Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР
.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.1 Программа экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения
Чаще всего на данном этапе исследования у детей с ОНР наблюдались ролевые диалоги.
Например, Марина и Даша играли в поликлинику:
Ой, у моей доченьки животик разболелся!
А зачем ты ей столько конфет давала?
Доктор, спасите её!
Нужно сделать укол и все пройдет. Нельзя есть столько конфет!
Денис и Никита играли в угон автомобиля:
Уиииу! Уиииу! У машины сработала сигнализация! Уиииу! Уиииу!
Помогите, мою машину угнали! Ты милиционер, догоняй вора!
Остановите машину! Я буду стрелять! Пах-пах!
Уиииу! Уиииу! Уиииу! Уиииу! Уиииу!
Лови вора!
Так же часто в процессе диалога дети обсуждают и комментируют игровые действия, как, например, Аня и Варя:
Я посуду поставлю. Эти тарелки?
Ага. И ложки тоже белые.
Ай, подожди, салфетки надо вниз.
Ну, давай это сюда сдвинь, я салфетку положу. А теперь ставь тарелки.
Иногда в диалогах дети скоординировали свои действия, как, например, Юра и Артем:
Я строитель. Я буду строить дом. Очень высокий дом. В нем будет много этажей, много квартир, в нем будет жить очень много-много людей.
Я с тобой! Давай построим высокий-высокий из кубиков.
Нет, попадает. Из конструктора.
Вот этого? Давай!
Достаточно часто дети обсуждали и планировали игровые действия, как, например, Диана и Инна:
Просыпайся маленькая, просыпайся хорошенькая. Сейчас покушаем и пойдем погуляем, сходим в магазин.
А мы пойдем сначала в поликлинику, а потом в парикмахерскую.
Давай ходить вместе.
А куда сначала?
Сначала в поликлинику, потом в магазин, и потом погуляем.
Значительно реже, чем во время констатирующего эксперимента, в игровом общении детей с ОНР возникают бытовые, неигровые высказывания. Например, Никита рассказал, какую он вчера видел машину, а Аня и Варя хвастались обновками:
Мама вчера купила мне новый сарафан и эти заколки.
А почему ты в старом сарафане?
Завтра одену.
Количественный анализ данных исследования показал, что дети с ОНР на данном этапе исследования чаще произносили высказывания, приглашающие к игре («Давай построим дом?», «Давай играть в куклы!»), чем отказывающие в игре («Ты неправильно делаешь, не мешай!»).
Безадресные, формальные высказывания в игровой речи детей с ОНР появлялись совсем редко.
Иногда дети обращались друг к другу за помощью, и, конечно же, получали эту помощь от товарища по игре.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что дети с ОНР стремились играть вместе и легко находили общее занятие в игровом уголке, ребята научились вести диалог во время совместной игровой деятельности, планировать и обсуждать игровые действия (рис. 12).
Рис. 12. Динамика изменения целеустановки речевых обращений старших дошкольников с общим недоразвитием речи в течение эксперимента (в %)
Итак, проанализировав результаты контрольного исследования, мы можем выделить положительных изменений в коммуникативно-кооперативном взаимодействии между пяти- шестилетними дошкольниками с общим недоразвитием речи:
. У дошкольников экспериментальной группы возросла потребность в речевом контакте, дети стали больше интересоваться деятельностью и личностью своих сверстников, охотно вступают с ним в общение, активно взаимодействуют с товарищами во время игры.
. У детей с ОНР повысилось умение инициировать и поддерживать диалогическое взаимодействие, наблюдается расширение и обогащение содержания игрового общения.
. У дошкольников с ОНР в течение экспериментальной работы развиваются кооперативно-коммуникативные умения, они учатся выстраивать партнерские отношения со сверстниками, в их взаимоотношениях проявляется желание «приспосабливаться» друг к другу, избегать конфликтов, договариваться.
В результате обработки протоколов контрольного эксперимента дети экспериментальной группы были условно распределены по уровням развития коммуникативно-речевой деятельности (табл. 11)
Таблица 11. Распределение дошкольников с ОНР по уровням развития коммуникативно-речевой деятельности
| Имя ребенка | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент |
1 | Никита К. | средний | высокий |
2 | Сережа О. | низкий | средний |
3 | Максим Л. | средний | высокий |
4 | Андрей И. | низкий | средний |
5 | Саша П. | низкий | средний |
6 | Оля С. | низкий | средний |
7 | Маша П. | средний | средний |
8 | Даша И. | средний | высокий |
9 | Ксюша В. | низкий | средний |
10 | Никита К. | низкий | средний |
Мы видим, что в группе старших дошкольников с общим недоразвитием речи у 30% детей коммуникативно-речевая деятельность сформирована на высоком уровне. Эти дети доброжелательны, при общении ориентируются на партнера-сверстника, инициативно к нему обращаются и отвечают на его высказывания. У 70% детей с ОНР коммуникативно-речевая деятельность сформирована на среднем уровне. Эти дети в основном ориентируются на игровую ситуацию, но иногда ориентируются и на партнера-сверстника, обращаются к нему и отвечают на его высказывания, комментируют свои и его действия, в общении доброжелательны (рис. 13).
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Рис. 13. Уровни развития коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Для того, чтобы доказать эффективность использования игр-драматизаций для развития диалогической речи у детей шестого года жизни нами были использованы методы статистической обработки данных, а именно статистический критерий углового преобразования данных Фишера, который имеет следующую формулу:
N1 * N2
j = (j1 - j2)
N1 + N2
где, n1 - количество человек (наблюдений определенного уровня развития диалогической речи), констатирующий этап.
n2 - количество человек (наблюдений определенного уровня развития диалогической речи), контрольный этап.
Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас показателя (уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР) попарно для каждого уровня развития на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Расчеты проводились с помощью программы Excel.
Результаты статистического анализа показали:
Расчетные значения критерия Фишера при сопоставлении результатов исследования уровня диалогической речи у детей шестого года жизни равны: низкий уровень: φэмп = 2,972, p<0,01, средний уровень: φэмп = 2,653, p<0,01, достаточный уровень:
φэмп = 2,265, p<0,01 и находятся в зоне значимости;
Расчетные значения критерия Фишера при сопоставлении результатов исследования ведущей формы общения у детей шестого года жизни равны: ситуативно-деловая: φэмп =2,320, p<0,01, внеситуативно-познавательная: φэмп = 2,749, p<0,01 и находятся в зоне значимости.
Данные результаты говорят о высокой степени достоверности эффективности использования игр-драматизаций для развития диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР.
Таким образом, данные контрольного исследования показывают существенное улучшение состояния речевых коммуникативных процессов у детей экспериментальной группы и подтверждают эффективность специального обучения дошкольников с ОНР диалогической речи и навыкам общения.
Выводы по главе III
Результаты экспериментальной работы по развитию коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР позволили сделать ряд выводов:
· У детей шестого года жизни вследствие проведенного формирующего этапа исследования отмечается динамика развития диалогического высказывания, умения вступления в контакт с людьми.
· Дети с ОНР, принявшие участие в нашем исследовании стали пользоваться всеми средствами общения, хотя и продолжают по-прежнему прибегать и к экспрессивно-мимическим средствам.
· У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысилась потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращению к взрослому как к партнеру по деятельности стало отмечаться чаще. Увеличилось количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности, чаще наблюдаются личностные контакты со взрослым. У детей отмечено повышение структурной полноты используемой речевой продукции. Преобладающее число контактов детей перестало носить ситуативный характер. Отмечен преимущественно высокий уровень личностной активности.
· Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи способствовала проведенная нами коррекционно-педагогическая и логопедическая работа.
· Работа по развитию коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР должна предусматривать создание речевой среды и пробуждение у детей коммуникативно-речевой активности.
· Эффективность работы по развитию коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР будет обеспечена при реализации совокупности психолого-педагогических условий: коммуникативно-развивающего воздействия на речевые и неречевые коммуникативные возможности детей; активного взаимодействия семьи и детского сада в деле развития умений и навыков коммуникативно-речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.
·