Файл: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЙ
1.2 Виды административных управленческих решений в муниципальном образовании
1.3 Нормативно-правовое регулирование принятие решений в муниципальном образовании
2.1 Деятельность Администрации муниципального образования Шурышкарского района
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
подразумевает, принятие решения по вопросам, которые оказывают серьезное влияние на достижение целей Администрации района. К таким целям можно отнести принятие решений относительно формирования стратегии развития муниципального образования, составление плана работы Администрации на долгосрочный и среднесрочный период и т.д. Данные решения принимаются коллегиально при непосредственном участии руководства в процессе разработки вариантов решения проблемы (генерации идей).
Данная типология решений, принимаемых в Администрации района, позволяет заключить, что разные типы решений требуют разных моделей принятия решения.
Характерными чертами, присущими процессу принятия решения в администрации Шурышкарского района, выступают следующие:
1) большая часть решений (имеются ввиду типовые решения) принимается в соответствии с линейной структурой управления, что означает следующее: решение по текущим вопросам генерируется на низовом уровне, далее происходит согласование с руководителем соответствующего подразделения, а также руководителем администрации;
2) среди видов административно-управленческого решения присутствует корректирующее решение, которое подразумевает, что при необходимости предыдущие фазы корректируются при реализации последующих для более эффективного внедрения процесса управления;
3) в случае, когда формирование цели происходит в условиях неопределенности, применяется ситуационный вид принятия административно-управленческого решения. Данный вид решения особенно полезен в деятельности муниципальной администрации, когда ситуация неоднозначна, требует анализа и сбора дополнительной информации и позволяет принять наиболее оптимальное решение.
Собственно технология принятия управленческих решений в органах местного самоуправления Шурышкарского района состоит из следующих этапов (рис.3.)
Рис.3. Модель принятия управленческого решения
Проведем сравнительный анализ технологии принятия административно-управленческого решения со стадиями принятия административно-управленческого решения, выявленными в теоретической части данного исследования (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ моделей принятия административно-управленческого решения
Как показано в таблице 1, модель принятия решения в администрации Шурышкарского района включает ряд важных стадий принятия решения, но не содержит этапов постановки задач, выявление критериев оценки альтернатив, этапа прогнозирования возможной ситуации, корректировка решения осуществляется после внедрения управленческого решения. Учитывая, что все основные этапы в модели присутствуют, нельзя назвать эти положения существенными недостатками модели принятия решений в администрации Шурышкарского района.
Детализация этапов в разрезе типологии решений Администрации района представлена в таблице 2.
Таблица 2
Детализация содержания этапов в разрезе типологии решений Администрации района
Таким образом, в органах местного самоуправления Шурышкарского района в процессе принятия управленческих решений используется технология принятия решения, состоящая условно из пяти этапов. Следует отметить, что в зависимости от типологии решений (уникальное или типовое) применяется различная детализация этапов модели принятия решений. Данное разделение обусловлено спецификой работы администрации района.
Приоритетными направлениями деятельности исполнительных органов местного самоуправления в Шурышкарском муниципальном районе являются: обеспечение достойной жизни населения, создание благоприятной среды для жителей муниципального образования, охрана здоровья населения, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность жителей.
Администрация Шурышкарского муниципального района регулярно информирует население о наиболее значимых вопросах развития муниципального образования, о работе транспорта, о строительстве жилья, о развитии сети социально-культурных и других учреждений и услуг, об оказании различных услуг населению, государственной охране общественного порядка.
Поскольку административно–управленческие решения в администрации Шурышкарского муниципального района принимаются в трех формах (устные приказы, нормативные и ненормативные правовые акты), рассмотрим результаты деятельности по данным показателям (таблица 3).
Таблица 3
Количество разработанных, принятых и опубликованных нормативно–правовых актов администрацией Шурышкарского муниципального района, ед.
В соответствии с данными таблицы 2, ежегодно происходит увеличение количества документов, выступающих результатом принятия административно-управленческих решений.
В соответствии с Регламентом работы администрации Шурышкарского городского округа проведено 6 заседаний администрации, на которых рассмотрено 19 вопросов. Проверено 31 постановление и 15 распоряжений главы администрации, 11 постановлений и 4 распоряжения Губернатора и Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа. Отправлено 457 сведений о ходе выполнения постановлений, распоряжений и протокольных приказов воеводы и Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Проведена работа по организационному обеспечению 9 краевых селекторных совещаний Губернатора края, 47 расширенных оперативных совещаний главы администрации района. На заседаниях администрации района, совещаниях у главы рассматривались вопросы, касающиеся проблем жилищно-коммунального хозяйства, работы транспорта, рынков, безопасности дорожного движения и др. По результатам совещаний подготовлено 47 протоколов поручений, за выполнением которых осуществляется постоянный контроль.
Управлением по организационным и общим вопросам принято, зарегистрировано и передано подрядным организациям 449 нормативных актов вышестоящих органов и 3938 экземпляров служебной переписки. Отправлено 10 232 служебных документа и прочая исходящая корреспонденция. Справочная работа выполняется ежедневно по входящим, исходящим и внутренним документам.
Таблица 4
Динамика поступлений обращений граждан за 5 лет
Данная типология решений, принимаемых в Администрации района, позволяет заключить, что разные типы решений требуют разных моделей принятия решения.
Характерными чертами, присущими процессу принятия решения в администрации Шурышкарского района, выступают следующие:
1) большая часть решений (имеются ввиду типовые решения) принимается в соответствии с линейной структурой управления, что означает следующее: решение по текущим вопросам генерируется на низовом уровне, далее происходит согласование с руководителем соответствующего подразделения, а также руководителем администрации;
2) среди видов административно-управленческого решения присутствует корректирующее решение, которое подразумевает, что при необходимости предыдущие фазы корректируются при реализации последующих для более эффективного внедрения процесса управления;
3) в случае, когда формирование цели происходит в условиях неопределенности, применяется ситуационный вид принятия административно-управленческого решения. Данный вид решения особенно полезен в деятельности муниципальной администрации, когда ситуация неоднозначна, требует анализа и сбора дополнительной информации и позволяет принять наиболее оптимальное решение.
Собственно технология принятия управленческих решений в органах местного самоуправления Шурышкарского района состоит из следующих этапов (рис.3.)
Рис.3. Модель принятия управленческого решения
Проведем сравнительный анализ технологии принятия административно-управленческого решения со стадиями принятия административно-управленческого решения, выявленными в теоретической части данного исследования (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ моделей принятия административно-управленческого решения
Модель принятия решения в администрации Шурышкарского района | Модель принятия решения, выявленная в ходе анализа литературы |
1) исследование проблемы, определение проблемы или цели управления | 1) обнаружение, определение проблемы и ее детализация; |
| 2) постановка задач, способствующих ее разрешению; |
1) сбор необходимой информации и ее анализ | 3) сбор, обработка и анализ необходимой информации; |
| 4) выявление критериев оценки альтернатив; |
| 5) прогнозирование возможной ситуации; |
2) генерация идей | 6) разработка альтернативных действий, различных вариантов решения; |
3) предметная оценка преимуществ каждой идеи, ее эффективности и угроз | 7) выбор наилучшей альтернативы по определенным ранее критериям; |
5) корректировка решения (осуществляется после внедрения) | 9) доработка проекта решения (при необходимости); |
4) стадия окончательного выбора, оформления и исполнения в виде приказа (распоряжения), определяющего планирование исполнения решения | 10) принятие окончательного решения и его юридическое оформление (в соответствующей форме); |
5) контроль и анализ результатов решения | 11) оценка последствий принятого решения |
Как показано в таблице 1, модель принятия решения в администрации Шурышкарского района включает ряд важных стадий принятия решения, но не содержит этапов постановки задач, выявление критериев оценки альтернатив, этапа прогнозирования возможной ситуации, корректировка решения осуществляется после внедрения управленческого решения. Учитывая, что все основные этапы в модели присутствуют, нельзя назвать эти положения существенными недостатками модели принятия решений в администрации Шурышкарского района.
Детализация этапов в разрезе типологии решений Администрации района представлена в таблице 2.
Таблица 2
Детализация содержания этапов в разрезе типологии решений Администрации района
№ | Наименование этапа | Уникальные решения | Типовые решения |
1 | Постановка проблемы | 1)Формулируется проблема к решению. 2)Осуществляется определение подразделений и отделов, ответственных за сбор и подготовку информации, назначение ответственного исполнителя 3)Происходит подготовка отчета о собранной информации и её анализе. | 1)Формулируется проблема к решению. 2)Назначается ответственный исполнитель. 3)Происходит сбор, анализ информации по проблеме. |
2 | Генерирование идеи | 1)Отчет представляется для ознакомления соответствующим отделам и руководящему составу. 2) Формируются варианты решения проблемы. 3) Составляется перечень вариантов решения проблемы | 1)Исполнитель генерирует варианты решения проблемы. |
3 | Оценка идеи | 1)Формируется круг лиц, ответственных за выбор того или иного варианта. 2) Организуется совещание лиц. 3) Происходит оценка решений, исходя из прогнозируемого последствия решения, затрат на реализацию решения, и т.п. 4) Выбираются наиболее оптимальные варианты решения. | 1)Исполнитель оценивает варианты решения проблемы. 2)Исполнитель выбирает вариант решения. |
4 | Стадия окончательного выбора |
| 1)Подготовка проекта решения 2)Утверждение проекта решения руководством 3)Корректировка проекта решения при условии отсутствия успешного согласования. |
5 | Контроль и анализ | 1)После вступления акта в силу отслеживаются индикаторы достижения целей решения. 2)На практике выявляются слабые места принятого решения, происходит корректировка документа (подготавливаются соответствующие документы). | 1) Решение направляется в адрес заявителя (организации или гражданина). 2) Рассматривается жалоба по решению (в случае поступления таковой). Решение корректируется в соответствии с законодательством. |
Таким образом, в органах местного самоуправления Шурышкарского района в процессе принятия управленческих решений используется технология принятия решения, состоящая условно из пяти этапов. Следует отметить, что в зависимости от типологии решений (уникальное или типовое) применяется различная детализация этапов модели принятия решений. Данное разделение обусловлено спецификой работы администрации района.
2.3 Показатели работы Администрации муниципального образования Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа по принятию и исполнению управленческих решений
Приоритетными направлениями деятельности исполнительных органов местного самоуправления в Шурышкарском муниципальном районе являются: обеспечение достойной жизни населения, создание благоприятной среды для жителей муниципального образования, охрана здоровья населения, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность жителей.
Администрация Шурышкарского муниципального района регулярно информирует население о наиболее значимых вопросах развития муниципального образования, о работе транспорта, о строительстве жилья, о развитии сети социально-культурных и других учреждений и услуг, об оказании различных услуг населению, государственной охране общественного порядка.
Поскольку административно–управленческие решения в администрации Шурышкарского муниципального района принимаются в трех формах (устные приказы, нормативные и ненормативные правовые акты), рассмотрим результаты деятельности по данным показателям (таблица 3).
Таблица 3
Количество разработанных, принятых и опубликованных нормативно–правовых актов администрацией Шурышкарского муниципального района, ед.
Наименование | 2018 | 2019 | 2020 |
Постановление администрации | 272 | 287 | 339 |
Распоряжение администрации | 82 | 89 | 68 |
Постановление главы муниципального образования | 8 | 3 | 6 |
Распоряжение главы муниципального образования | 3 | 5 | 4 |
Итого | 365 | 384 | 417 |
В соответствии с данными таблицы 2, ежегодно происходит увеличение количества документов, выступающих результатом принятия административно-управленческих решений.
В соответствии с Регламентом работы администрации Шурышкарского городского округа проведено 6 заседаний администрации, на которых рассмотрено 19 вопросов. Проверено 31 постановление и 15 распоряжений главы администрации, 11 постановлений и 4 распоряжения Губернатора и Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа. Отправлено 457 сведений о ходе выполнения постановлений, распоряжений и протокольных приказов воеводы и Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Проведена работа по организационному обеспечению 9 краевых селекторных совещаний Губернатора края, 47 расширенных оперативных совещаний главы администрации района. На заседаниях администрации района, совещаниях у главы рассматривались вопросы, касающиеся проблем жилищно-коммунального хозяйства, работы транспорта, рынков, безопасности дорожного движения и др. По результатам совещаний подготовлено 47 протоколов поручений, за выполнением которых осуществляется постоянный контроль.
Управлением по организационным и общим вопросам принято, зарегистрировано и передано подрядным организациям 449 нормативных актов вышестоящих органов и 3938 экземпляров служебной переписки. Отправлено 10 232 служебных документа и прочая исходящая корреспонденция. Справочная работа выполняется ежедневно по входящим, исходящим и внутренним документам.
Таблица 4
Динамика поступлений обращений граждан за 5 лет
Год | Письменные обращения граждан | Обращения на телефон доверия главы | Личный прием главы | Обращения к заместителям главы администрации | Обращения к Президенту РФ, Губернатору | |
2014 | 300 | | 92 | 40 | 495 | |
2015 | 330 | 55 | 88 | 32 | 490 | |
2016 | 350 | 50 | 100 | 30 | 480 | |
2017 | 440 | 80 | 91 | 35 | 500 | |
2018 | 445 | 98 | 90 | 40 | 498 | |
2019 | 438 | 157 | 97 | 48 | 530 | |