Файл: Разработка бизнесплана крестьянского фермерского хозяйства (как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность и значение бизнес-планирования в деятельности предприятий АПК
Бизнес-план как инструмент управления конкурентоспособностью
Использование информационных технологий в бизнес-планировании
2.1 Характеристика методик разработки бизнес-плана
3.2 Анализ рынка мяса птицы в России и за рубежом
Исследование рынка сбыта, маркетинговых аспектов бизнеса
Разработка бизнес-плана КФХ
3.1 Инвестиционный меморандум
В настоящее время открытие бизнеса в сельскохозяйственной отрасли является очень прибыльным видом бизнеса, особенно в сфере птицеводства. Для этого есть ряд причин. Во-первых, это увеличение объемов потребления мяса птицы. Во-вторых, это политика импортозамещения, проводимая государством. В-третьих, это также поддержка государства в виде субсидирования кредитов или помощь при покупке оборудования.
КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. [4]
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации [1].
В данном бизнес-плане рассмотрено создание КФХ. Это является одной из возможных правовых форм, позволяющих вести совместную деятельность с другими физическими лицами. Организационно-правовая форма — ИП. Использование КФХ обусловлено возможностью применения низкой ставки при налогообложении, а также возможностью вести совместную деятельность.
В результате срок окупаемости проекта в сфере птицеводства составляет 19 месяцев, а точка безубыточности приходится на 4 месяц работы проекта. Для открытия своей фермы потребуется приобрести земельный участок. Минимальная площадь – 400 м2. Главным условием приобретения земли является назначение земли. Земля должна быть предназначена для сельскохозяйственных работ. Также при покупке земли можно воспользоваться некоторыми льготами. Помимо покупки земли потребуется нанять в штат 9 человек. Ежемесячно предполагается реализовывать до 2 500 кг мяса птицы и 17 500 штук яиц. Средняя стоимость для конечных потребителей составляет 120 рублей и 8 рублей соответственно. Финансовые показатели проекта показаны в таблице 1. [4]
Таблица 1 – Финансовые показатели проекта, в тысячах рублей
Сумма первоначальных инвестиций | 7 779 |
Ежемесячная прибыль | 716 |
Срок окупаемости | 55 месяцев |
3.2 Анализ рынка мяса птицы в России и за рубежом
Успех любого фермерского хозяйства определяется качеством продукции, а также грамотной сбытовой политика. Для правильной реализации сбытовой политики необходимо определить целевую аудиторию.
В качестве основных клиентов хозяйства выступают как юридические, так и физические лица. Юридическими лицами могут быть торговые сети, небольшие магазины и лавки. Также можно рассматривать поставки в заведения общепита, кафе и рестораны.
Для продажи физическим лицам необходимо организовывать «выездную» торговлю на рынках или, например с машины.
Также по мере роста бизнеса можно задуматься об открытии собственной сети небольших магазинов. Это позволит, во-первых, контролировать по всей цепочке качество продукции, а также повысить оборачиваемость продукции.
Для действующих клиентов необходимо продумать систему лояльности или скидочную программу. Юридическим лицам можно предоставлять отсрочки платежа. При грамотном управлении сбытовой политики и работой с оборотным капиталом компании, бизнес сможет показать отличные финансовые результаты. [6]
В 2022 г. в России выросли как производство, так и экспортные поставки мяса птицы, в том числе мяса индеек. На долю страны приходится 4,5–5% мирового производства мяса птицы (табл. 1). Этот показатель заметно возрастал до 2018 г. В период 2018–2020 гг. наблюдалось незначительное замедление динамики. В то же время темпы роста внутреннего производства во многих странах были выше, чем в России. Тем не менее, по текущим прогнозам, доля российской продукции в мировом объеме производства в ближайшие годы останется на уровне 5%. Мировой лидер по производству мяса птицы — США, где получают 20% всего объема этой продукции. Также США — основной поставщик генетического материала кроссов мясных кур, который используют в большинстве крупнейших стран — производителей мяса бройлеров. Бразилия занимает второе место в мире по производству мяса птицы и остается одним из лидеров по его экспорту. Китай на третьей позиции: в стране потребляют около 80 млн т животного белка в год
, в том числе мяса птицы (с учетом около 15,5 млн т импортной продукции). Согласно данным Unitеd States Department of Agriculture (USDA — Министерство сельского хозяйства США), после 2018 г. производство мяса птицы в мире существенно возрастало. Напомню: в 2019–2020 гг. мировое производство животного белка резко снизилось изза масштабных вспышек АЧС в Китае, где объемы производства свинины сократились на 20 млн т по причине эпизоотии. Для покрытия дефицита на внутреннем рынке Китай стал стремительно наращивать импорт не только свинины, но и продуктов-субститутов, таких как говядина и мясо птицы. В связи с этим структура мирового производства животного белка существенно изменилась. [6]
Уже в 2019 г. было получено на 5 млн т мяса птицы больше, чем в 2018 г., а в 2021 г. его мировое производство впервые преодолело отметку в 100 млн т. Согласно данным Росстата, производство продуктов птицеводства (с учетом куриных лап) в РФ превышает 5 млн т в год. На рис. 1 представлена динамика производства основных видов мяса в стране. На первом месте попрежнему мясо птицы, но в последние три года быстрыми темпами увеличиваются показатели производства свинины. По данным за первые девять месяцев 2022 г. [рис. 3], по производству мяса птицы в России лидирует Централ ный федеральный округ (ЦФО). На его долю приходится 40% от общего объема производства (1,9 млн т в живой массе в сельхозорганизациях), что на 4,6% выше уровня прошлого года. В Приволжском федеральном округе (ПФО) получено 1,12 млн т (+4% к уровню 2021 г.), в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) — 0,39 млн т (+2,3%), в Уральском федеральном округе (УФО) — 0,38 млн т (+5%), в Южном федеральном округе (ЮФО) — 0,35 млн т (+15,4%)
Рисунок 3 – Структура производства мяса птицы за девять месяцев 2022 г. в сельхозорганизациях РФ по округам, %
За первые девять месяцев 2022 г. в сельхозорганизациях было произведено 4,8 млн т мяса птицы в живой массе, что на 5% превышает аналогичный показатель 2021 г., который составлял 4,58 млн т [рис. 4]. Среди регионов лидерство удерживает Белгородская область — 602,3 тыс. т (+1,5% к показателю предыдущего года), далее следуют Тамбовская область — 281,8 тыс. т (+9%), Ставропольский край — 258,6 тыс. т (0%), Пензенская область — 254,2 тыс. т (+3,3%) и Ленинградская область — 228,7 тыс. т (+5,3%).
Рисунок 4 – Производство мяса птицы в сельхозорганизациях РФ, тыс. тонн
Наряду с ростом внутреннего производства животного белка увеличивается и его потребление (сырого и глубоко переработанного) на душу населения. В 2022 г. показатель может составить 78,4 кг (рис. 5)
Рисунок 5 – Потребление мяса на душу населения в РФ, кг в год
В структуре потребления мяса на мясо птицы приходится более 43%, или 34,1 кг в год (рис. 5). Этот показатель вырос на 3 кг с 2014 г. Необходимо отметить, что объем потребления животного белка в разных странах неодинаковый, что связано не только с вероисповеданием, но и с национальными особенностями. Так, если в РФ сейчас на первом месте по потреблению мясо птицы, то в Китае с огромным отрывом лидирует свинина. По мере того, как в России растет внутреннее производство и потребление мяса птицы, повышается и уровень самообеспеченности этой продукцией (табл. 5).
Таблица 5 – Уровень самообеспеченности РФ основными видами мяса, в процентах
Продукция | Год | |||||||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
Говядина | 67,9 | 70,1 | 73,2 | 77 | 75,41 | 77,5 | 80,1 | 81 | 85,2 | 85,6 |
Свинина | 73,9 | 87,6 | 87,6 | 93,5 | 97,1 | 100,2 | 103 | 108 | 108,4 | 108,2 |
Птица | 88,8 | 93 | 96,1 | 96,8 | 99,3 | 99,8 | 100,4 | 100,1 | 102 | 102,3 |
В последние четыре года он превышает 100%, в связи с чем растет экспорт и сокращается импорт мяса птицы. Согласно данным International Trade Center (ITC — Международный торговый центр), мировой экспорт мяса птицы начиная с 2018 г. превышает 16 млн т в год. Лидеры среди экспортеров — Бразилия (4,25 млн т в 2021 г.), США 3,83 млн т) и Польша (1,46 млн т). Российская Федерация в 2021 г. заняла 11е место, причем еще в 2017 г. она занимала 18е место. Крупнейший в мире импортер мяса птицы – Китай, который после вспышки АЧС и сокращения производства свинины стал существенно наращивать импорт как свинины, так и мяса птицы. В 2017 г. Китай импортировал 0,45 млн т мяса птицы, а в 2021 г. – уже 1,5 млн т. Ранее западные аналитики прогнозировали долгий период восстановления внутреннего производства в Китае после эпизоотии АЧС, но уже сейчас в стране достигли прежних объемов и при этом заметно нарастили производство мяса птицы и говядины. Уже в 2021 г. Китай импортировал меньше животного белка, чем в 2020 г. Например, в 2020 г. было ввезено 1,55 млн т мяса птицы, а в 2021 г. – уже 1,5 млн т. В текущем году импорт может упасть до 1,3 млн т. Главными поставщиками мяса птицы в Китай в 2021 г. были Бразилия (0,65 млн т), США (0,44 млн т) и Российская Федерация (0,12 млн т). В Китае структура потребления мяса птицы сильно отличается от российской. Наиболее дорогие части тушки бройлера –
локтевая часть крыла и лапы, а грудка, наоборот, самая дешевая. Экспорт мяса птицы из РФ растет год от года: в 2017 г. было экспортировано более 163 тыс. т, а уже в 2021 г. объем поставок превысил 306 тыс. т. Если в 2017 г. ключевыми импортерами российского мяса птицы были Украина (50 тыс. т), Вьетнам (45,3 тыс. т) и Казахстан (30 тыс. т), то в 2021 г. это Китай (125 тыс. т), Казахстан (36 тыс. т) и Саудовская Аравия (31,9 тыс. т). Китай ввоз российской продукции разрешил в 2019 г., и с этого момента страна стала ее крупнейшим импортером. Поставки в Китай составляют 40% от всего объема экспорта мяса птицы из России. Основные экспортные продукты — лапы (65%) и крылья (20– 25%). За первые десять месяцев 2022 г. в Китай было поставлено 115 тыс. т продуктов птицеводства. В 2022 г. показатель превысит уровень 2021 г. [6]
В последние годы в Саудовской Аравии высоко оценивают продукцию из Российской Федерации. Рас тут экспортные поставки таких частей тушки бройлера, как грудка, окорок, бедро, филе. За первые десять месяцев 2022 г. уже экспортировано 42 тыс. т мяса птицы – на 10 тыс. т больше, чем было отгружено в 2021 г. Экспорт мяса птицы из РФ в 2022 г. существенно превышает уровень 2021 г. За первые восемь месяцев 2022 г. объем поставок достиг 242 тыс. т, что на 26% выше показателя прошлого года. По мере роста внутреннего производства продолжает увеличиваться экспорт. По предварительной оценке, в 2022 г. Российская Федерация может обогнать Францию в рейтинге экспортеров и занять десятое место. Внутреннее производство индейки в России в последние годы существенно возросло и составило в 2021 г. около 330 тыс. т. Наряду с этим растут и ее экспортные поставки: если в 2018 г. показатель составлял 3,4 тыс. т, то в 2020 г. — 8,6 тыс. т, в 2021 г. — уже 22 тыс. т, а за первые десять месяцев 2022 г. (с учетом экспорта в страны ЕАЭС) — 21 тыс. т. Ключевые импортеры индейки в текущем году — Китай (6,7 тыс. т), ОАЭ (1,5 тыс. т) и Саудовская Аравия (1,3 тыс. т).
В связи с ростом внутреннего производства и экспортных поставок важно обеспечить увеличение поголовья мясных кур отечественных кроссов. Государство в последние годы выделяет для этого значительные средства. В частности, идет активная работа над кроссом «Смена-9», хотя его доля в структуре используемых на внутреннем рынке кроссов сейчас невелика. Испытания проводят крупнейшие птицефабрики в стране, основные производственные показатели птицы на высоком уровне: среднесуточный привес — 74–75 г, конверсия корма — 1,55 к. ед., средняя живая масса — 2,8 кг. При таких параметрах увеличение использования кросса в России вполне реально. Обеспечение внутреннего рынка племенным материалом качественного отечественного кросса будет способствовать продовольственной безопасности и импортозамещению