ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1859
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зубов".
На протяжении XIX в. зубное протезирование в России не пред- ставляло собой самостоятельного раздела медицины, а являлось частью зубоврачевания с присущим ему узким практицизмом. Для последнего было характерно освоение главным образом ручных приемов изготовления протезов, при этом игнорировалось изучение сложных внутренних процес- сов при взаимодействии протеза с органами и тканями полости рта. Однако и в этих условиях появился ряд оригинальных работ. К ним следует отнести '"Руководство к зубоврачебной технике" И.И.Хрущева (1884), "Зубопро- тезную технику" Перельмана (1910). Были написаны ценные работы по анатомии, физиологии и патологии органов полости рта: В.О.Попова "Изме- нение формы костей под влиянием ненормальных механических условий в окружающей среде" (1880), где в эксперименте на животных показана возможность деформации челюсти после удаления зубов; А.И.Дементьева "Зубная дуга и видоизменение ее у человека" (1886); А.Аничкина "Челюстное сочленение человека и животных" (1896); Н.В.Алтухова "'Анатомия зубов человека" (1910). Следует упомянуть исследования Н.Н.Несмеянова "Материалы для изучения альвеолярной пиореи зубов" (1 905), который раньше других европейских авторов обратил внимание на функциональное и генетическое родство тканей, окружающих зуб, и назвал их амфодонтом. Интересны эксперименты Н.Н.Знаменского (1891) по вживлению инородных тел в лунку удаленного зуба, а также исследования П.Богословского (1903) "Деформация лица при аденоидах"; П.Осокина
(1910) "К вопросу о высоком небе в связи с гипертрофией глоточных мин- Далин и другими причинами ротового дыхания"; А.И.Абрикосова "Патоло- гическая анатомия полости рта и зубов человека" (1914).
Нельзя не упомянуть методику лечения переломов челюстей, разра- ботанную в первую мировую войну зубным врачом киевского госпиталя С.С.Тигерштедтом. Предложенный им способ шинирования алюминиевой проволокой, сохранивший свое значение до наших дней, был описан в монографии "Военно-полевая система лечения и протезирования огне- стрельных челюстных ранений" (1916).
Теоретические основы ортопедической стоматологии складывались постепенно. Уже в 30-х годах отечественными учеными были опублико- ваны важные для теории и практики работы: "Симптоматическое значение аномалий зубной системы" Н.И.Агапова (1929); "Основы протезного зубо- врачевания" Е.М.Гофунга (1923); "Архитектура нижней челюсти" А.Я.Катца (1931); "Избранные главы ондотологии и стоматологии" (1929) и "О функциональном травматизме пародонта" Н.А.Астахова (1938); "К этиологии так называемых аномалий прикуса" М.М.Ванкевич (1938); "Возрастные особенности нижнечелюстного сустава и их связь с зубной окклюзией" Б.Н.Бынина (1929); "Функциональное строение челюстей" Н.Д.Довгялло (1928); "Анатомия, гистология и эмбриология полости рта" В.П.Воробьева и Г.В.Ясвоина (1936) и др. Изучение нарушений функции жевания озна-меновались созданием статической системы определения жевательной способности Н.И.Агаповым и метода функциональной пробы Гельмана.
В 1940 г. вышел первый учебник по ортопедической стоматологии (Н.А.Астахов. Е.М.Гофунг и А.Я.Катц). Изданием этого учебника закончи- лось оформление советской ортопедической стоматологии как науки,
и она по праву заняла свое место в ряду других медицинских дисциплин.
Теоретическое богатство ортопедической стоматологии обширно. В данном учебнике рассмотрены лишь, так называемые, основополагающие теоретические принципы, которые определяют главное направление раз- вития этой дисциплины.
Первый принцип утверждает что ортопед-стоматолог должен иметь высшее медицинское образование. Эта идея получила конкретное воплощение в организации в 1921 г. Харьковского, в 1931 г. - Киевского, а затем в 1935-1936 гг. и других стоматологических институтов.
Второй принцип утверждает, что протезирование, устранение де- формаций и аномалий наиболее эффективно проводятся лишь в ортопе- дических институтских клиниках и крупных ортопедических отделениях стоматологических поликлиник. Объясняется это тем, что здесь врачи- ортопеды объединены в коллективы, позволяющие обмениваться идеями, изучать опыт, анализировать результаты лечения. Ортопедические отде- ления областных, республиканских стоматологических поликлиник в со-^ стоянии оказывать консультативную помощь врачу в районах области или республики. »
10
Третий принцип воплощает идею о единстве различных систем организма: заболевание зубочелюстной системы надо рассматривать с учетом состояния всего организма.
Четвертый принцип свидетельствует, что протезирование является лечебным и профилактическим мероприятием, базирующемся на прочном фундаменте знаний строения и функции нормальных органов, патологии органов и систем челюстно-лицевой области. Этот принцип называется нозологическим, поскольку предусматривает изучение этиологии, патоге- неза, частоты поражения, клинической картины заболевания, ортопедичес- кого лечения, ближайших и отдаленных результатов его при определенных нозологических формах
поражения зубочелюстной системы.
Пятый принцип гласит, что любой протез или ортопедический ап- парат рассматривается как лечебное средство, обладающее, кроме тера- певтического, нежелательным (побочным) действием. Знание и того и другого свойства протеза является одним из условий успешности орто- педического лечения.
Шестой принцип получил название принципа стадийности. Он вы- текает из предыдущего. Выбор лечебного средства (протез, ортопеди- ческий аппарат) определяется не только характером заболевания, но и стадией развития патологического процесса. Внедрение этого принципа предлагает подробное изучение клинической картины заболевания и точную диагностику. С учетом стадии развития патологического процесса назначается и средство ортопедической терапии.
Седьмой принцип - принцип законченности лечения. Он пред- писывает наблюдать больного до тех пор, пока не будут решены задачи, предусмотренные планом лечения. Например, после наложения съемного протеза больной должен находиться под наблюдением врача, пока по- следний не убедится, что больной привык к протезу, принимает обычную пищу, восстановлены речь и внешний вид, а ткани протезного ложа (сли- зистая оболочка, опорные зубы и др.) височно-нижнечелюстной сустав и жевательные мышцы здоровы.
Восьмой принцип - принцип комплексной терапии различных за- болеваний. Имеется ряд заболеваний, которые не могут быть вылечены отдельно ни терапевтом, ни ортопедом, ни хирургом. Только совместные и строго планируемые консервативные, ортопедические и хирургические мероприятия могут сделать лечение эффективным.
Девятый принцип - принцип профилактики.
Десятый принцип - деонтологический.
ОБЩИЙ КУРС (ПРОПЕДЕВТИКА)
Зубочелюстная система представляет собой совокупность органов, объединенных анатомически и выполняющих ряд важнейших для
орга- низма функций: пищеварения, дыхания, речи и др. Она представлена:
Между органами зубочелюстной системы существует тесная связь. Она объясняется не только морфологическим и функциональным единством, но и общим фило- и онтогенетическим происхождением. Каждый из органов выполняют присущую только ему функцию, которая является лишь частью функции всей зубочелюстной системы. Изменение одного из них, как правило, вызывает нарушение формы и функции другого.
Зубочелюстная система в процессе своего развития находится под влиянием взаимодействия наследственных и функциональных факторов. На ранних стадиях эмбрионального развития форма и структура ее орга- нов передается по наследству независимо от функциональных воздействий. Последние включаются значительно позже и связаны с функцией мышц. Следовательно, различные внешние воздействия вносят в генетически обусловленные структуры свои поправки. Примером может служить морфология челюстей и зубных дуг, которую следует рассматривать не только как унаследованные структуры, но и как результат
На протяжении XIX в. зубное протезирование в России не пред- ставляло собой самостоятельного раздела медицины, а являлось частью зубоврачевания с присущим ему узким практицизмом. Для последнего было характерно освоение главным образом ручных приемов изготовления протезов, при этом игнорировалось изучение сложных внутренних процес- сов при взаимодействии протеза с органами и тканями полости рта. Однако и в этих условиях появился ряд оригинальных работ. К ним следует отнести '"Руководство к зубоврачебной технике" И.И.Хрущева (1884), "Зубопро- тезную технику" Перельмана (1910). Были написаны ценные работы по анатомии, физиологии и патологии органов полости рта: В.О.Попова "Изме- нение формы костей под влиянием ненормальных механических условий в окружающей среде" (1880), где в эксперименте на животных показана возможность деформации челюсти после удаления зубов; А.И.Дементьева "Зубная дуга и видоизменение ее у человека" (1886); А.Аничкина "Челюстное сочленение человека и животных" (1896); Н.В.Алтухова "'Анатомия зубов человека" (1910). Следует упомянуть исследования Н.Н.Несмеянова "Материалы для изучения альвеолярной пиореи зубов" (1 905), который раньше других европейских авторов обратил внимание на функциональное и генетическое родство тканей, окружающих зуб, и назвал их амфодонтом. Интересны эксперименты Н.Н.Знаменского (1891) по вживлению инородных тел в лунку удаленного зуба, а также исследования П.Богословского (1903) "Деформация лица при аденоидах"; П.Осокина
(1910) "К вопросу о высоком небе в связи с гипертрофией глоточных мин- Далин и другими причинами ротового дыхания"; А.И.Абрикосова "Патоло- гическая анатомия полости рта и зубов человека" (1914).
Нельзя не упомянуть методику лечения переломов челюстей, разра- ботанную в первую мировую войну зубным врачом киевского госпиталя С.С.Тигерштедтом. Предложенный им способ шинирования алюминиевой проволокой, сохранивший свое значение до наших дней, был описан в монографии "Военно-полевая система лечения и протезирования огне- стрельных челюстных ранений" (1916).
Теоретические основы ортопедической стоматологии складывались постепенно. Уже в 30-х годах отечественными учеными были опублико- ваны важные для теории и практики работы: "Симптоматическое значение аномалий зубной системы" Н.И.Агапова (1929); "Основы протезного зубо- врачевания" Е.М.Гофунга (1923); "Архитектура нижней челюсти" А.Я.Катца (1931); "Избранные главы ондотологии и стоматологии" (1929) и "О функциональном травматизме пародонта" Н.А.Астахова (1938); "К этиологии так называемых аномалий прикуса" М.М.Ванкевич (1938); "Возрастные особенности нижнечелюстного сустава и их связь с зубной окклюзией" Б.Н.Бынина (1929); "Функциональное строение челюстей" Н.Д.Довгялло (1928); "Анатомия, гистология и эмбриология полости рта" В.П.Воробьева и Г.В.Ясвоина (1936) и др. Изучение нарушений функции жевания озна-меновались созданием статической системы определения жевательной способности Н.И.Агаповым и метода функциональной пробы Гельмана.
В 1940 г. вышел первый учебник по ортопедической стоматологии (Н.А.Астахов. Е.М.Гофунг и А.Я.Катц). Изданием этого учебника закончи- лось оформление советской ортопедической стоматологии как науки,
и она по праву заняла свое место в ряду других медицинских дисциплин.
Теоретическое богатство ортопедической стоматологии обширно. В данном учебнике рассмотрены лишь, так называемые, основополагающие теоретические принципы, которые определяют главное направление раз- вития этой дисциплины.
Первый принцип утверждает что ортопед-стоматолог должен иметь высшее медицинское образование. Эта идея получила конкретное воплощение в организации в 1921 г. Харьковского, в 1931 г. - Киевского, а затем в 1935-1936 гг. и других стоматологических институтов.
Второй принцип утверждает, что протезирование, устранение де- формаций и аномалий наиболее эффективно проводятся лишь в ортопе- дических институтских клиниках и крупных ортопедических отделениях стоматологических поликлиник. Объясняется это тем, что здесь врачи- ортопеды объединены в коллективы, позволяющие обмениваться идеями, изучать опыт, анализировать результаты лечения. Ортопедические отде- ления областных, республиканских стоматологических поликлиник в со-^ стоянии оказывать консультативную помощь врачу в районах области или республики. »
10
Третий принцип воплощает идею о единстве различных систем организма: заболевание зубочелюстной системы надо рассматривать с учетом состояния всего организма.
Четвертый принцип свидетельствует, что протезирование является лечебным и профилактическим мероприятием, базирующемся на прочном фундаменте знаний строения и функции нормальных органов, патологии органов и систем челюстно-лицевой области. Этот принцип называется нозологическим, поскольку предусматривает изучение этиологии, патоге- неза, частоты поражения, клинической картины заболевания, ортопедичес- кого лечения, ближайших и отдаленных результатов его при определенных нозологических формах
поражения зубочелюстной системы.
Пятый принцип гласит, что любой протез или ортопедический ап- парат рассматривается как лечебное средство, обладающее, кроме тера- певтического, нежелательным (побочным) действием. Знание и того и другого свойства протеза является одним из условий успешности орто- педического лечения.
Шестой принцип получил название принципа стадийности. Он вы- текает из предыдущего. Выбор лечебного средства (протез, ортопеди- ческий аппарат) определяется не только характером заболевания, но и стадией развития патологического процесса. Внедрение этого принципа предлагает подробное изучение клинической картины заболевания и точную диагностику. С учетом стадии развития патологического процесса назначается и средство ортопедической терапии.
Седьмой принцип - принцип законченности лечения. Он пред- писывает наблюдать больного до тех пор, пока не будут решены задачи, предусмотренные планом лечения. Например, после наложения съемного протеза больной должен находиться под наблюдением врача, пока по- следний не убедится, что больной привык к протезу, принимает обычную пищу, восстановлены речь и внешний вид, а ткани протезного ложа (сли- зистая оболочка, опорные зубы и др.) височно-нижнечелюстной сустав и жевательные мышцы здоровы.
Восьмой принцип - принцип комплексной терапии различных за- болеваний. Имеется ряд заболеваний, которые не могут быть вылечены отдельно ни терапевтом, ни ортопедом, ни хирургом. Только совместные и строго планируемые консервативные, ортопедические и хирургические мероприятия могут сделать лечение эффективным.
Девятый принцип - принцип профилактики.
Десятый принцип - деонтологический.
ОБЩИЙ КУРС (ПРОПЕДЕВТИКА)
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ
Зубочелюстная система представляет собой совокупность органов, объединенных анатомически и выполняющих ряд важнейших для
орга- низма функций: пищеварения, дыхания, речи и др. Она представлена:
-
скелетом, состоящим из челюстных, небных, носовых и скуловых костей, а также - подчелюстной кости; 2) зубами - органами, предназначенными для откусывания и разжевывания пищи; 3) органами для захватывания пи- щи и оформления пищевого комка (губы, щеки, язык, твердое и мягкое небо, мимическая мускулатура); 4) жевательной и мимической мускулату- рой; 5) тремя парами слюнных желез, выделяющих секрет для облегчения разжевывания пищи и осуществления начальной фазы пищеварения в полости рта; 6) височно-челюстными суставами.
Между органами зубочелюстной системы существует тесная связь. Она объясняется не только морфологическим и функциональным единством, но и общим фило- и онтогенетическим происхождением. Каждый из органов выполняют присущую только ему функцию, которая является лишь частью функции всей зубочелюстной системы. Изменение одного из них, как правило, вызывает нарушение формы и функции другого.
Зубочелюстная система в процессе своего развития находится под влиянием взаимодействия наследственных и функциональных факторов. На ранних стадиях эмбрионального развития форма и структура ее орга- нов передается по наследству независимо от функциональных воздействий. Последние включаются значительно позже и связаны с функцией мышц. Следовательно, различные внешние воздействия вносят в генетически обусловленные структуры свои поправки. Примером может служить морфология челюстей и зубных дуг, которую следует рассматривать не только как унаследованные структуры, но и как результат