ИЛП предполагает выполнение и информационную поддержку в условиях ИИС следующих процедур, подробно описанных в нескольких книгах стандарта:


  • кодификация предметов МТО;

  • определение параметров начального МТО;

  • определение параметров и планирование текущего МТО;

  • планирование закупок;

  • управление поставками;

  • управление заказами;

  • управление счетами.

Начальное и текущее МТО. В контексте планирования, предусмотренном ИЛП, процедура, именуемая в как начальное МТО, состоит в определении комплекта запасных частей и расходных материалов, поставляемых вместе с изделием и необходимых для поддержки функционирования изделия в начальный период эксплуатации, когда процесс текущего МТО по тем или иным причинам еще не налажен. Состав этого комплекта как в отношении номенклатуры необходимых предметов, так и в отношении их количества, определяется расчетами, выполняемыми в процессе АЛП (задачи 302, 401). В состав средств и предметов начального МТО, как правило, включают запасные части и материалы, необходимые для эксплуатации не только самого изделия, но и вспомогательного оборудования. В процессе организации начального МТО могут быть подготовлены контракты с фирмами – поставщиками соответствующей продукции. Обычно период действия начального МТО ограничивается сроком до двух лет.

Номенклатура и объемы поставок в процессе текущего МТО также определяются расчетами, выполняемыми в процессе АЛП (задача 302), однако затем корректируются в зависимости от фактических условий эксплуатации изделия. При этом широко используются иллюстрированные каталоги деталей и элементов изделия. Подготовка каталогов происходит в процессе проектирования изделия.

Здесь могут быть эффективно использованы методы теории управления запасами, а также практические приложения этой теории.

Планирование закупок, представляет собой метод запроса и получения от промышленных предприятий сведений о ценах на предметы МТО, включая прайс-листы поставщиков. В соответствии со стандартами планирование закупок охватывает два вида деловой практики:

  1. процедуры направления запроса о ценах на конкретные предметы МТО от покупателя потенциальному поставщику и последующего ответа поставщика;

  2. процедуры запроса покупателем актуального прайс-листа на некоторую номенклатуру предметов МТО и предоставления такого прайс-листа поставщиком в ответ на запрос покупателя; возможна также процедура предоставления этих данных покупателю по собственной инициативе поставщика.