Файл: 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности гостиничноресторанного комплекса 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности гостинично-ресторанного комплекса

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности гостинично-ресторанного комплекса

1.2. Инструменты, методы и модели оценки конкурентоспособности гостинично-ресторанного комплекса

1.3. Проблемы развития гостинично-ресторанного комплекса в Российской Федерации и Республике Татарстан

2. Практические аспекты оценки конкурентоспособности ГРК «Татарская усадьба»

2.1. Общая характеристика ГРК «Татарская Усадьба»

2.2. Анализ основных показателей производственно-хозяйственной деятельности ГРК «Татарская усадьба»

2.3. Анализ показателей конкурентоспособности ГРК «Татарская усадьба»

3. Механизмы совершенствования деятельности коммерческого предприятия на основе исследования его конкурентоспособности

3.1. Мероприятия по повышению конкурентоспособности ГРК «Татарская усадьба»

3.2. Оценка эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности

Заключение

Список использованных источников



Для исследования конкурентоспособности в первую очередь необходимо установить критерии, по которым она будет оцениваться. Современными специалистами в области маркетинга и управления выделяются этапы изучения конкурентоспособности [41, c. 39], обратимся к рисунку 1.1.1.


Рисунок 1.1.1 Этапы исследования конкурентоспособности
На первом этапе необходимо изучить условия факторов производства и распределить все факторы на следующие компоненты [41, c. 40]:

а) людские;

б) физические ресурсы;

в) ресурсы знаний;

г) ресурсы капитала;

д) инфраструктуру.

Влияние каждой группы индивидуально для отдельного предприятия и зависит от сферы его деятельности. Например, наличие трудовых и природных ресурсов не будет решающим преимуществом в наукоемкой отрасли промышленности. Необходимо учесть не только состав факторов, которые принадлежат компании на определенный момент, но и скорость создания новых и эффективность обновления имеющихся ресурсов.

На втором этапе важно провести исследование условий спроса. Здесь нужно обратить внимание на [41, c. 43]:

- структуру;

- величину спроса;

- скорость роста величины спроса;

- запросы покупателей;

- ожидания покупателей.

От того, насколько ясно и своевременно предприятие получит представление о возникновении потребностей покупателей, зависит количество его преимуществ. В этом случае упор делается на характер спроса, а не на его величину. Если сегмент рынка, на котором работает изучаемая компания, более заметен в формате города, чем страны, фирме легче создавать конкурентные преимущества, изучая местный спрос. Причем, чем требовательнее покупатели, тем больше плюсов имеет предприятие, которое придерживается высоких стандартов и постоянно развивается.

На третьем этапе проводится оценка поставщиков предприятия. Наличие местных родственных и поддерживающих компаний поможет организации установить деловой контакт с ними и на примере этих предприятий сориентироваться в направлении развития инноваций и идей. Для компании будет полезным формирование базы новых поставщиков, не обслуживающих внешних конкурентов. Внутреннее соперничество в родственных сферах повышает скорость модернизации.

На четвертом этапе важно собрать информацию о стратегии и структуре предприятия. К основным факторам оценки конкурентоспособности компании здесь относятся [41, c.48]:


1) цели фирмы;

2) ценности фирмы;

3) приверженность делу;

4) уровень мотивации работников;

5) местная конкуренция.

Желательно, чтобы модель организации соответствовала району, в котором она находится. Местная конкуренция заставляет предприятие пересматривать цены и повышать качество сервиса. Кроме того, она носит психологический, соревновательный элемент.

Способность выживать в рыночном сегменте означает наличие у организации реальных оснований для успешной реализации поставленных задач: удовлетворение потребностей покупателей, реализация творческого и трудового потенциала занятых сотрудников, получение положительной финансовой прибыли, удовлетворяющей запросам собственников организации.

Таким образом, при исследовании конкурентоспособности необходимо учитывать интересы всех участников хозяйственной деятельности организации. Следует рассмотреть конкурентоспособность с позиции товара (услуг) и позиции предприятия.

Рассматривая конкурентоспособность с позиции товара, следует отметить, что организация для повышения конкурентоспособности должна производить продукт или оказывать услуги, которые будут находить своих покупателей:

- клиенту интересен товар и он готов за него платить деньги;

- товар или услуга интересен покупателю более, чем аналогичный товар других поставщиков.

При наличии указанных двух свойств можно утверждать, что организация имеет товар с конкурентными преимуществами. Фирма может успешно существовать и развиваться в условиях рынка, если ее товар обладает конкурентными преимуществами.

Как отмечает И.А. Босырев, для оценки конкурентного положения фирмы можно проводить анализ с позиции взаимодействия трех субъектов рыночной среды: организация, предлагающая товар или услугу; покупатель, который может купить продукт; конкурент, который может поставлять на рынок аналогичную продукцию [40, c. 204-210], рассмотрим рисунок 1.1.2.

Рисунок 1.1.2 Субъекты оценки конкурентного положения организации
Для формирования конкурентоспособности в компании необходимо:

1) предоставлять клиенту полный список продуктов для недопущения ситуации ухода покупателя к конкуренту;

2) наличие одного или двух крупных клиентов;

3) возможность контроля над одним или несколькими средствами продвижения.

Если обратиться к экономической теории, то для создания конкурентных преимуществ используется две возможности: ценовая характеристика продукта и дифференциация.



Ценовая характеристика продукта использует желание потребителя приобрести товар только потому, что он дешевле аналогов. В случае дифференциации речь идет об использовании отличительных свойств товара, которые делают его привлекательными для покупателя. Для повышения конкурентоспособности организация может пытаться создать предлагаемому продукту преимущество в положении на рынке. Делается это с помощью закрепления покупателя или монополизации части рынка.

Такая практика противоречит рыночным отношениям, но в реальном мире некоторым фирмам удается не только создать для своих продуктов конкурентные преимущества, но и достаточно долго удерживать их.

Кроме того, как отмечает в своем исследование А.С. Андюкаев, для повышения привлекательности продукта для потребителей можно использовать: наличие и возможность размещения информации по всем видам коммуникационных каналов (от интернета до телевидения), а также детальную проработанность систем скидок и узнаваемость наименования организации [40, c. 43].

Рассматривая конкурентоспособность с позиции предприятия, следует отметить, что оценка конкурентоспособности предприятия, как отмечает О.Р. Тиссен, представляет собой определение эффективности управления, использования производственных, трудовых и экономических ресурсов и сопоставление полученных результатов с аналогичными показателями конкурентов [39, c. 102].

Чаще всего конкурентоспособность рассчитывается при составлении бизнес-планов для кредитования и привлечения инвестиций. Конкурентоспособность определяется на основании многих факторов, но наиболее объективный результат дают математические методы оценки, то есть расчет коэффициентов и сравнение их со среднеотраслевыми показателями. Конкурентоспособность предприятия – это показатель эффективности использования им экономических ресурсов в сравнении с конкурентами. Ее оценка необходима как самой организации для разработки мероприятий по увеличению доли рынка и выходу на новые рынки сбыта, так и другим заинтересованным лицам: инвесторам для выгодного вложения капитала; потенциальным партнерам для принятия решений о сотрудничестве; банкам при рассмотрении вопроса о кредитовании.

Одним из видов предприятий по оказанию услуг является гостинично-ресторанный комплекс. Гостинично-ресторанный комплекс - это совокупность основных и вспомогательных зданий и сооружений, предназначенных для предоставления гостям полного комплекса и услуг. Анализируя деятельность гостинично-ресторанных комплексов, отметим, что на конкурентоспособность
подобных предприятий влияет множество факторов, среди которых:

1) расположение;

2) номерной фонд;

3) звёздность;

4) инфраструктура;

5) материально-техническое состояние;

6) стоимость номера;

7) наличие достопримечательностей;

8) качество питания и сама кухня.

Все вышеперечисленные факторы являются сегодня существенными. Так же для высокой конкурентоспособности заведения постоянно требуется искать новые подходы к повышению качества.

Таким образом, можно сказать, что именно конкуренция является стимулом появления новых идей и влияет на действия производителей гостиничных услуг. По оценкам отраслевых экспертов в сегменте гостиничного и ресторанного бизнеса, сегодня для полноценной работы в условиях жёсткой конкуренции стоит руководствоваться принципом «вчерашнее сегодня не годится» [36, c. 121].

Внедрение инновационных решений является необходимым условием конкурентоспособности гостинично-ресторанных комплексов. Новые методы управления, современные технологии, квалифицированные специалисты и высокий уровень сервиса способны постоянно генерировать прибыль. Можно выделить следующие ориентиры для принятия управленческих решений:

а) реализация творческого потенциала сотрудника при реализации продукта;

б) достойная оплата труда;

в) комфортные и оборудованные производственные площади.

Конкурентоспособное предприятие должно обладать интересными заказами, выплачивать конкурентоспособную заработную плату (иначе не останется сотрудников) и обеспечивать работников комфортными условиями труда.

В гостиничном и ресторанном бизнесе важно качественное предоставление услуг, которое напрямую зависит от качества работы каждого сотрудника организации, то есть от сплоченности коллектива или команды напрямую зависит успех комплекса. Если команда имеет общую нацеленность на результат, подчиняется единой политике компании, умеет грамотно разделять труд и действовать слаженно - у организации есть шансы достойно выдержать конкуренцию.

Современные технические средства - огромная действенная сила каждого ресторана или гостиницы, которая поможет создать исключительное обслуживание гостей без особых усилий. Вместе с тем очень важным фактором является то, насколько автоматизирована работа службы приёма и размещения: наличие АСУ с кассовым аппаратом
, терминала, программы кодирования ключа и так далее. Быстрый сервис должен стать одним из основных правил.

Эффективным средством является использование гостевыми комплексами программы лояльности для поощрения своих постоянных гостей. Действенность такой системы уже давно замечена, и не секрет, что различного рода поощрения, бонусные программы - это приём, который помогает установить прочную связь между гостем и заведением.

Смысл формирования конкурентоспособности многих гостинично-ресторанных комплексов заключается в том, чтобы учитывать малейшие мелочи, связанные с пребыванием гостя, чтобы оправдать и превзойти его ожидания в будущем. Такой подход позволяет превратить случайного гостя в постоянного клиента, приносящего дополнительную прибыль.

Также немаловажно грамотно организовать рекламную кампанию, для того чтобы потенциальные клиенты смогли узнать о многочисленных достоинствах гостиницы или ресторана. Реклама на собственном сайте или на информационных порталах гостиничной тематики будет являться достаточно эффективной.

Таким образом, конкурентоспособность гостинично-ресторанного комплекса представляет собой некоторые преимущества компании в отношении конкурентов, которыми она располагает, развивает их и использует. Все современные гостиничные комплексы и рестораны традиционно оперируют в конкурентной среде, причем во всех сегментах. К тому же туристический и гостиничный бизнес очень подвержены влиянию политических и экономических событий, которые иногда приводят к спаду потока клиентов, то есть в этих условиях конкуренция еще больше обостряется.

Развитие конкурентных преимуществ является основой для выживания современных предприятий индустрии гостеприимства, что определяет важность оценки их конкурентоспособности.