Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР
.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.1 Программа экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения
На четвертом месте - высказывания, которые носили формальный характер или являлись безадресными. Например, дети перебирали игрушки, называя их. Никита расставлял на столе игрушечных животных: «Слоник. Лошадка. Собака. Корова. Поросенок. Киса. Уточка», а Аня - кукольную посудку: «Ложку посередине. Вилку слева. Нож справа. Стаканчик справа. Салфетку на колени».
Ролевые высказывания у детей с ОНР только на пятом месте по частоте возникновения. Чаще всего это единичные ролевые высказывания: Марина кормит куклу: «За маму, за папу. Еще ложечку за сестричку Ксюшу», Аня «понарошку» просит меню в ресторане: «Меню покажите, пожалуйста!», делает заказ: «Мне желе и мороженое с орехами. А Марине торт и сладкую водичку».
Планирующие высказывания наблюдаемых нами у детей с ОНР представляли собой констатацию сиюминутного игрового намерения ребенка и носили общий характер: «Я буду возить зверей в зоопарк», «Сейчас будем пить чай. Чайник уже закипел», «Я буду машинками играться», «Я из окопа буду гранаты кидать».
Пяти- шестилетние дети с ОНР, так же как и дети с нормальным развитием речи, редко обращаются друг к другу за помощью в процессе игровой деятельности. Например, когда им требуется физическая помощь: «Подай мне вон ту штуку, с колесиками».
В процессе наблюдения за игрой детей с ОНР было замечено, что дети часто предлагали помощь сами. Например, Аня Х. подала руку Никите Х., которого сама же и толкнула так, что мальчик упал: «Вставай, ты чего на ковре валяешься?», Диана Х. предложила Даше Х.: «Давай я тебя заплету». Варвара неоднократно помогала Даше по ходу игры - нашла среди игрушек и подала ванночку и покрывало, подсказывала что делать.
Количественный анализ данных исследования показал, что дети с ОНР при общении используют отталкивающих высказываний больше, чем приглашающих к игре.
Высказывания, приглашающие к игре единичны, возникают импульсивно. Например, Аня Х. предлагает Марине Х. присоединиться к игре в ресторан: «Садись», Денис просится пойти с Юрой в игровой уголок: «Я с тобой пойду», Варя хочет играть вместе с Дашей: «Я тоже хочу играть».
Преобладание отказывающих в игре, отталкивающих выражений говорит о том, что у старших дошкольников с ОНР стремление играть вместе не выражено, совместная игра затруднена. Например, всего лишь за 20 минут наблюдения у Ани Х. и Никиты Х. несколько раз возникали конфликтные ситуации. Никита мешал Ане играть, и Аня сердилась на него: «Не надо, поставь на место!», «Не мешай мне! Я все расскажу, и тебя накажут!» Аня даже оттолкнула Никиту: «А ты не мешай мне играть», на что Никита обиделся: «Злая ты, я не буду с тобой играть».
Данный пример демонстрирует неразвитость кооперативно-коммуникативных умений у детей с ОНР, неумение выстраивать партнерские отношения со сверстниками.
Таким образом, проанализировав результаты данного исследования, мы можем выделить ряд специфических особенностей пяти- шестилетних дошкольников с общим недоразвитием речи, затрудняющих коммуникативно-кооперативное взаимодействие между ними:
. Старшие дошкольники с ОНР почти не интересуются деятельностью и личностью своих сверстников, очень редко пытаются вступить с ним в общение.
. Умение вести диалог у детей с ОНР слаборазвито. Речевое содержание игрового общения таких детей бедно и стереотипно.
. Дети с ОНР не стремятся к активному взаимодействию в ходе игры. Действия детей чаще всего носят характер «деятельности рядом».
. Дошкольники с ОНР неспособны выстраивать партнерские отношения. В их взаимоотношениях отсутствует желание соотносить свои действия с действиями других детей, «приспосабливаться» друг к другу.
В результате обработки данных обследования, ориентируясь на представленные ниже критерии оценки овладения ребенком способами межличностного общения, дети экспериментальной и контрольной групп были условно распределены по уровням развития коммуникативно-речевой деятельности:
Высокий уровень. Ребенок при общении ориентируется на партнера-сверстника, инициативно к нему обращается и отвечает словом и действием на его высказывания. Общение между детьми разворачивается в виде ряда взаимосвязанных высказываний (диалогических циклов и сопряженных циклов). Дети обращаются друг к другу с вопросами, побуждающими, комментирующими и рассуждающими высказываниями. Дети общаются доброжелательно, обращаются друг к другу «адресно». О наиболее высоком уровне свидетельствует наличие в общении детей взаимосвязанных высказываний в форме сопряженных циклов, возникновение обсуждений и рассуждений, аргументированных высказываний.
Средний уровень. Ребенок в основном ориентируется на игровую ситуацию, но эпизодически ориентируется и на партнера-сверстника, инициативно к нему обращается, отвечает на его высказывания в основном практическими действиями. Комментирует свои действия и действия партнера. Общение доброжелательное.
Низкий уровень. Ребенок преимущественно играет сам, не обращая внимания на партнера. Действует молча либо комментирует свои действия, ни к кому прямо не обращаясь. Не отвечает на высказывания партнера либо вступает с ним в конфликтные отношения.
Распределение по уровням развития коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием представлено в таблице 5.
Таблица 5. Распределение по уровням развития коммуникативно-речевой деятельности дошкольников с ОНР и с нормальным развитием речи
Дети с общим недоразвитием речи | Дети с нормальным развитием речи | ||||
1 | Никита К. | средний | 1 | Анастасия А. | высокий |
2 | Сережа О. | низкий | 2 | Сергей В. | низкий |
3 | Максим Л. | средний | 3 | София В. | средний |
4 | Андрей И. | низкий | 4 | Дарина З. | высокий |
5 | Саша П. | низкий | 5 | Евгения И. | высокий |
6 | Оля С. | низкий | 6 | Максим Н. | средний |
7 | Маша П. | средний | 7 | Алина С. | высокий |
8 | Даша И. | средний | 8 | Илона Т. | высокий |
9 | Ксюша В. | низкий | 9 | Тимур Х. | высокий |
10 | Ира К. | низкий | 10 | Артем Ш. | средний |
Из приведенных данных видно, что в группе старших дошкольников с общим недоразвитием речи у 40% детей коммуникативно-речевая деятельность сформирована на среднем уровне, а у 60% - на низком уровне (рисунок 4). В группе старших дошкольников с нормальным речевым развитием у 60% детей выявлен высокий уровень развития коммуникативно-речевой деятельности, у 30% - средний уровень и у одного ребенка (10%) - низкий уровень.
Дети с общим недоразвитием речи Дети с нормальным развитием речи
Рис. 6. Уровни развития коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи и детей с нормальным развитием речи
Таким образом, данные о характерных особенностях коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о необходимости специального обучения дошкольников с ОНР диалогической речи и навыкам общения. Низкая потребность дошкольников с ОНР в речевом контакте, их неумение инициировать и поддерживать диалогическое взаимодействие ставят педагогов перед необходимостью поиска путей воздействия на речевые коммуникативные процессы.
Выводы по главе II
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) несколько снижена потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращение к взрослому как к партнеру по деятельности отмечалось редко. Сравнительно невелико количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности относительно редко наблюдаются личностные контакты со взрослым. Предпочтительным видом коммуникации является совместное чтение и обсуждение книг.
У детей с ОНР отмечены содержательная бедность и структурная неполнота используемой речевой продукции. Преобладавшее число контактов детей носит ситуативный характер. Типичным является средний уровень личностной активности. Во время эксперимента дети испытывали коммуникативные трудности. Несформированность мотивационного компонента общения определила низкий уровень развития коммуникативно-речевых средств: снижение речевой активности, низкий уровень переработки словесной информации, ситуативность речи, малоразговорчивость, малоинициативность, снижение общей активности общения.
Из проведенного нами исследования можно сделать вывод, что речь дошкольника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер; у детей не сформированы навыки и умения связного изложения своих мыслей, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями
Исследование коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и у дошкольников с нормальным развитием речи позволило выделить ряд специфических особенностей детей с ОНР, затрудняющих нормальное коммуникативно-речевое взаимодействие между ними:
· Старшие дошкольники с ОНР почти не интересуются деятельностью и личностью своих сверстников, очень редко пытаются вступить с ним в общение.
· Умение вести диалог у детей с ОНР развито явно недостаточно. Речевое содержание игрового общения таких детей в большинстве случаев бедно и стереотипно.
· Дети с ОНР не стремятся к активному взаимодействию в ходе игры. Действия детей чаще всего носят характер «деятельности рядом».
· Дошкольники с ОНР неспособны выстраивать партнерские отношения. В их взаимоотношениях отсутствует желание приспосабливаться друг к другу.