ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1855
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ
Издание пятое, стереотипное исправленное
РекомендованоУправлениемучебныхзаведений Министерства здравоохранения Российской Федерациивкачествеучебника для студентов стоматологическихфакультетов
медицинскихВУЗов
ИКФ "ФОЛИАНТ"
Санкт- Петербург
2014 г.
Ортопедическая стоматология — С.-Пб.: ИКФ "Фолиант", 1998. - 576 с, ил.: ISBN 5-86581-014-6
Авторский коллектив:
А. С. Щербаков, Е. И. Гаврилов, В. Н. Трезубое, Е. Н. Жулев
Рецензенты:
И. С. Рубежова, профессор, заведующая курсом ортодонтии Санкт-Петербургской Академии последипломного образования
В. Н. Балин, профессор, полковник м/с, начальник кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии Военно- Медицинской Академии имени С. М. Кирова, главный стоматолог министерства обороны РФ
Учебник соответствует институтской программе и предназначендлястудентовстоматологическихинститутови стоматологических факультетов медицинскихВУЗов.
ISBN 5-86581-0l4-6
© Издательство «Медицина», 1978
© Издательство «Медицина», 2001 с
изменениями
© Издательство «Медицина», 2014 с изменениями
© А. С. Щербаков, Е. И. Гаврилов, В. Н. Трезубов, Е. Н. Жулев, 2014
Посвящается столетию Санкт-Петербургского государственного медицинского Университета имени академика И.П.Павлова.
ПРЕДИСЛОВИЕ
С момента публикации первого издания нашего учебника (1968) прошло почти30лет-сроквполнедостаточный,чтобычитательмогоценитькачество книги. Очень скоро выяснилось, что она стала основным учебным пособием по теории ортопедии как для студентов так и для преподавателей
•стоматологическихфакультетов.Необиженучебниквниманиемипрактических врачей ортопедов-стоматологов. Это убеждало нас в том, что принцип построенияучебника,еготеоретическийуровеньиметодическиеосновывыбраны правильно. Они, как известно,следующие:
-
Клинический характер изложения материала учебника, отход от те- хнического уклона в изучении предмета, что в ортопедической стоматологии дается струдом. -
Учебник отражает современный уровень науки, предусмотренный программой,даженесколькозабегаетвперед,исходяизположения-чтосегодня не вошло в программу, завтра станет настоятельной необходимостью. -
Доступность изложения на хороший русском языке без ненужного при- менения технических терминов, жаргонных выражений, которые так рас- пространенывортопедическойстоматологии.Поэтомуучебниклегкочитается и принятстудентами.
При подготовке предыдущего издания учебника был расширенавторский коллектив. Так, в число титульных авторов вошли профессор В.Н. Трезубое (Санкт-Петербург) и профессор Е.Н.Жулев (Нижний Новгород).
Большинство глав учебника коренным образом переработано, а некоторые написаны заново. Структура учебника в целом сохранилась, но содержание некоторых глав изменшось в соответствии с новыми данными науки и практики ортопедической стоматологии. Особое внимание уделено психологической под- готовке
больныхкпротезированию,эстетикепротезирования,атакжереакциям протезного ложа на воздействие протезов. Уточнены некоторые термины, введена новая классификация аномалий челюстей, зубных дуг и отдельныхзубов.
Мы будем весьма благодарны нашим читателям за все их замечания и дружескую критику в адрес нашего учебника, ибо это только пойдет на пользу егокачеству.
Книга посвящена светлой памяти выдающегося российского врача-
стоматолога,засуженногодеятелянаукиРоссии,профессораЕвгенияИвановича Гаврилова, учителя и наставника остальных авторов. .
ВВЕДЕНИЕ
Основателем научной ортопедии принято считать французского хирурга Николя Андри (1658-1742), издавшего в 1741 г. двухтомный труд "Ортопедия, или искусство предупреждать и исправлять деформации тела у детей". Термин "ортопедия" составлен из двух греческих слов: orthos - прямой и paideia - воспитание. Вводя этот термин, Андри имел в виду "правильное воспитание детей" (физическое) и определял ортопедию как "искусство предупреждения и лечения деформаций у детей".
В настоящее время ортопеды занимаются лечением заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и взрослых, пользуясь при этом функциональными, аппаратурными, хирургическими методами и протези- рованием.
Ортопедическая стоматология является разделом общей стоматологии и самостоятельной частью общей ортопедии. Ее можно определить как науку о распознавании, профилактике и лечении аномалий и приоб- ретенных дефектов, повреждений и деформаций органов зубочелюстной системы. Для этих целей она располагает функциональными (миотерапия, механотерапия), протезными, аппаратурными и аппаратурно-хирургиче- скими методами лечения.
Основное место в ортопедической терапии занимает протезирование. Его задачей является не только замещение дефектов зубного ряда
или альвеолярного отростка, но и предупреждение дальнейшего разрушения органа или рецидива заболевания. Протез, таким образом, рассматривается как лечебное средство, разумное применение которого позволяет решать лечебные и профилактические задачи.
В настоящее время ортопедическая стоматология представляет собой строгую научную дисциплину, состоящую из общего и частного курсов. Общий курс является пропедевтическим, т.е. подготовительным. Частный курс включает три основных раздела: зубное протезирование, челюстно- лицевую ортопедию и ортодонтию.
В пропедевтическом курсе ортопедической стоматологии излагается краткий анатомо-физиологический очерк жевательного аппарата, общие и специальные методы обследования больного (диагностика), оценка полу- ченных при этом признаков болезни (симптоматология или семиотика), клиническое материаловедение, а также лабораторная техника (методика изготовления протезов и различных ортопедических аппаратов).
Зубное протезирование занимается диагностикой, профилактикой и замещением дефектов зубов и зубных рядов, возникших в результате какой- либо патологии. Челюстно-лицевая ортопедия изучает диагностику, профилактику, протезирование, исправление деформаций челюстей и ли- ца, возникших в результате травмы, заболеваний и различных операций. Ортодонтией называется раздел ортопедической стоматологии, занимаю- щейся изучением, предупреждением и лечением стойких аномалий зубов, зубных рядов и других органов зубочелюстной системы.
КРАТКИЙ ОЧЕРК
РАЗВИТИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
"Наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой.
С каждым шагом методики
вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше,
с которой открывается нам более широкий горизонт
с невиданными ранее предметами"
И.П.Павлов
Зубное протезирование было известно еще до нашей эры. В этом нас убеждают находки, обнаруженные при раскопках древних памятников, гробниц и курганов. Так, в 1807 г. при вскрытии пирамиды египетского фараона Хефреса, жившего 4500 лет назад, был найден протез, лежавший вблизи его мумии. Итальянский путешественник Бальцони, открывший пирамиду, утверждал, что протез был сделан из дерева.
При раскопках древнего города Сидона (III - IV вв. до н.э.) в гробу женщины были также найдены искусственные зубы, которые можно было бы назвать прототипом современного мостовидного протеза (рис.1). Кре- пление искусственных зубов золотой проволокой, а также нитями из дру- гих материалов следует отнести к самым ранним способам фиксации протезов. Золотая проволока, по-видимому, использовалась не только для фиксации протезов, но и для укрепления зубов при их подвижности. В гробницах этрусков (IX -VI вв. до н.э.) были найдены более совершенные золотые протезы, укрепленные при помощи золотых колец или полос.
Рис. 1. Древний протез, найденный при археологических раскопках вблизи г. Сидона.
В римских Законах двенадцати таблиц (V в.до н.э.) имеются указания на применение золотой проволоки для шинирования. Об этом можно сделать заключение на основании следующей статьи закона: "...Не при- бавляй золота к трупу, но если зубы связаны золотой проволокой, не запрещается похоронить или сжечь его".
В Римской империи протезирование зубов получило широкое рас-
пространение. Материалами служили