Файл: 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности гостиничноресторанного комплекса 7.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 354
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности гостинично-ресторанного комплекса
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности гостинично-ресторанного комплекса
1.2. Инструменты, методы и модели оценки конкурентоспособности гостинично-ресторанного комплекса
2. Практические аспекты оценки конкурентоспособности ГРК «Татарская усадьба»
2.1. Общая характеристика ГРК «Татарская Усадьба»
2.2. Анализ основных показателей производственно-хозяйственной деятельности ГРК «Татарская усадьба»
2.3. Анализ показателей конкурентоспособности ГРК «Татарская усадьба»
3.1. Мероприятия по повышению конкурентоспособности ГРК «Татарская усадьба»
3.2. Оценка эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности
Стратегическими опциями использования сильных сторон для нивелирования угроз выступает:
- расширение спектра дополнительных услуг,
- длительное пребывание на рынке позволит избегать определенной конкурентной угрозы,
- формирование доверия со стороны потребителей и повышение качества предоставляемых продуктов и услуг позволит противостоять давлению конкурентов.
Таблица 2.3.2
SWOT-анализ ГРК «Татарская усадьба»
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Быстро укрепились на рынке гостиничных услуг; 2. Развитая инфраструктура; 3. Наличие собственного web-сайта; 4. Обслуживание корпоративных клиентов; 5. Гибкая ценовая политика; 6. Получение полной информации о гостях (пол, возраст, город прибытия, цель пребывания и другие необходимые данные для определения маркетинговой ниши гостиницы, ресторана и сегмента); 7. Индивидуальный подход к клиентам (максимальное удовлетворение потребностей, запросов и нужд клиента); 8. Широкий спектр дополнительных услуг. | 1. Проблема привлечения квалифицированных кадров; 2. Система принятия решений – централизована, что затрудняет оперативность выполнения производственных задач своевременно; 3. Недостаток полномочий у руководителей служб, от которых требуется быстрая степень реагирования 4. Небольшой номерной фонд |
Возможности | Угрозы |
1. Лидерство на рынке среди конкурентов; 2. Рост деловой активности, увеличение турпотока, которое приведет к увеличению спроса на рынке; 3. Привлечение различных групп посетителей с помощью поощрения их гибкой ценовой политикой. | 1. Высокая конкуренция на рынке гостиниц и ресторанов города Казани; 2. Низкие барьеры входа на рынок - появление новых конкурентов; 3. Изменение потребностей клиентов. |
Отсутствие эффективного менеджмента может привести к ослаблению позиции ГРК «Татарская усадьба» на рынке, к оттоку потенциальных потребителей к конкурентам. В данном аспекте важно формировать эффективную команду управленцев, делегировать полномочия и повышать квалификацию сотрудников.
Так же построим ADL матрицу для определения вектора развития ГРК «Татарская усадьба». ADL матрица была впервые предложена компанией Arthur D. Little в 1970 году. В ее основу были включены 2 показателя: степень зрелости рынка и конкурентная позиция компании в отрасли. Правильно определив значение данных показателей, мы можем выбрать соответствующую стратегию развития своего продукта.
В модели ADL предусмотрено 20 различных стратегий, которые формируются на основе разного сочетания зрелости отрасли и конкурентной позиции компании в отрасли (рисунок 2.3.2).
Рисунок 2.3.2 Матрица «ADL/LC» (Arthur D. Little / Lifecycle)
Была проведена экспертная оценка, где с помощью ответов на вопросы выбиралась стратегия развития. Данный анализ находится в приложении 1 и в приложении 2.
Работа с матрицей выполнялось в два этапа. На первом этапе отмечались позиции бизнеса на матрице ADL: определялась стадия жизненного цикла и конкурентная позиция анализируемого бизнеса на рынке. В качестве параметров определения стадии развития сектора использовались следующие переменные: темпы роста, потенциал отрасли, широта продуктового ряда, количество конкурентов, устойчивость рыночной доли, стандарты поведения покупателей и легкость входа, и уровень развития технологий.
На втором этапе в соответствии с расположением бизнеса на матрице ADL осуществлялся простой (естественный), выбор - определяется естественная стратегия развития бизнеса анализируемого бизнеса компании. В приложении 2 (таблица 3) показаны 20 стратегий развития и с помощью экспертной оценки выбрана наилучшая стратегия для ГРК «Татарская усадьба»
Графический стратегия развития ГРК «Татарская усадьба» показан на рисунке 2.3.3.
Стратегия ГРК «Татарская усадьба»
Рисунок 2.3.3 Стратегия развития ГРК «Татарская усадьба»
Определив стадию жизненного цикла и конкурентную позицию ГРК «Татарская усадьба» делаем вывод о том, что комплекс находится на стадии роста и имеет благоприятную конкурентную позицию. Комплекс придерживается стратегии выжидания, ждет благоприятной ситуации для быстрого захвата доли рынка. Рост продаж будет увеличиваться параллельно росту рынка. Для улучшений конкурентных преимуществ нужно укреплять существующие качества товара или услуги. Придерживаться только выборочному инвестированию, в проекты, способные значимо улучшить конкурентное преимущество компании в отрасли.
Для исследуемого предприятия наиболее привлекательными возможностями, которыми необходимо воспользоваться являются следующие:
1) выход на новые сегменты рынка
;
2) привлечение квалифицированных специалистов;
3) использование гибкой ценовой политики.
Самая опасная угроза - ужесточение конкуренции, низкие барьеры входа на рынок конкурентов. Данная угроза должна постоянно находиться в поле зрения руководства и устраняться в первостепенном порядке.
На сегодняшний день в Казани очень много гостиниц, рынок сильно перегрет. Массовое строительство отелей можно объяснить потребностью обеспечить прошедшую Универсиаду, Чемпионат мира по водным видам спорта, завершившийся в 2015 году, и чемпионат мира по футболу в 2018 году.
Таким образом, анализ внешней среды исследуемого предприятия ГРК «Татарская усадьба» показал, что основными конкурентами являются объекты находящиеся в непосредственной близости, как на территории Старо-татарской слободы, так и в ее окружении. В результате проведенного SWOT – анализа и построенной модели ADL были выявлены достоинства и недостатки в работе гостинично-ресторанного комплекса, устранив недостатки у организации, появятся новые возможности для роста. В целом конкурентоспособность ГРК «Татарская усадьба» можно охарактеризовать на высоком уровне, потому что компания имеет большое количество специфичных конкурентных преимуществ, которые конкуренты пока не смогли дублировать.
3. Механизмы совершенствования деятельности коммерческого предприятия на основе исследования его конкурентоспособности
3.1. Мероприятия по повышению конкурентоспособности ГРК «Татарская усадьба»
В ресторанном бизнесе инновационная деятельность направлена на создание нового продукта, на усовершенствование ресторанных услуг, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности. Успех предприятия ресторанного хозяйства зависит от эффективной системы менеджмента, рациональной ценовой политики и ассортиментной концепции.
В ГРК «Татарская усадьба» для повышения конкурентоспособности будем проводить следующие мероприятия:
- улучшение PR-кампании;
- личные встречи с клиентами;
- специальные мероприятия (участие в отраслевых выставках, конференциях, проведение «круглых столов», тематических встреч, тренингов, презентаций, деловых завтраков, пресс-конференций);
- активное продвижение в интернет-среде (ведение блога, мониторинг сайта, публикации в интернет журналах).
Развитие предприятия ресторанного бизнеса в современных условиях невозможно без разработки стратегических направлений их деятельности, которые имеют инновационный характер. При разработке инновационных стратегий учитываются такие особенности: объект и характеристика ресурсов, которыми обладает предприятие, состояние конкурентоспособности предприятия, позиция на сегменте рынка. Инновационная политика предприятия предусматривает такие элементы: стратегический анализ, разработка стратегии, реализация стратегии, стратегический контроль. Инновационная стратегия позитивно воздействует на развитие ресторанного бизнеса, основными тенденциями которого является:
- углубление специализации предприятия; создание ресторанных сетей;
-развитие ресторанного консалтинга; увеличение количества предприятий с национальной кухней;
- увеличение внимания к безопасности представления услуг.
Анализируя тенденции внедрения инновационных подходов можно отметить следующее: предприятие ресторанного хозяйства, работая в условиях конкуренции
, расширяет ассортимент определенного вида продукции. Это позволяет предприятию учитывать изменения спроса на продукцию, создавать постоянный контингент потребителей, ориентироваться на вкусы гурманов. Привлекать клиентов оригинальными музыкальными, шоу-программами, презентациями, тем самым повышая свой рейтинг. Вводить системы скидок и специальных предложений в ценовой политике: акция «счастливый час», скидки для различных контингентов посетителей (студенты, пенсионеры), приемы мерчандайзинга.
Актуальным является внедрение современных информационных технологий. Инновации предусматривают автоматизацию системы управления в предприятиях ресторанного хозяйства с использованием программ R-keeper, Trio-ресторан, МАРМ. При этом улучшается оперативная обработка данных предприятия, увеличивается эффективность процесса принятия управленческих решений, увеличивается рентабельность предприятия. Возникает возможность оптимизации труда и повышения качества обслуживания.
Изобретение QR-кода — двухмерного штрих-кода — открыло новые неограниченные возможности для on-line взаимодействия предприятий ресторанного хозяйства и потребителей. В настоящее время QR-код широко внедряется не только в Европе и Северной Америке, но и в странах СНГ. Наибольшее признание он получил среди пользователей мобильной связи. Ресторан может разместить в QR-коде различную рекламу, режим работы заведения, меню, а также его помощью оповестить гостей о проведении акций, лотерей и розыгрышей. Информационные технологии внесли креатив в ресторанный бизнес.
Актуальным является использование электронных меню. С середины 2000 годов по всему миру активно внедряется система электронного меню e-Menu, представляющая собой сенсорный стационарный терминал расположенный на каждом столике. В Японии аналогичную систему выпускает компания Aska T3. Также Microsoft разработала программное решение Microsoft Surface, превращающее весь стол в большой сенсорный экран. Сегодня технология заказа еды через интернет находится в фазе активного развития. Новые интернет-сервисы позволяют заказать блюда из лучших ресторанов города. Существуют интернетсайты, которые предоставляют услуги по доставке еды своим постоянным клиентам. Интересные инновации внедряются в США – там открывается сеть ресторанов «Жди играючи» в которых можно проводить время в социальных сетях и употреблять продукцию. В меню больше двухсот наименований разнообразных сэндвичей с минимальным количеством жира. В Нюрнберге открылся полностью автоматизированный ресторан, блюда в котором заказываются с помощью сенсорной панели.