Файл: Ортопедическая стоматология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 1989

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
головной повязке, а другим - к внутриротовой шине.
Ортопедическоелечениепереломовнижнейчелюсти
Переломы нижней челюсти происходят по линии слабости и имеют типичную локализацию (рис.216). Огнестрельные переломы, напротив, имеют различное расположение. Переломы нижней челюсти чаще всего бывают со смещением отломков, что объясняется тягой прикрепляющихся к ним жевательных мышц.


S07





Рис. 216. Типичная локализация переломов нижней челюсти.

Выбор метода ортопедического лечения переломов нижней челюсти зависит от локализации линии перелома, степени и направления смеще- ния отломков, наличия зубов на челюсти и состояния их пародонта, харак- тера нарушений окклюзии.


При наличии зубов на челюсти, незначительном смещении отломков и при переломах в пределах зубного ряда применяются одночелюстные проволочные шины. Переломы за пределами зубного ряда или значи- тельное смещение отломков требуют применения шин с зацепными пет- лями для межчелюстного вытяжения. Впервые алюминиевые проволочные шины были применены врачом киевского госпиталя С.С.Тигерштедтом в 1916 г. (рис.210). Глубокий прикус с отвесным или ретрузионным положе- нием передних зубов ограничивает применение проволочных шин.

Рис. 217. Стандартная ленточная шина для межчелюстной фиксации по Васильеву: а - обший вид шины; б - шина на модели (часть лигатур снята).
508

Методика наложения проволочной шины. Проволочную шину изги- бают из алюминиевой проволоки диаметром 1,8 мм. Шину изгибают вне полости рта, постоянно примеряя ее на зубном ряду. Наложение шины осуществляется после проводникового обезболивания. Она должна плот- но прилегать к каждому зубу. При отсутствии части зубов в ней изгиба- ется распорка или ретенционная петля. Зацепные петли изгибаются с

по- мощью крампонных щипцов. Концы шины должны охватывать последние зубы. Для ее закрепления используется бронзо-алюминиевая проволока длиной 6 - 7 см и толщиной 0,4 - 0,6 мм (лигатура). Шина должна распола- гаться между экватором зуба и десной, не вызывая повреждения последней. Лигатуру изгибают в виде шпильки с концами различной длины. Концы ее пинцетом вводят с язычной стороны в два смежных межзубных промежутка и выводят со стороны преддверия (один - под шиной, другой - над шиной). Концы лигатур закручивают и загибают в межзубной промежуток. Лигатура не должна вызывать повреждения десны. Через 2- 3 дня ее подкручивают. Гнутые проволочные шины требуют больших затрат времени для их изгибания. В 1967 г. В.С.Васильевым была разработана стандартная на- зубная шина из нержавеющей стали с готовыми зацепными крючками

(рис.217).


Лечение переломов нижней челюсти с беззубыми альвеолярными частями или с отсутствием большого количества зубов осуществляется шиной М.М.Ванкевич (рис.218а). Она представляет собой из себя зубо- десневую шину с двумя плоскостями, которые отходят от небной поверх- ности шины к язычной поверхности нижних моляров или беззубого альве- олярного гребня.

Рис. 218. Съемные шины для закрепления беззубых отломков нижней
челюсти: а - шина Ванкевич; б - шина Степанова.
Технология шины. Альгинатной оттискной массой снимают оттиски с верхней и нижней челюстей. Определяют центральное соотношение че- люстей и модели загипсовывают в окклюдатор. Измеряют степень откры- вания рта. Изгибают каркас и моделируют шину из воска. Высота плоско- стей определяется степенью открывания рта. Плоскости при открывании Рта должны сохранять контакт с беззубыми альвеолярными отростками Или зубами. Воск заменяют на пластмассу. Эта шина может быть исполь-
509

зована также при костной пластике нижней челюсти для удержания кост- ных трансплантатов. Шина Ванкевич модифицирована А.И.Степановым который небную пластинку заменил дугой (рис.2186).

При переломах нижней челюсти за пределами зубного ряда исполь- зуются зубодесневая шина с наклонной плоскостью на нижнюю челюсть и проволочные шины со скользящими шарнирами (Померанцева- Урбанская) (рис.219).


Пластмассовые шины. С появлением пластмасс в практике орто- педической стоматологии последние стали применяться и при лечении переломов нижней челюсти. Различные модификации шины из быстро- твердеющей пластмассы предлагали Г.А.Васильев, И.Е.Корейко, М.Р.Ма- рей, Я.М.Збарж. Шина из быстротвердеющей пластмассы формируется

Рис. 219. Шины для лечения переломов нижней челюсти за пределами зубного ряда: а,б - зубонадесневая шина Вебера; в - ортопедический аппарат со скользящим шарниром по Шредеру; г - проволочная шина со скользящим шарниром Померанцевой-Урбанской.

00 металлическому шаблону дугообразной формы. Предварительно на зу- бах укрепляется
полиамидная нить с пластмассовыми бусинками. С помо- щью этого метода можно получить гладкую шину и шину с зацепными петлями (рис.220).

Ф.М.Гардашников предложил универсальную пластмассовую назуб- ную шину с грибовидными стержнями для межчелюстного вытяжения. Шину укрепляют бронзо-алюминиевой лигатурой (рис.221).

Шину из быстротвердеющей пластмассы можно приготовить в виде каппы непосредственно в полости рта больного. Необходимо воском за- щитить десневой край от ожога пластмассой. Э.Я.Варес предлагал делать каппы методом штамповки из листового полиметилметакрилата в специ- альной пресс-форме.





Рис. 220. Схема изготовления пластмассовой шины для лечения переломов нижней челюсти: а- фиксация бусинок; б - формирование желобка; в - желобок; г - шина наложена на челюсть;

д - шина с зацепными петлями; е - фиксация челюстей.
Пластмассовые шины обладают следующими недостатками: 1) укре- пление пластмассовых шин полиамидной нитью недостаточно стабильно в связи с растяжением последней; 2) пластмассовые шины в виде капп из- меняют окклюзию, громоздки, повреждают десневые сосочки и нарушают гигиену полости рта.


Рис. 221. Стандартная шина из эластической пластмассы по Гардашникову: а - вид сбоку; б - вид спереди; в - грибовидный отросток.
При переломах нижней челюсти с дефектом костной