Файл: 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности гостиничноресторанного комплекса 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 358

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности гостинично-ресторанного комплекса

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности гостинично-ресторанного комплекса

1.2. Инструменты, методы и модели оценки конкурентоспособности гостинично-ресторанного комплекса

1.3. Проблемы развития гостинично-ресторанного комплекса в Российской Федерации и Республике Татарстан

2. Практические аспекты оценки конкурентоспособности ГРК «Татарская усадьба»

2.1. Общая характеристика ГРК «Татарская Усадьба»

2.2. Анализ основных показателей производственно-хозяйственной деятельности ГРК «Татарская усадьба»

2.3. Анализ показателей конкурентоспособности ГРК «Татарская усадьба»

3. Механизмы совершенствования деятельности коммерческого предприятия на основе исследования его конкурентоспособности

3.1. Мероприятия по повышению конкурентоспособности ГРК «Татарская усадьба»

3.2. Оценка эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности

Заключение

Список использованных источников

1.3. Проблемы развития гостинично-ресторанного комплекса в Российской Федерации и Республике Татарстан



Современный отечественный гостинично-ресторанный бизнес до сих пор находится в стадии становления. Сложно сказать, почему эта стадия так сильно затянулась. Вот уже двадцать лет с момента появления первых частных гостиниц отрасль развивается неравномерно, а проблемы до сих пор не нашли своего разрешения. Ни конкурентная борьба, ни меры правительства, редкие и непоследовательные, так и не смогли способствовать появлению разветвленной сети заведений, понизить цены на проживание и улучшить качество сервиса в большинстве из них. В России по-прежнему много гостиниц и ресторанов, не дотягивающих до мировых стандартов, появилось множество четырех и пятизвездочных отелей, и практически отсутствует «средний класс» отельного бизнеса.

Мини-отели и рестораны, которые начали появляться в городах, способны частично решить дефицит гостиничных мест и отелей среднего класса. Например, они  устанавливают не только вполне конкурентоспособные цены, но и качество обслуживания зачастую остается на достаточно высоком уровне. К сожалению, их развитие серьезно сдерживает несколько обстоятельств. Рассмотрим подробнее основные проблемы развития гостинично-ресторанных комплексов в России и Республике Татарстан в частности.

Отсутствие ряда правовых определений приводит к некоторым неудобствам, но намного сильней развитию такого бизнеса вредит то, что некоторые заведения не вписываются в действующую классификацию «звездности» [3]. Согласно ей, небольшие предприятия не сумеют получить определенное количество звезд в виду отсутствия некоторых объектов (салон красоты, второй лифт и т.д.), при этом не учитывается тот факт, что для некоторых форматов заведений данные объекты не нужны.

Развитие гостинично-ресторанного бизнеса в нашей стране серьезно сдерживает недвижимость. В настоящее время рационально выделить две ключевые проблемы:

а) в первую очередь стоимость недвижимости. Завышенные цены рынка недвижимости не дают возможности развиваться последовательно. Вот и получается, что недорогие заведения будут находиться не в центре, а вдалеке от туристических маршрутов. Но даже если инвестору и удастся решить эти вопросы, непреодолимой преградой становится переоформление такой недвижимости.


б) как правило, в целях экономии инвестор выкупает недорогие коммуналки или старый жилой фонд, и официальное переоформление таких объектов в гостиницы требует высоких затрат, длительного времени и приводит к значительной налоговой нагрузке на бизнес, так как законы рассматривают его наравне с крупными коммерческими предприятиями.

Вместе с тем, в течение последних десяти лет в России наблюдается стре­мительное развитие гостинично-ресторанного бизнеса. В крупные города прихо­дят международные гостиничные компании, растет число маленьких частных отелей, реконструируются старые советские гостиницы. Од­нако количественный рост далеко не всегда сопровождается одновременным повышением качества обслуживания и уровня сервиса. На рисунке 1.3.1 представлена структура российского гостинично-ресторанного рынка по регионам [28, c. 65].

Структура отечественного гостинично-ресторанного рынка по регионам выглядит следующим образом:

- 32% заведений в Санкт-Петербурге;

- 21% заведений Москве;

- 47% заведений других регионах РФ.


Рисунок 1.3.1 Структура российского гостинично-ресторанного рынка по регионам (2016г.)
На данный момент в республике Татарстан функционирует 273 гостиничных предприятия, включая малые, микропредприятия и индивидуальных предпринимателей [50]. В таблице 1.3.1 показано число действующих коллективных средств размещения по типам гостиничных предприятий.
Таблица 1.3.1

Число действующих коллективных средств размещения по типам гостиничных предприятий в РТ за 2016 год

 

Число гостиничных предприятий, всего

В том числе:

Гостиниц

Мотелей

Меблирован-ных комнат

Пансио-натов

Общежитий для приезжих

Других организаций гостиничного типа

Всего по республике(едениц)

273

226

10

6

2

8

21



За январь-сентябрь 2016г. услугами гостиничных предприятий воспользовались 1121,5 тыс. человек (за аналогичный период 2015г. – 992,9 тыс. человек). Общее число предоставленных за январь-сентябрь 2016г. ночевок составило 1792,4 тыс. единиц, что на 7,5% больше данных соответствующего периода 2015г. Продолжительность проживания 1 человека составила в среднем 1,6 ночевки Распределение числа предоставленных ночевок по формам собственности гостиничных предприятий по сравнению с январем-сентябрем 2015г. изменилось незначительно [50].



Проведя анализ сферы туризма в РТ, можем выделить несколько слабых сторон:

- недостаточно информации о Республике Татарстан как туристском направлении в целом;

- недостаточное разнообразие конкретного туристского продукта;

- недостаточная конкурентоспособность республиканского туристского продукта (соотношение цена-качество не соответствуют принятым стандартам);

- слабое использование возможностей туризма выходного дня;

- инфраструктура бизнес-туризма не в полной мере отвечает мировым требованиям;

- слабый уровень квалификационной подготовки и тренированности обслуживающего персонала;

Говоря об угрозах, можно выделить:

-слабое взаимодействие отраслей, формирующих туристский продукт, с туристской индустрией;

-недостаточное понимание на уровне отдельных муниципальных образований значения туризма для экономического развития;

-недостаточно отработанный механизм научного планирования развития отрасли;

-слабое развитие государственно-частных партнерств в туристском бизнесе;

-слабый обмен информацией между участниками туристского рынка;

-недостаточное финансирование развития отрасли;

Кабинетом министров Татарстана принята стратегия по развитию туризма до 2020-го года. В бюджете для этих целей заложена весьма немалая сумма - приблизительно 2 миллиарда рублей. Благодаря такому подходу ожидаются кардинальные изменения в инфраструктуре и, как результат, увеличение потока туристов до почти 3,5 миллионов человек ежегодно [54].

Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» заданы целевые индикаторы, определяющие, в том числе и развитие гостинично-ресторанного сектора в экономике [53], рассмотрим таблицу 1.3.2.
Таблица 1.3.2

Индикаторы развития гостинично-ресторанного сектора

Наименование индикатора

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018







Площадь номерного фонда (тыс. кв. м.)

14421

14619

14927

15389

16159

17368

18908

21547

 

Количество койко-мест (тыс. ед.)

1305

1321

1347

1385

1448

1548

1675

1893

 

Количество лиц, работающих в гостиницах и ресторанах (тыс. чел.)

521

527

536

550

572

608

654

732

 

Объем платных услуг (млрд. руб.)

126

136

153

177

217

281

361

500

 




Обратимся так же фактическим данным развития гостинично-ресторанного сектора в таблице 1.3.3. Данные таблицы позволяют сделать вывод о запланированном увеличении целого ряда показателей, но не отражают информации о предполагаемой структуре участников рынка гостинично-ресторанных услуг.


Таблица 1.3.3

Фактические данные развития гостинично-ресторанного сектора [52]

Наименование индикатора

2011

2012

2013

2014

2015







Площадь номерного фонда (тыс. кв. м.)

13095

11319

11516

13131

13396

 

Количество койко-мест (тыс. ед.)

1099

1243

1387

1573


1763

 

Количество лиц, работающих в гостиницах и ресторанах (тыс. чел.)

415

421

432

410

419

 

Объем платных услуг (млрд. руб.)

139

151

162

178

189

 


Гостинично-ресторанный бизнес – один из наиболее динамично развивающихся сегодня сегментов рынка. Эксперты считают, что ужесточающаяся с каждым днем конкуренция через несколько лет вынудит предпринимателей снижать цены и повышать качество услуг. В результате этого даже заведения эконом класса перестанут ассоциироваться с дешевой отделкой и отсутствием элементарных удобств.

Также Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» запланировано значительное увеличение количества граждан РФ и иностранных граждан, которые смогут воспользоваться гостинично-ресторанными услугами в России [2], рассмотрим рисунок 1.3.2.


Быстрый рост туристского потока, повышение мобильности граждан, растущая популярность внутреннего туризма в России, а также эффективный государственный менеджмент в национальной туристской отрасли должны обеспечить развитие отрасли и увеличение удельного веса доход в валовом доходе отечественной экономики.


Рисунок 1.3.2 Прогноз развития предложений гостинично-ресторанных услуг по программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»

Рассмотрим так же фактические данные развития предложений гостинично-ресторанных услуг представленных на рисунке 1.3.3.



Рисунок 1.3.3 Развитие предложений гостинично-ресторанных услуг в РФ, фактические данные на 2016 год
В Российской Федерации и Республике Татарстан в частности состояние гостиничного фонда является одним из основных факторов, сдерживающих развитие туристских услуг отрасли. Структура гостиничного бизнеса представлена сетевыми отелями и частными гостиницами. Международные сетевые гостиницы расположены в основном в столицах и оказывают услуги высокого качества, а несетевые по уровню комфорта и услуг не всегда в состоянии удовлетворить потребности потребителя.

Анализ гостиничного бизнеса России позволил выявить, что развитие данной сферы в настоящее время находится лишь на начальном уровне, по сравнению с другими странами.

Этому мешает ряд проблем:

1) нехватка средств размещения категории «3 звезд», для развития не только бизнес-туризма, но и для развития экскурсионного, познавательного туризма;

2) высокие цены на гостиничные услуги и высокий средний чек в ресторанах гостинично-ресторанных комплексов (средняя стоимость за стандартный двухместный номер в РФ за 2016 год составляет 4747 рублей) [3];

3) недостаточный уровень подготовки специалистов, работающих в данной сфере, дефицит специалистов среднего и младшего звена, нежелание выпускников высших учебных заведений работать на начальных позициях в гостиницах и ресторанах (горничные, официанты и так далее), привлечение на эти должности граждан иностранных государств;

4) отсутствие полноценной государственной статистической информации о состоянии туристской индустрии в Российской Федерации;

5) невысокие показатели загруженности гостиниц в регионах, чему способствует состояние региональной туристской инфраструктуры, и в