Файл: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЙ
1.2 Виды административных управленческих решений в муниципальном образовании
1.3 Нормативно-правовое регулирование принятие решений в муниципальном образовании
2.1 Деятельность Администрации муниципального образования Шурышкарского района
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Н.И. Глазунова определяет управленческое решение как «средство, процесс и результат выбора цели и способа ее достижения, как связующее звено между познанием управленческой ситуации и тем или иным вариантом поведения, действия человека» по её изменению [8].
Ряд авторов (В.Г. Афанасьев, В.А. Беспалов, В.А. Козбаненко, А.Р. Дегтярев, Б.Г. Литвак, Е.В. Троицкая, Э.А. Смирнов и др.) считают, что управленческое решение – это сугубо творческий процесс, что это не что иное, как искусство выбора одной из возможных альтернатив, осуществляемого субъектом управления с ориентацией на достижение заранее поставленной цели [12, 14, 26, 33, 45].
В целом управленческое решение и его практическая реализация – это интегрированный результат анализа, прогнозирования, планирования, обсуждения и организации, контроля исполнения и постановки новых задач. Данное определение управленческого решения объясняет его структуру: органическое единство информационно-аналитической, констатирующей и постановляющей, директивно-нормативной частей.
Таким образом, в рамках данной работы под управленческим решением понимается интегрированный результат анализа, прогнозирования, планирования, обсуждения и организации, контроля исполнения и постановки новых задач.
Что касается специфики именно административно-управленческого решения, она заключается в императивном характере решений: они несут не только правонаделение, но и принуждение, обязательны к исполнению жителями муниципального пункта, в котором принято решение муниципального образования. Кроме того, административно-управленческое решение муниципального органа - продукт коллективного труда, а любая деятельность в организации преломляется через призму человеческого поведения, проявляющегося в неформальных связях, для которых характерны своя система отношений иерархии и своя система информации. Поэтому модификация управленческих решений напрямую связана с управленческой культурой организации [35].
Важнейшим аспектом для общества является выполнение управленческого решения, принятого в органе муниципального управления. При этом следует учитывать, что наряду с обязательностью исполнения решения, необходимости обеспечения эффективности решения, принятое административно–управленческое решение должно признаваться большинством населения и соответствовать критериям легитимности и справедливости. Следует отметить, что процесс и формы принятия решений в органах муниципального управления существенно отличаются от модели, применяемой в частных структурах. Эти различия связаны с деятельностью заинтересованных сторон, методами оценки результатов и т.д. Технология, используемая для принятия управленческих решений в органах местного самоуправления, представляет собой серию процедур, которые приводят к решению проблем муниципального образования в сочетании с методами разработки и оптимизации альтернатив.
Административное управление, или исполнительное решение, - чаще всего односторонний юридический акт, издание которого не требует согласия адресата с органом административного управления или иным юридическим лицом, выполняющим административные функции. Оно вносит изменения в существующий юридический порядок путем наложения каких-либо обязательств на граждан или предоставления им каких-либо прав. Исполнительное решение может быть и "по умолчанию", т.е. отсутствие реакции властей в течение определенного промежутка времени на то или иное событие, запросы граждан.
Обобщая вышесказанное, можем сказать, что специфика административно-управленческих решений состоит в следующем:
-
оформляется специальным документом; -
имеет императивный характер; -
имеет особенную технологию принятия решения; -
должен соответствовать ожиданиям большинства граждан – жителей муниципального образования.
Любое управленческое решение имеет стадии (этапы) разработки и принятия решения.
О.В. Петрова определяет выработку и принятие управленческих решений как определенную последовательность действий (операций), благодаря которым обеспечивается принятие решений. Это такие действия, как:
– определение проблемы;
– постановка задач, способствующих ее разрешению;
– сбор, обработка и анализ необходимой информации;
– прогнозирование возможной ситуации;
– разработка альтернативных действий, различных вариантов решения;
– оценка альтернативных вариантов, выбор оптимального применительно к существующим условиям;
– соответствующее оформление принятого решения, его обсуждение и согласование;
– доработка проекта решения;
– принятие окончательного решения и его юридическое оформление (в соответствующей форме) [27].
Существует множество различных подходов к выделению основных этапов принятия и реализации муниципальных решений. Американские исследователи Д. Савицки и К. Паттон предложили следующие: обнаружение, определение и детализация проблемы; выявление критериев оценки альтернатив; разработка альтернативных вариантов решения задачи; оценка альтернатив; выбор наилучшей альтернативы; оценка последствий принятого решения [10].
Рассматривая вышеуказанные этапы принятия управленческого решения и административно–управленческого решения, отметим, что принципиальных отличий не выявлено, но синтез данных стадий позволит более полно отразить сущность процесса принятия административно-управленческого решения. Соответствующим образом, под стадиями принятия административно-управленческого решения можем понимать следующие:
-
обнаружение, определение проблемы и ее детализация; -
постановка задач, способствующих ее разрешению; -
сбор, обработка и анализ необходимой информации; -
выявление критериев оценки альтернатив; -
прогнозирование возможной ситуации; -
разработка альтернативных действий, различных вариантов решения; -
выбор наилучшей альтернативы по определенным ранее критериям; -
соответствующее оформление принятого решения, его обсуждение и согласование; -
доработка проекта решения (при необходимости); -
принятие окончательного решения и его юридическое оформление (в соответствующей форме); -
оценка последствий принятого решения.
Таким образом, в сфере муниципального управления осуществляется разработка и принятие административно–управленческих решений, под которыми следует понимать интегрированный результат анализа, прогнозирования, планирования, обсуждения и организации, контроля исполнения и постановки новых задач. Административно-управленческие решения имеют собственную специфику, кроме того, разработка и принятие таких решений осуществляются по определённым этапам. Внедрение административно–управленческих решений на муниципальном уровне имеют большое значение в жизни граждан муниципального образования, поскольку оказывают влияние на качество и уровень жизни, позволяют решать проблемы общественного и социального характера.
1.2 Виды административных управленческих решений в муниципальном образовании
Административно-управленческие решения можно классифицировать по различным основаниям, что позволит более глубоко ознакомиться с проблемой принятия решения на муниципальном уровне управления.
Различными авторами выделяются разнообразные виды административно-управленческих решений в зависимости от основания классификации. Представляется необходимым обобщить данную информацию на рис.1.
Рис.1. Виды административно-управленческих решений
По источнику формирования административно-управленческого решения можно выделить два типа решения: фактическое и формальное. Данная классификация обусловлена иерархичностью структуры органа местного самоуправления и наличием руководителя в нем. Имеется ввиду, что без согласования с руководителем органа местного самоуправления решение муниципального органа не может быть принято и вступить в силу. В то же время существует множество рядовых, однотипных вопросов и проблем, требующих принятия решения муниципального органа управления. В результате по типовым вопросам фактически решение принимается на уровне отдельного сотрудника отдела органа муниципального управления, которое визируется подписью начальника отдела и начальника органа муниципального управления. Таким образом, фактическое решение – решение, принимаемое на уровне сотрудников отдела органа муниципального управления, которые наиболее близки к субъекту управления и лучше других знают проблемную ситуацию. На высших уровнях организации они трансформируются в «формальные» уровни, то есть утверждаются без серьезного анализа их сущности. Различия между «фактическими» и «формальными» решениями тем заметнее и значительнее, чем больше уровней в структуре управления муниципального органа и чем больше расстояние между таблицами информации, сгруппированными на соответствующих уровнях.
В зависимости от направленности и объекта административно-управленческие решения выделяют:
- внутриорганизационные решения - связаны только с организацией работы непосредственно в аппаратах органов муниципального управления. Они могут быть направлены на улучшение планирования, контроля, профессиональной подготовки кадров и т.д.
- публичные решения - обеспечивают взаимодействие с внешней средой, определяют основные направления деятельности органа муниципального управления.
По основаниям принятия административно-управленческие решения подразделяются на две группы:
- исполнительные решения - решения, принимаемые во исполнение установлений вышестоящих субъектов управления;
- инициативные решения – решения, принимаемые по собственной инициативе субъекта управления на основе выявленных им проблем и самостоятельной постановки задач по их преодолению [37].
Критерием классификации управленческих решений является объем и значение решаемых задач, которые эти решения выполняют. В этом случае решения можно разделить на:
-
стратегические (ориентация, отношение); -
тактические (частные, оперативные); -
ситуативные решения.
Стратегическое решение соответствует значимым социальным потребностям и регламентирует деятельность социальных субъектов в течение длительного периода. Их подготовка и принятие - дело высшего руководства. Это, в частности, нормативные директивы, перспективные планы работы государственных органов и т.д.
Тактические решения направлены на выполнение неотложных задач повседневного управления силами и средствами управляющей системы.
Ситуативное решение - способ управления непрограммируемой, неструктурированной, непредсказуемой средой, когда требуется быстрое реагирование.
В зависимости от степени уникальности управленческие решения делятся на незапрограммированные и запрограммированные.
Незапрограммированное решение связано с ситуацией, в которой лицо, принимающее решение, не имеет приемлемых альтернатив, если ему приходится действовать в новой или неопределенной проблемной ситуации или в проблемной ситуации с неизвестными влияющими факторами, и нет возможности полагаться на готовность - принял решение. В этом случае для принятия решений рекомендуется использовать структурированный подход к принятию решений, разнообразные методы наглядной помощи и методы выработки управленческих решений, актуальных для проблемной ситуации (методология «мягких систем», системная) технология вмешательства, организационное развитие и др.).
Запрограммированное решение неоднократно принималось лицом