Файл: История развития жанра коккэйбон в контексте литературной тенденции гэсаку.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.2 Структурные и художественные особенности "Укиёбуро"
В 1809 г., когда в сфере юмористической литературы царил Дзиппэнся Икку с его "То̄кайдо̄тю̄ хидзакуригэ" (в этом году вышла в свет восьмая часть произведения), была опубликована первая часть "Укиёбуро", которая быстро вывела своего автора в число наиболее выдающихся гэсакуся позднего периода и талантливейших создателей коккэйбон в частности. Сикитэй Самба (1775-1822, настоящее имя - Кикути Хисанори菊池久徳) родился в Эдо, в достаточно состоятельной семье, отец его занимался вырезанием деревянных клише для печати. Еще в юности Самба поступил на службу в книжную лавку, а впоследствии обзавелся и собственным книжным магазином в районе Нихомбаси 日本橋. Он дважды был женат, оба раза - на дочерях издателей. В 1794 г. Самба опубликовал свои первые произведения в жанре кибё̄си, в их числе - "Тэнто̄ укиё-но дэдзукай" (яп. 天道浮世出星操, "Небесные кукловоды изменчивого мира") и "Нингэн иссин нодзоки каракури" (яп. 人間一心覗替繰, "Трюки, благодаря которым можно тайком поглядеть на человеческую душу"). Тогда же родился и его писательский псевдоним, при этом сам Самба пишет, что выбрал он его случайно - написал на трех листочках бумаги различные варианты и вытянул наугад один, на котором значилось "Сикитэй Самба". В ранние годы Самба также активно работал и в жанре сярэбон. Известно, что уже тогда его произведения высоко оценивали Санто̄ Кё̄дэн и Сиба Дзэнго̄ 芝全交 (1750-1793).
В 1799 г. в связи с именем писателя разгорелся крупный скандал. В этом году Самба выпустил очередное произведение кибё̄си, "Кянтайхэйки муко̄ хатимаки" (яп. 俠太平記向鉢巻, "Сдвинутые на макушку повязки: хроника великого мира и храбрых воителей"), в котором высмеял разгоревшийся в 1798 г. конфликт между двумя бригадами столичных пожарных. Пожарные, недовольные тем, в каком свете писатель представил их в произведении, разгромили дома Самба и его издателя. Последовало разбирательство, в результате которого наказание понесли обе стороны: пожарные на некоторое время были заключены в тюрьму, издателя обязали уплатить штраф, а самого Самба приговорили к пятидесятидневному аресту в колодках.
Популярность Самба как писателя после вышеописанных событий резко возросла. Он продолжал активно публиковать произведения самых разных жанров, в том числе, в свет вышли го̄кан "Икадзути Таро̄ го̄аку моногатари" (яп. 雷太郎強悪物語, "Рассказ о негодяе Икадзути Таро̄", 1806), который некоторыми исследователями считается первым образцом данного жанра, коккэйбон "Намаэй катаги" (яп. 酩酊気質, "Нравы пьяниц", 1806), "Кэдзё̄суйгэн маку-но сото", сборники кё̄ка и другие произведения. В 1809 г. было опубликовано одно из лучших произведений Самба - коккэйбон "Укиёбуро". Книга приобрела среди читателей большую популярность, поэтому уже в 1810 г. было выпущено продолжение. В 1813 г. в печать вышло еще одно сочинение коккэйбон, "Укиёдоко", по характеру во многом сходное с "Укиёбуро", однако переносящее действие из общественных бань в парикмахерскую.
Интересно отметить, что одновременно с выпуском "Укиёбуро" Самба открыл аптеку, которая впоследствии оказалась весьма прибыльным предприятием. Литературная деятельность Самба оказалась неразрывно связана с торговой: так, реклама товаров из его аптеки часто помещалась в книгах писателя.
Помимо богатого литературного наследия, Сикитэй Самба также взрастил нескольких учеников, одним из которых был Тамэнага Сюнсуй, впоследствии прославившийся как автор произведений в жанре ниндзё̄бон.
.2.1 Композиция и структурные особенности
Говоря о структуре "Укиёбуро", многие литературоведы называют это произведение "вывернутым наизнанку" "Хидзакуригэ". В отличие от сочинения Икку, где фигуры главных героев, неизменно перемещающихся от одной локации к другой, становятся основным связующим элементом произведения, единственной постоянной характеристикой в системе координат "Укиёбуро" остается место действия. В "Укиёбуро" перед читателем предстает калейдоскоп несвязанных друг с другом сцен, небольших зарисовок из жизни посетителей общественной бани. По утверждению Мидзутани Футо̄, именно тот факт, что в "Хидзакуригэ" все события воспринимаются читателем глазами главных героев (он называет это "вращательным" построением), тогда как в "Укиёбуро" ситуации, происходящие в микромире общественной бани отражаются через множество несвязанных между собой и постоянно меняющихся персонажей ("разворачивающаяся" структура), и является фундаментальным различием между этими двумя сочинениями. При этом если в "Хидзакуригэ", несмотря на всю эпизодичность его структуры в целом, еще присутствует некое подобие повествования, объединенного мотивом путешествия, то сочинение Самба более всего напоминает совокупность сюжетов, "снятых скрытой камерой". Персонажи, с их повседневными разговорами и типичными проблемами "маленького человека" появляются на страницах "Укиёбуро" с тем, чтобы через какие-то мгновения навсегда раствориться в людском потоке и уступить место героям следующей сцены. Иногда, правда, герои могут переходить из одной сцены в другую, но это происходит крайне редко и не создает какой-либо прочной связи между эпизодами. В свете этого интересным представляется тот факт, что в первой сцене первой части и в одном из завершающих эпизодов второй части фигурирует один и тот же герой, колоритный балагур Бутасити
豚七, примерно в одних и тех же обстоятельствах, пытаясь попасть в купальню и вступая в конфликт с другими посетителями. Это напоминает "закольцовывание" композиции, однако учитывая, что "Укиёбуро" в принципе не обладает какой-либо жесткой структурой и не представляет собой единого повествования, появление Бутасити в финале произведения является, скорее, ностальгической отсылкой Самба к началу "Укиёбуро", а также средством дополнительного подогревания интереса читателя к произведению.
"Укиёбуро" Сикитэй Самба состоит из четырех частей (яп. 編), которые в свою очередь дробятся на более мелкие в структурном плане разделы, в целом их насчитывается девять. Перед каждой частью традиционно помещается вступление, имеется также общая вводная часть, написанная Самба ко всему произведению. Принцип организации произведения представляется весьма интересным: первая и четвертая части посвящены мужской бане, тогда как вторая и третья - женской, при этом в первой и частично во второй части сцены сменяют одна другую в хронологическом порядке, от раннего утра и до позднего вечера, когда баня, наконец, закрывается. Далее хронология уступает место весьма хаотичному нанизыванию эпизодов один на другой. Стоит отметить, что эпизоды "Укиёбуро" различны по своему характеру. Так, например, Р. Лейтнер выделяет в произведении три типа сцен: фрагменты, описывающие непосредственно устройство бани и создающие фон, атмосферу, в которой разворачиваются беседы персонажей; собственно комические эпизоды; зарисовки из повседневной жизни городских обывателей. Дальнейшее рассмотрение "Укиёбуро" в данной работе будет вестись именно исходя из классификации Р. Лейтнера.
"Укиёбуро", будучи построенным в форме диалога, следует основному принципу структуры коккэйбон. Персонажи по большей части не действуют, а говорят, авторские же комментарии, как и в "Хидзакуригэ", ограничиваются пояснениями по поводу появления очередного персонажа ("Тут в купальню зашла женщина лет тридцати…"), места действия ("В это время в раздевалке…"), времени суток и прочих подробностей; они так же записываются более мелкими знаками в два столбца. Принцип оформления речи персонажей - тот же, что и в сочинении Икку - имеется обязательное указание на то, кто какую реплику произносит.
Ряд исследователей выдвигает предположение о том, что "Укиёбуро", по своей сути, является сборником коротких рассказов, близких по форме и содержанию к разговорным жанрам периода Токугава. Учитывая особенности построения произведения, многочисленные отсылки к популярным устным рассказам и анекдотам и близость эпизодов "Укиёбуро" к
ханаси и ракуго по своему характеру в целом, а также замечание самого Самба, указывающего, что источником вдохновения для него послужили истории известного рассказчика Сансё̄тэй Караку, представляется, что эта гипотеза также не лишена оснований.
.2.2 Система образов
Как и в "Хидазкуригэ", в сочинении Самба перед читателем предстает большое количество разноплановых персонажей, голоса которых, звучащие в непрекращающихся беседах, и составляют канву произведения. Как уже говорилось выше, в "Укиёбуро" отсутствуют центральные, связующие персонажи, герои обычно не задерживаются в произведении дольше одной-двух сцен, а возвращение их и вовсе является фактом исключительным. При этом, учитывая ограниченность пространства, в котором разворачивается действие "Укиёбуро", спектр представленных персонажей, несомненно, уже, чем в произведении Икку. Самба сосредотачивается, главным образом, на жителях Эдо среднего достатка, реже появляются в произведении люди более низкого социального положения - слуги, нищие, бродяги и т. п. В отличие от "Хидзакуригэ", персонажи Самба не обладают набором определенных функций, их диалоги раскрывают насущные проблемы, волнующие героев, их мироощущение, стремления и интересы и, скорее, позволяют делать предположения в рамках их психологического портрета. Еще одна особенность заключается в том, что Самба гораздо сильнее, чем Икку, делает акцент на возрасте персонажей, отмечая его практически для каждого героя, появляющегося в произведении. Отметим также, что, в противоположность сочинению Икку, у Самба гораздо большее количество персонажей носит имя. Это, возможно, является проявлением авторской позиции: рисуя в своем произведении типичные образы, Самба все же относится к своим персонажам как к личностям, хоть и совсем незначительным в общем потоке изменчивого мира, проявляя, таким образом, теплоту и сострадание к простому городскому обывателю. В целом, можно сказать, что в отличие от персонажей Икку, поведение и речь которых зачастую исключительно гротескны и направлены на усиление комического эффекта, герои Самба представляются более реалистичными.
Персонажей "Укиёбуро", по-видимому, удобно классифицировать исходя из принципа, заложенного самим писателем, разделившим свое произведение на "мужские" и "женские" части.