Файл: Курсовая работа по дисциплине Формирование элементарных математических представлений.rtf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интерпретация результатов на констатирующем этапе.
Для того, чтобы определить степень подтверждения гипотезы, заявленной в начале исследования мы воспользовались U- критерием Манна-Уитни.
U- критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.
Сформулируем гипотезы:
H0: уровень знаний элементарных математических представлений у детей в младшей группе 1 не отличается от того же признака в младшей группе 2.
H1: уровень знаний элементарных математических представлений у детей в младшей группе 1 ниже чем в младшей группе 2.
Вспомогательная таблица 1
| младшая группа 1 | | младшая группа 2 |
1. | 1 | 1. | 1 |
2. | 2 | 2. | 2 |
3. | 2 | 3. | 2 |
4. | 1 | 4. | 1 |
5. | 2 | 5. | 2 |
6. | 2 | 6. | 3 |
7. | 1 | 7. | 1 |
8. | 1 | 8. | 1 |
9. | 3 | 9. | 2 |
10. | 2 | 10. | 3 |
11. | 1 | 11. | 2 |
12. | 2 | 12. | 3 |
13. | 2 | 13. | 2 |
14. | 3 | 14. | 1 |
15. | 1 | 15. | 2 |
16. | 2 | 16. | 3 |
17. | 1 | 17. | 2 |
18. | 3 | 18. | 1 |
19. | 2 | 19. | 1 |
20. | 1 | 20. | 2 |
21. | 2 | 21. | 1 |
22. | 2 | 22. | 2 |
23. | 1 | 23. | 1 |
24. | 1 | 24. | 2 |
25. | 2 | 25. | 1 |
Вспомогательная таблица по распределению изучаемого признака в двух группах.
младшая группа 1 | младшая группа 2 | |||||
уровень знаний элементарных математических представлений | ранги | уровень знаний элементарных математических представлений | ранги | |||
3 | 4 | 3 | 4 | |||
3 | 4 | 3 | 4 | |||
3 | 4 | 3 | 4 | |||
| | 3 | 4 | |||
2 | 19 | 2 | 19 | |||
2 | 19 | 2 | 19 | |||
2 | 19 | 2 | 19 | |||
2 | 19 | 2 | 19 | |||
2 | 19 | 2 | 19 | |||
2 | 19 | 2 | 19 | |||
2 | 19 | 2 | 19 | |||
2 | 19 | 2 | 19 | |||
2 | 19 | 2 | 19 | |||
2 | 19 | 2 | 19 | |||
2 | 19 | 2 | 19 | |||
2 | 19 | | | |||
1 | 40,5 | 1 | 40,5 | |||
1 | 40,5 | 1 | 40,5 | |||
1 | 40,5 | 1 | 40,5 | |||
1 | 40,5 | 1 | 40,5 | |||
1 | 40,5 | 1 | 40,5 | |||
1 | 40,5 | 1 | 40,5 | |||
1 | 40,5 | 1 | 40,5 | |||
1 | 40,5 | 1 | 40,5 | |||
1 | 40,5 | 1 | 40,5 | |||
1 | 40,5 | 1 | 40,5 | |||
| 645 | | 630 |
Ri=
Проведем проверку
Ri= = 1275
Произведенный расчет позволяет утверждать, что ранжирование произведено верно.
Найдем эмпирическое значение по формуле:
Uэмп=(n1* n2 ) + - T
Uэмп= (25*25)+ - 645=305
Uэмп= 305
Uкр=
Построим "ось значимости"
Ответ: принимаем H0: уровень знаний элементарных математических представлений у детей в младшей группе 1 не отличается от того же признака в младшей группе 2.
Данные результаты исследования позволяют нам перейти к формирующему этапу – использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования на занятиях игровых приемов
В связи с тем, что наблюдение, беседа, анкетирование воспитателей, диагностика детей показали низкий уровень знаний по математике, нами были предложены мероприятия, которые помогли бы повысить уровень математического развития детей 3-4 лет. Работа по формированию математических представлений осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни. Изучая литературу по педагогике, мы пришли к выводу, что при планировании работы на день, целесообразно включать в утренний и вечерний отрезки времени дидактические игры с математическим содержанием.
Для наиболее успешного формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников нами был оборудован в групповой комнате математический уголок, где поместили игровой персонаж - куклу Незнайку. Игровой персонаж приходил на каждое занятие по математике, помогал детям стравляться с заданиями, а затем приглашал их поиграть в своём уголке. Тем самым у детей появился интерес к дидактическим играм, желание поиграть самостоятельно, выполнить задание и получить приз от игрушки (цветочек).
На данном этапе исследования нами было организовано и проведено 10 занятий по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
При проведении занятий в контрольной группе мы использовании методику А.С. Метлиной, в основе которой лежат словесные и наглядные методы обучения.
Тема1
Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношения между понятиями «один» и «много»; употреблять слова много, один, по одному, ни одного, согласовывать числительное один с существительными в роде и числе.
Тема2
Цель. Упражнять детей в раскладывании, указанного количества предметов (один и много) на 2 полосках разного цвета, расположенных слева и справа одна от другой; учить ставить предметы на полоски правой рукой в направлении слева направо; учить называть цвет полосок и количество игрушек, расположенных на них, согласовывать числительное один с существительным; пользоваться распространенными сложными предложениями с союзами и или а. («На красной полоске 1 матрешка, а на синей – много матрешек».)
Тема 3
Цель. Дать детям представление о круге, показать, что круги могут быть разных размеров; учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем и «пробовательных» действий; продолжать учить детей находить" много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке, рассказывать, пользуясь сложносочиненными предложениями, сколько и каких предметов ребенок нашел.
Тема 4
Цель. Учить детей различать и правильно называть круг и квадрат; упражнять в обследовании моделей фигур путем обведения их контуров пальцем и прослеживания взглядом за движением руки; продолжать учить детей находить много предметов и 1 предмет в специально подготовленной обстановке, рассказывать, сколько и каких предметов, пользуясь сложносочиненными предложениями.
Тема 5
Цель. Учить детей различать и правильно называть квадрат и треугольник, продолжать обучать приему обведения контуров моделей фигур и прослеживания взглядом за движением руки; упражнять в раскладывании указанного количества предметов (много или один) на моделях фигур, расположенных слева или справа одна от другой, учить называть фигуры (треугольник, квадрат), упражнять в различении правой и левой руки; учить находить группы предметов (много) и единичные предметы (1), расположенные в определенных участках комнаты.
Тема 6
Цель. Познакомить детей со способом сравнения 2 предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее, короче; продолжать закреплять представления детей о пространственном положении предметов: вверху, внизу, упражнять в различении правой и левой руки.
Демонстрационный материал: фланелеграф, 2 желтые полоски (одна полоска длиннее другой на 10 см), цветные изображения домика и лошадки.
Тема 7
Цель. Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине и находить одинаковые (равные) по длине; приучать употреблять слова длиннее, короче, одинаковые по длине; упражнять детей в различении круга, квадрата и треугольника, находить модели этих фигур, несмотря на различия в их цвете и размере.
Тема 8
Цель. Упражнять детей в сравнении предметов по ширине, учить их пользоваться словами шире, уже, широкий, узкий; продолжать закреплять умение определять местоположение предметов: вверху, внизу, слева, справа.
Тема 9
Цель. Учить детей сравнивать 2 предмета, контрастные по высоте