Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические аспекты проблемы становления коммуникативно-речевой деятельности у дошкольников с ОНР

Выводы по главе I

Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР

.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента

2.1 Программа экспериментального исследования

2.3 Анализ результатов исследования

Выводы по главе II

Глава III. Экспериментальная работа по развитию коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР

3.1 Теоретико-методологическое обоснование методики коррекционно-педагогической работы по формированию навыков диалоги- ческой речи у детей с ОНР

3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения

3.3 Анализ результатов экспериментальной работы

Выводы по главе III

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЯ



Чаще всего на данном этапе исследования у детей с ОНР наблюдались ролевые диалоги.

Например, Марина и Даша играли в поликлинику:

Ой, у моей доченьки животик разболелся!

А зачем ты ей столько конфет давала?

Доктор, спасите её!

Нужно сделать укол и все пройдет. Нельзя есть столько конфет!

Денис и Никита играли в угон автомобиля:

Уиииу! Уиииу! У машины сработала сигнализация! Уиииу! Уиииу!

Помогите, мою машину угнали! Ты милиционер, догоняй вора!

Остановите машину! Я буду стрелять! Пах-пах!

Уиииу! Уиииу! Уиииу! Уиииу! Уиииу!

Лови вора!

Так же часто в процессе диалога дети обсуждают и комментируют игровые действия, как, например, Аня и Варя:

Я посуду поставлю. Эти тарелки?

Ага. И ложки тоже белые.

Ай, подожди, салфетки надо вниз.

Ну, давай это сюда сдвинь, я салфетку положу. А теперь ставь тарелки.

Иногда в диалогах дети скоординировали свои действия, как, например, Юра и Артем:

Я строитель. Я буду строить дом. Очень высокий дом. В нем будет много этажей, много квартир, в нем будет жить очень много-много людей.

Я с тобой! Давай построим высокий-высокий из кубиков.

Нет, попадает. Из конструктора.

Вот этого? Давай!

Достаточно часто дети обсуждали и планировали игровые действия, как, например, Диана и Инна:

Просыпайся маленькая, просыпайся хорошенькая. Сейчас покушаем и пойдем погуляем, сходим в магазин.

А мы пойдем сначала в поликлинику, а потом в парикмахерскую.

Давай ходить вместе.

А куда сначала?

Сначала в поликлинику, потом в магазин, и потом погуляем.

Значительно реже, чем во время констатирующего эксперимента, в игровом общении детей с ОНР возникают бытовые, неигровые высказывания. Например, Никита рассказал, какую он вчера видел машину, а Аня и Варя хвастались обновками:

Мама вчера купила мне новый сарафан и эти заколки.

А почему ты в старом сарафане?

Завтра одену.

Количественный анализ данных исследования показал, что дети с ОНР на данном этапе исследования чаще произносили высказывания, приглашающие к игре («Давай построим дом?», «Давай играть в куклы!»), чем отказывающие в игре («Ты неправильно делаешь, не мешай!»).


Безадресные, формальные высказывания в игровой речи детей с ОНР появлялись совсем редко.

Иногда дети обращались друг к другу за помощью, и, конечно же, получали эту помощь от товарища по игре.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что дети с ОНР стремились играть вместе и легко находили общее занятие в игровом уголке, ребята научились вести диалог во время совместной игровой деятельности, планировать и обсуждать игровые действия (рис. 12).


Рис. 12. Динамика изменения целеустановки речевых обращений старших дошкольников с общим недоразвитием речи в течение эксперимента (в %)
Итак, проанализировав результаты контрольного исследования, мы можем выделить положительных изменений в коммуникативно-кооперативном взаимодействии между пяти- шестилетними дошкольниками с общим недоразвитием речи:

. У дошкольников экспериментальной группы возросла потребность в речевом контакте, дети стали больше интересоваться деятельностью и личностью своих сверстников, охотно вступают с ним в общение, активно взаимодействуют с товарищами во время игры.

. У детей с ОНР повысилось умение инициировать и поддерживать диалогическое взаимодействие, наблюдается расширение и обогащение содержания игрового общения.

. У дошкольников с ОНР в течение экспериментальной работы развиваются кооперативно-коммуникативные умения, они учатся выстраивать партнерские отношения со сверстниками, в их взаимоотношениях проявляется желание «приспосабливаться» друг к другу, избегать конфликтов, договариваться.

В результате обработки протоколов контрольного эксперимента дети экспериментальной группы были условно распределены по уровням развития коммуникативно-речевой деятельности (табл. 11)
Таблица 11. Распределение дошкольников с ОНР по уровням развития коммуникативно-речевой деятельности




Имя ребенка

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

1

Никита К.

средний

высокий

2

Сережа О.

низкий

средний

3

Максим Л.

средний

высокий

4

Андрей И.

низкий

средний

5

Саша П.

низкий

средний

6

Оля С.

низкий

средний

7

Маша П.

средний

средний

8

Даша И.

средний

высокий

9

Ксюша В.

низкий

средний

10

Никита К.

низкий

средний



Мы видим, что в группе старших дошкольников с общим недоразвитием речи у 30% детей коммуникативно-речевая деятельность сформирована на высоком уровне. Эти дети доброжелательны, при общении ориентируются на партнера-сверстника, инициативно к нему обращаются и отвечают на его высказывания. У 70% детей с ОНР коммуникативно-речевая деятельность сформирована на среднем уровне. Эти дети в основном ориентируются на игровую ситуацию, но иногда ориентируются и на партнера-сверстника, обращаются к нему и отвечают на его высказывания, комментируют свои и его действия, в общении доброжелательны (рис. 13).
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент



Рис. 13. Уровни развития коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Для того, чтобы доказать эффективность использования игр-драматизаций для развития диалогической речи у детей шестого года жизни нами были использованы методы статистической обработки данных, а именно статистический критерий углового преобразования данных Фишера, который имеет следующую формулу:
N1 * N2

j = (j1 - j2)

N1 + N2
где, n1 - количество человек (наблюдений определенного уровня развития диалогической речи), констатирующий этап.

n2 - количество человек (наблюдений определенного уровня развития диалогической речи), контрольный этап.

Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас показателя (уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР) попарно для каждого уровня развития на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Расчеты проводились с помощью программы Excel.

Результаты статистического анализа показали:

Расчетные значения критерия Фишера при сопоставлении результатов исследования уровня диалогической речи у детей шестого года жизни равны: низкий уровень: φэмп = 2,972, p<0,01, средний уровень: φэмп = 2,653, p<0,01, достаточный уровень:
φэмп = 2,265, p<0,01 и находятся в зоне значимости;

Расчетные значения критерия Фишера при сопоставлении результатов исследования ведущей формы общения у детей шестого года жизни равны: ситуативно-деловая: φэмп =2,320, p<0,01, внеситуативно-познавательная: φэмп = 2,749, p<0,01 и находятся в зоне значимости.

Данные результаты говорят о высокой степени достоверности эффективности использования игр-драматизаций для развития диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР.

Таким образом, данные контрольного исследования показывают существенное улучшение состояния речевых коммуникативных процессов у детей экспериментальной группы и подтверждают эффективность специального обучения дошкольников с ОНР диалогической речи и навыкам общения.



Выводы по главе III



Результаты экспериментальной работы по развитию коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР позволили сделать ряд выводов:

· У детей шестого года жизни вследствие проведенного формирующего этапа исследования отмечается динамика развития диалогического высказывания, умения вступления в контакт с людьми.

· Дети с ОНР, принявшие участие в нашем исследовании стали пользоваться всеми средствами общения, хотя и продолжают по-прежнему прибегать и к экспрессивно-мимическим средствам.

· У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысилась потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращению к взрослому как к партнеру по деятельности стало отмечаться чаще. Увеличилось количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности, чаще наблюдаются личностные контакты со взрослым. У детей отмечено повышение структурной полноты используемой речевой продукции. Преобладающее число контактов детей перестало носить ситуативный характер. Отмечен преимущественно высокий уровень личностной активности.

· Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи способствовала проведенная нами коррекционно-педагогическая и логопедическая работа.

· Работа по развитию коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР должна предусматривать создание речевой среды и пробуждение у детей коммуникативно-речевой активности.

· Эффективность работы по развитию коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР будет обеспечена при реализации совокупности психолого-педагогических условий: коммуникативно-развивающего воздействия на речевые и неречевые коммуникативные возможности детей; активного взаимодействия семьи и детского сада в деле развития умений и навыков коммуникативно-речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.

·