Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность, роль и значение закупочной работы, планирование закупок в торговле
1.2 Изучение, поиск и выбор поставщиков при закупке товаров
1.3 Организация и технология закупок товаров у поставщиков
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАЯК»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Оценка состояния организации и планирования закупочной деятельности
2.3 Анализ закупочной деятельности предприятия
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАЯК»
3.1 Совершенствование организации и управления закупочной деятельности
3.2 Совершенствование стимулирования закупок и продаж товаров
Таблица 2.1
Штатное расписание ООО «Маяк» за 2005 год
Должность | Количество, чел. |
директор | 1 |
заведующий магазином | 1 |
гл. бухгалтер | 1 |
зав. складом | 1 |
управляющий кафе | 1 |
бухгалтер учетчик | 1 |
бармен | 1 |
старший повар | 1 |
кладовщики | 2 |
водитель-экспедитор | 1 |
продавцы | 10 |
кухонные рабочие | 2 |
рабочие сортировщика | 2 |
рабочие-грузчики | 2 |
Итого: | 26 |
Общее количество работающего персонала на ООО «Маяк» - 26 человек, расстановка штата приведена в таблице 2.1.
Необходимо отметить, что на предприятии отсутствует система стимулирования (премирования) труда работников – ставки окладов фиксированные, премий и процентов с объемов продаж нет.
Весь персонал предприятия подразделяется на: управленческий – директор предприятия, заведующий магазином, заведующий кафе, главный бухгалтер, заведующий складом; торгово-оперативный – продавцы продовольственных товаров, бармен; обслуживающий – разнорабочие, грузчики, повара, водитель экспедитор и т.д. Т.к. предприятие специализируется на розничной торговле, то самая наибольшая группа – торгово-оперативного персонала – 11 человек.
Трудовой договор с работником ООО «Маяк» является типовым и содержит следующие основные условия (см. приложение 4):
- вид договора – по основной работе;
- срок договора – бессрочный контакт;
- срок испытания – сотрудники принимались без срока испытания;
- работник должен выполнять следующие обязанности – например, продавец – соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязанности возложенные на работника должностной инструкцией, осуществлять приемку и продажу товаров, нести ответственность за сохранность и качество товара;
- обязанность предприятия – организовать труд работника, создать условия для безопасного и эффективного труда, оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности, своевременно выплачивать обусловленную договором заработную плату, осуществлять обязательное социальное страхование работника в порядке установленном Федеральным законом;
- должностной оклад работника (например, оклад продавца – 2300 рублей);
- работнику устанавливается ежегодный трудовой отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.
Производительность труда работников по группам приведена в таблице 2.2.
Согласно таблице в течение 2004 г. наблюдается рост выработки и особенно высокой она стала в ноябре и декабре месяце.
К концу года по сравнению с первым кварталом товарооборот вырос в два раза, так же выросла и выработка работника.
Таблица 2.2
Динамика организационных показателей деятельности ООО «Маяк» за 2004г.
Месяц | Товарооборот, тыс.руб. | Выработка работника ООО «Маяк», тыс. руб. | Выработка на 1-го работника управленческого персонала, тыс. руб. | Выработка на 1-го работника торгово-оперативного персонала, тыс. руб. |
январь | 468,3 | 18,0 | 93,7 | 46,8 |
февраль | 542,9 | 20,9 | 108,6 | 54,3 |
март | 487,7 | 18,8 | 98,5 | 48,8 |
апрель | 481,9 | 18,5 | 96,4 | 48,2 |
май | 383,0 | 14,7 | 76,6 | 38,3 |
июнь | 420,3 | 16,2 | 84,1 | 42,0 |
июль | 413,9 | 15,9 | 82,8 | 41,4 |
август | 425,0 | 16,3 | 85,0 | 42,5 |
сентябрь | 415,6 | 16,0 | 83,1 | 41,6 |
октябрь | 452,9 | 17,4 | 90,6 | 45,3 |
ноябрь | 648,7 | 24,9 | 129,5 | 64,8 |
декабрь | 933,5 | 35,9 | 186,7 | 93,4 |
Итого: | 6072,7 | 233,6 | 1214,5 | 607,3 |
В таблице 2.4 приведены данные организационных показателей деятельности ООО «Маяк» за 2004 г. При этом необходимо отметить, что общая численность персонала ООО «Маяк» в 2003 году – 24 человека; управленческого персонала – 5 человек; торгово-оперативного – 10. Необходимо отметить, что численность персонала остается почти на одном уровне, т.е. предприятие пока не ставит своей целью развитие его, увеличение мощности, а также развития других видов деятельности. Показатели выработки приведены на рис. 2.2.
Рис. 2.2 Динамика основных организационных показателей деятельности ООО «Маяк» за 2004г.
В условиях рынка информация является одним из важнейших элементов управления закупочной и оптовой деятельности торгового предприятия. При информационном обеспечении устанавливается состав и структура необходимой информации. Существуют два вида информации: информация, характеризующая все стороны деятельности торгового предприятия; информация о состоянии рынка и внешней среды, а также распорядительная, исполнительная и нормативная.
Для нашего предприятия очень важное значение приобретает информация о поставщиках.
Всю информацию, входящую на предприятие ООО «Маяк», можно подразделить на бумажную и электронную (рис. 2.3).
К бумажной относятся следующие виды носителей информации:
- периодические издания (правила бухгалтерского учета, газеты, журналы, имеющие торговую направленность и т.д.);
- деловая переписка;
- торговые справочники (из данного источника руководство предприятия получает информацию о контрагентах – продукция предприятия, его адрес и т.д.);
- прайс-листы – на предприятие регулярно поступают прайс-листы (источники цен на продовольственные товары) позволяющие отслеживать изменения цен на продукцию предприятий-поставщиков.
Из каналов электронной информации руководство использует лишь телефон и факс. Услуги Интернет, а также электронной почты не используются. На предприятии, несмотря на большой товарооборот отсутствует программное обеспечение торгово-закупочной деятельности.
Рис. 2.3 Схема входящей информации в ООО «Маяк»
Внутри ООО «Маяк» основные информационные потоки циркулируют между следующими должностными лицами предприятия: директором предприятия, главным бухгалтером, заведующим кафетерием, заведующим складом, а также заведующим магазином. Директору, главному бухгалтеру и заведующему магазином поступают информационные потоки из внешней среды. Порядок обмена представлен на рис. 2.4.
Источниками получения внутренней информации являются: товарный отчет, кассовый, товарные накладные и т.д. Товарный отчет составляется каждые 10 дней торгово-оперативным персоналом предприятия и сдается в бухгалтерию. Товарный отчет – сводный документ, основание для составления которого служат ранее составленные приходные и расходные документы; состоит из приходной и расходной частей. В приходной части указывают: остаток товаров и тары; поступление товаров на основании приходных документов (накладных, актов) – каждый документ записывают отдельной строкой; все поступления суммируют и записывают «итого в приходе» без остатка на начало дня, а затем подсчитывают общую сумму прихода с начальным остатком.
Внешняя среда
---------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Внешняя среда
Рис. 2.4 Обмен информацией между должностными лицами ООО «Маяк» и внешней средой
В расходной части указывают: сумму выручки за день; возврат, переброску товаров и тары и др. выбытия на основе накладных и актов. Каждый документ записывают отдельно с указанием; куда и почему выбывает товар; номера и даты документа; стоимости выбывшего товара. Далее суммирование расходной части – «итого в расходе».
Рассмотрим рис. 2.5. ООО «Маяк» обменивается информацией с поставщиками, розничными и оптовыми потребителями, конкурентами. Материальные и финансовые потоки, в отличие от информационных идут в одном направлении – финансовые – берут начало от розничных и оптовых потребителей (оплата за приобретаемые продукты питания), затем проходят через обслуживающий ООО «Маяк» СБ РФ. Далее Сбербанк зачисляет финансовые средства на счета поставщиков (ООО «Регата-Плюс», ООО «Миск-С», ООО «Дрожжевой завод» и др.) в обратном направлении (от поставщиков к ООО «Маяк») движется материальный поток (закупаемые у поставщиков продовольственные товары). ООО «Маяк» реализует закупленную продукцию потребителям.
Финансовый поток
Информационный поток
Материальные потоки
Рис. 2.5 Потоки, циркулирующие между внешней средой и ООО «Маяк»
Необходимо отметить, что каждому материальному и финансовому потоку соответствует информационный поток.
Между поставщиками и ООО «Маяк» проходит информация следующего характера: договора на поставку продовольственных товаров, товарно-транспортные документы (счет-фактура и товарно-транспортные накладные), заявки и заказы на закупаемую продукцию, документы подтверждающие качество приобретаемых товаров (сертификат качества, сертификат соответствия