Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические аспекты проблемы становления коммуникативно-речевой деятельности у дошкольников с ОНР

Выводы по главе I

Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР

.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента

2.1 Программа экспериментального исследования

2.3 Анализ результатов исследования

Выводы по главе II

Глава III. Экспериментальная работа по развитию коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР

3.1 Теоретико-методологическое обоснование методики коррекционно-педагогической работы по формированию навыков диалоги- ческой речи у детей с ОНР

3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения

3.3 Анализ результатов экспериментальной работы

Выводы по главе III

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЯ



Анализ контрольного обследования по методике Р.Е. Левиной показал, что у пяти детей (Сережа О., Максим Л., Андрей И., Саша П., Даша И.) отмечается достаточный уровень активности (первая группа детей) - 50%. Дети с удовольствием стали устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, стремится к постоянному общению, хорошо общается в присутствии незнакомых людей. Максим Л., Андрей И., Саша П., Даша И. отвечают на все вопросы, их предложения полные, имеют интонационную выразительность, при этом отличалось полное самостоятельное логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных предложений.

У пяти детей (Никита К., Оля С., Маша П, Ксюша В., Ира К.) отмечается средний уровень сформированости диалогического высказывания (вторая группа детей) - 50%. Они быстро устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками. Но у них усталость от общения, стереотипность способов общения. Дети затрудняются отвечать на некоторые вопросы, иногда отвечают на них при помощи подсказок. В речи у них встречаются отдельные неточности, единичные аграмматизмы.

И, наконец, низкий уровень диалогического высказывания (третья группа детей) - 0%.

Для наглядности результаты первой серии контрольного этапа исследования приведены в диаграмме (рис 6.)


Рис. 6. Уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (контрольный этап эксперимента)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста отмечается заметная положительная динамика развития навыков диалогического высказывания, умения вступать в контакт с людьми (рис. 7).


Рис. 7. Динамика развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (по методике Р.Е. Левиной) (констатирующий и контрольный этап)
Контрольное исследование по методике М.И. Лисиной показало у 3 детей с общим недоразвитием речи (Маша П., Даша И., Ира К) - ситуативно-деловую форму общения (30%) и у 7 детей с общим недоразвитием речи (Сережа О., Максим Л., Андрей И., Саша П., Никита К., Ксюша В., Оля С.) - внеситуативно-познавательную (70%) форму общения (см. рис. 9).
Таблица 8. Ведущая форма общения у детей шестого года жизни с ОНР (контрольный этап эксперимента)


№ п/п

Ф.И ребенка

Форма общения

1

Никита К.

ситуативно-деловая

2

Сережа О.

внеситуативно-познавательная

3

Максим Л.

внеситуативно-познавательная

4

Андрей И.

внеситуативно-познавательная

5

Саша П.

внеситуативно-познавательная

6

Оля С.

внеситуативно-познавательная

7

Маша П.

ситуативно-деловая

8

Даша И.

внеситуативно-познавательная

9

Ксюша В.

внеситуативно-познавательная

10

Ира К.

ситуативно-деловая




Рис. 8. Ведущая форма общения у детей шестого года жизни с ОНР по методике М.И. Лисиной (контрольный этап эксперимента)
Исходя из данных контрольного исследования можно сделать вывод о том, что у детей, прошедших обучение, отмечается изменение ведущей формы общения (рис. 9).


Рис. 9. Динамика ведущей формы общения у детей шестого года жизни с ОНР
Для определения динамики уровня сформированности коммуникативно-речевой деятельности у детей экспериментальной группы полученные в ходе контрольного эксперимента результаты сравнивались с результатами констатирующего эксперимента. С целью контрольной проверки мы провели повторное сплошное «невключенное» наблюдение за свободной игровой деятельностью детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Сравнивая результаты наблюдений за коммуникативной деятельностью в процессе свободной игры дошкольников с ОНР, сделанных во время контрольного и констатирующего экспериментов, мы наблюдаем следующую картину (табл. 9).


Таблица 9. Сравнительный анализ показателей коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР до и после проведения формирующего эксперимента

Критерии

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Содержание игровой деятельности

социальное

2

5




предметное

5

-

Взаимодействие со сверстниками в игре

выражено

-

4




слабо выражено

4

1




не выражено

3

-


Анализируя количественные данные, мы видим, что у дошкольников с ОНР по результатам контрольного эксперимента преобладает социальное содержание игровой деятельности, в то время как во время констатирующего эксперимента преобладал предметный характер игр. Взаимодействие со сверстниками у детей с ОНР на контрольном этапе было отмечено в большинстве случаев совместной игровой деятельности.

Обратим внимание на тот факт, что выросла продолжительность общения детей с ОНР: если на констатирующем этапе она составляла 8-22 минуты, то на контрольном увеличилась до 19-31 минуты (Приложение 4).

Наблюдения за дошкольниками экспериментальной группы во время контрольного эксперимента показали, что у детей повысилась речевая активность, вербальные и невербальные средства общения детей стали более разнообразными. Также был отмечено снижение негативных проявлений в общении (конфликтов, агрессии), развитие положительных форм взаимодействия со сверстниками (культура общения, приглашение к совместным играм, взаимопомощь).

Далее рассмотрим как изменились в течение эксперимента основные параметры общения детей с ОНР в количественном и в процентном соотношении, приняв общее количество высказываний за 100% (табл. 10).

Таблица 10. Сравнительный анализ количественных показателей коммуникативно-речевых умений старших дошкольников с ОНР до и после проведения формирующего эксперимента

Критерии

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент




кол-во раз

%

кол-во раз

%

Речевое общение

общее количество высказываний

131

100

134

100




количество обращений к партнеру

88

67,2

102

76,1




частота возникновения диалогов

7

5,3

8

6

Цель обращений

приглашающие к игре

9

6,9

6

4,5




отталкивающие, отказывающие в игре

8

6,1

2

1,5




фиксация или объяснение действия

24

18,3

25

18,6




бытовые, неигровые высказывания

28

21,4

7

5,2




просьба о помощи, отзыв на просьбу

2

1,5

4

3




сопровождающее высказывание

32

24,4

32

23,9




ролевое высказывание

8

6,1

39

29,1




планирование игровых действий

3

2,3

16

11,9




безадресные, формальные

17

13

3

2,2



Оценивая коммуникативную деятельность дошкольников с ОНР во время игры, мы видим, что у детей по-прежнему наблюдается достаточно высокая речевая активность - зафиксировано 134 высказывания. При этом значительно вырос процент высказываний, обращенных к партнеру (с 62,4% до 77,6%). Возросло и количество состоявшихся диалогов - с 4,5% до 8% (рис. 5).


Рис. 10. Особенности коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Таким образом, полученные в результате контрольного эксперимента данные демонстрируют высокую речевую активность и положительные изменения в характере высказываний пяти-шестилетних детей с ОНР. Среди высказываний старших дошкольников экспериментальной группы преобладает обращение к партнеру по игре, которое приводит к возникновению диалогов.

Далее рассмотрим цели и содержание высказываний пяти-шестилетних детей с общим недоразвитием речи, общение которых мы наблюдали во время контрольного эксперимента (рис.6).

Рассматривая цели высказывания старших дошкольников с ОНР, мы можем видеть, что количество приглашающих к игре обращений стало немного меньше - 4,5% (на констатирующем этапе наблюдалось 5,3% приглашающих высказываний). В тоже же время значительно меньше стало «отталкивающих» высказываний - 1,5% (на констатирующем этапе - 6,1%).

На контрольном этапе исследования у детей с ОНР преобладали высказывания следующего характера: ролевые высказывания (29,3%); сопровождающие высказывания (23,7%); словесная фиксация содержания выполненного действия, объяснительная речь (18,6%); планирование игровых действий (11,4%). Как мы помним, до проведения экспериментальной работы, в игровом общении детей с ОНР преобладали сопровождающие и бытовые высказывания; словесная фиксация содержания выполненного действия, объяснительная речь; безадресные, формальные высказывания.


Рис. 11. Соотношение речевых высказываний старших дошкольников с общим недоразвитием речи по целям речевых обращений
Анализ протоколов наблюдений показывают существенные изменения в качестве коммуникативно-речевого взаимодействия детей экспериментальной группы в течение эксперимента. Так, дети общаются на протяжении всего игрового взаимодействия, их диалоги стали дольше и содержательнее. Например, самое короткое игровое и коммуникативно-речевое взаимодействие детей экспериментальной группы наблюдалось у Дениса и Никиты - 19 минут, а самое длинное - Дианы и Инны - продолжалось 31 минуту.