Файл: Разработка бизнесплана крестьянского фермерского хозяйства (как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность и значение бизнес-планирования в деятельности предприятий АПК
Бизнес-план как инструмент управления конкурентоспособностью
Использование информационных технологий в бизнес-планировании
2.1 Характеристика методик разработки бизнес-плана
3.2 Анализ рынка мяса птицы в России и за рубежом
Исследование рынка сбыта, маркетинговых аспектов бизнеса
Таблица 1 – Классификация целей бизнес-планирования по временному признаку
Цели | Период |
Краткосрочные | Не более 1 года |
Среднесрочные | От 1 года до 5 лет |
Долгосрочные | От 5 лет |
Социальные цели предполагают создание благоприятных условий труда, отдыха работников (создание рабочих мест, расширение деловых контактов, оздоровление экологической обстановки.). Цели бизнес-планирования должны быть измеримы, связаны с ресурсами, позицией предприятия на рынке, выполнимы, а также должны доносить степень реальности идеи и результатов ее реализации. [9,7].
Задачи представляют собой конкретные действия, которые приводят к выполнению поставленных целей. Каждая цель имеет одну или несколько связанных с ней задач. В соответствии с поставленными целями в процессе бизнес-планирования на предприятиях намечают задачи, решаемые в процессе бизнес-планирования:
-
Определять направление деятельности предприятия, целевые рынки, место предприятия на рынках; -
Определить степень конкурентоспособности предприятия; -
Оценить вероятность наступления событий, способных изменить ход реализации проекта; -
Реализовать на рынке бизнес-планы; -
Обосновывать ценовую политику и тактику; -
Выбрать наиболее эффективный вариант реализации проекта из вех имеющихся альтернатив; -
Предусмотреть трудности, которые могут помешать практической реализации бизнес-плана;
Задачи в свою очередь определены функциями. Исходя из выполняемых функций, ценность Бизнес-планирования заключается в возможности определения жизнеспособности бизнес-планов в условиях конкуренции, содержании последовательности развития хозяйствующего субъекта в краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективе, реальной оценке эффективности проекта. [5]
Функции бизнес-планирования:
-
Планирование – предвидение и обоснование желаемого состояния предприятия в будущем с учетом влияния различных факторов -
Оптимизация – обеспечение выбора оптимального варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде -
Контроль – своевременное и оперативное отслеживание выполнения контрольных цифр, выявление ошибок и путей их коррекции -
Документирование и упорядочение – способность выразить процесс бизнес-планирования в последовательной и упрощенной документальной форме. -
Стимулирование и мотивация – активация деятельности и побуждение к намечаемым действия -
Координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией на их общий результат -
Воспитание и обучение – обеспечение работников необходимыми знаниями, умениями, навыками с целью их использования на практике и возможностью обучения
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Бизнес-план как инструмент управления конкурентоспособностью
Конкурентоспособность предприятия – комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы [9]
Управление конкурентоспособностью организации начинается с выработки стратегии организации, поскольку стратегия бизнеса – это комплекс решений менеджмента, связанных с распределением всегда ограниченных ресурсов, нацеленных на создание конкурентных преимуществ.
Бизнес-планирование, помимо решения тактических задач предприятия, позволяет успешно решать стратегические задачи вне зависимости от того, идет речь о действующем предприятии или о вновь создаваемом. В современной практике менеджмента принято говорить о пяти функциях технологий бизнес-планирования в организации.
Первая функция связана с возможностью использования бизнес- планирования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция – планирование, она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция бизнес-планирования позволяет привлекать извне денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект из-за ограниченности собственных инвестиционных ресурсов у предприятий.
Четвертая функция дает возможность привлекать к реализации планы компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период.
Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели. [5]
Стратегия – совокупность принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках. Стратегия устанавливает направление деятельности предприятия, осуществляя выбор конкретных товаров и рынков для вложения денежных и трудовых ресурсов предприятия. [9]
Различают следующие виды конкурентных стратегий:
-
лидерство по ценам; -
стратегия дифференциации; -
стратегия разработки рыночной ниши; -
конкурентная стратегия внедрения новшеств.
Выбор той или иной стратегии определяется имеющимися предпосылками и условиями применения, а также выгодами от реализации стратегии и возможными рыночными рисками. Каждая стратегия характеризуется целевой направленностью.
Целью конкурентной стратегии лидерства по низким ценам является установление контроля за рыночной ценой. Она целесообразна к применению при наличии таких предпосылок, как однородность продукта, высокая степень стандартизации продукта и высокая чувствительность потребителей продукции к цене. Условиями реализации стратегии являются активная инвестиционная деятельность предприятия, наличие доступа к капиталу и опыт в управлении издержками, что позволяет осуществлять лучший контроль за факторами, влияющими на издержки (контроль за условиями поставки, управление факторами производства, формирование цепи издержек). Выгоды использования стратегии проявляются в устойчивости снижения цен на продукцию, а также в повышении отраслевых барьеров для конкурентов. Следование данной стратегии сопряжено с коммерческим риском изменения спроса и воз можности копирования, а также изменений в технологии у конкурентов, позволяющих получить больший эффект. [7]
Целью стратегии дифференциации продукта становится удержание потребителя. Предпосылками реализации такой стратегии являются высокая оценка потребителем потребительских параметров продукта, низкая чувствительность потребителя к цене, разнообразие способов использования продукта. Направлениями дифференциации могут быть либо повышение ценности продукта для потребителя, либо снижение стоимости единицы потребительской ценности для потребителя, развитие сети торговых представителей, обслуживание потребителей, функциональные возможности и технологии. Для того чтобы можно было использовать эту стратегию, необходимо наличие множества способов дифференциации продукта и сложности копирования стратегии. Выгоды этой стратегии проявляются в виде роста рыночной власти фирмы и в превышении прироста выручки над издержками дифференциации. [5]
В свою очередь, риски стратегии сопряжены с возможными ошибками дифференциации и вероятностью имитации продукта конкурентами. Эффективность реализации стратегии дифференциации предполагает тесную координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и маркетинга. Технологическое лидерство фирмы должно коррелироваться с эффективной маркетинговой деятельностью.
Целью разработки конкурентной стратегии рыночной ниши является уход от конкуренции. предпосылками реализации нишевой стратегии являются устойчивость и наличие потенциала роста ниши, а также наличие специализированных ресурсов. Выгодами осуществления этой стратегии становятся укрепление лояльности потребителей и компенсация эффекта масштаба. Риском стратегии является исчезновение или переполнение ниши. Эффективность нишевой стратегии определяется используемыми фирмой технологиями и специфической ценностью.
Целью конкурентной стратегии внедрения новшеств является завоевание монопольного положения на рынке. Эта стратегия характерна для инновационно-активных предприятий, имеющих инновационный потенциал. Предпосылками реализации стратегии служат динамично развивающиеся рынки и высокая дифференциация рыночного спроса. Выгода данной стратегии — это путь к свободным от конкуренции рынкам, что позволяет получать прибыль в течение всего монопольного положения. В то же время для данной стратегии очень велика вероятность получения отрицательного результата и сложность процессов внедрения научных достижений в хозяйственный оборот.
Конкурентоспособность предприятия испытывает на себе сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не связанных с деятельностью предприятия. Поэтому конкурентоспособность предполагает максимальный учет требований и возможностей конкретных групп покупателей. Она может быть оценена только путем сравнения объемов продаж, динамики прибыли, увеличения коэффициента использования производственных мощностей хозяйствующих субъектов, роста заказов на продукцию. В процессе управления конкурентоспособностью важное значение имеют следующие принципы управления:
1. Учет факторов относительности и динамичности конкурентоспособности;
2. Конкурентоспособность определяется внутренними и внешними факторами, значительная часть которых является трудноуправляемыми параметрами;