Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 394
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «Русский язык»
(срусскимязыкомобучения)
10 класс
(общественно-гуманитарноенаправление)
Нур-Султан, 2019
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык» (для классов с русским языком обучения) для обучающихся в 10 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана. Суммативное оценивание в 10 классе проводится в течение каждой учебной четверти.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей и администрации общеобразовательных школ.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ 4
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Имидж Казахстана: современный и исторический обзор» 4
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Искусство и литература: различные формы художественного выражения» 9
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ 14
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Наука и этика: киборги и клоны» 14
Задания по суммативному
оцениванию за раздел «Человек: права и свободы» 18
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ 22
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Tуризм: экотуризм» 22
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Экология души» 25
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ 29
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Свободное время как показатель развития общества» 29
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Толерантность и межкультурный диалог»33
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Имидж Казахстана: современный и исторический обзор» | |
Виды речевой деятельности | Слушание и говорение Письмо Соблюдение речевых норм |
Цель обучения | 10.1.3 Прогнозировать содержание по проблеме, поднимаемой в тексте 10.3.4 Создавать тексты различных типов и жанров научно- популярного подстиля (статья, эссе, очерк, конспект) публицистического стиля (заметка, пресс-релиз, путевой очерк) с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации
|
Критерий оценивания | Обучающийся
ситуацией общения |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка |
Время выполнения | 20 - 25 минут |
Слушание и говорение Задания
Имидж государства Инвариантным ядром рассматриваемой категории следует считать внутренний имидж государства (для граждан) — внешний имидж государства (для мировой общественности). С другой стороны, категория «имидж государства» объединяет в себе ряд релевантных (соответствующих) категорий имиджа: «имидж женщин», «имидж молодёжи», «имидж пожилых людей». Каждая из категорий отражает характеристики внутреннего и внешнего имиджей государства. Все компоненты такой сложно организованной категории, как «имидж государства», находятся в тесном взаимодействии и динамике и подвержены непрерывным трансформациям. Облик государства, его репутация часто базируется на элементах мифа, обобщённых стереотипах об этносе. Доля подобных «мифов» в политике велика. Мышление стереотипами |
характерно для психологии человека, применение клише позволяет экономить усилия в ориентировке в окружающей действительности, упрощает процесс познания.
3. Напишите заметку о недавно прошедшем международном форуме «Имидж Казахстана глазами молодежи иностранных государств» в городскую газету с учетом формы изложения (заголовок, ЛИД (вступление), основной текст, заключение), аудитории (молодое поколение Казахстана). Используйте лексику публицистического стиля. Соблюдайте орфографические нормы, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ -
особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для
усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (напр., анафора, эпифора, симплока
, эллипс, амплификация, антитеза, оксиморон, парцелляция, параллелизм, градация, инверсия, б ессоюзие, многосоюзие, хиазм, умолчание и др.).
Критерий оценивания | Задание № | Дескриптор | Балл | |
Обучающийся | ||||
Прогнозирует содержание по проблеме, поднимаемой в тексте | 1 | определяет на основе прослушанного текста значение внутреннего и внешнего имиджа; | 1 | |
развивает идею, заданную текстом (каким образом стереотипы наносят урон имиджу) | 1 | |||
аргументирует свои идеи (приводит не менее 3- х аргументов); | 1 | |||
соблюдает логичность и последовательность ; | 1 | |||
Создаёт текст публицистического стиля (заметка) с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации | 2-3 | пишет текст на заданную тему; | 1 | |
пишет в соответствии со стилем; | 1 | |||
соблюдает структуру текста в соответствии с жанром (заметка); | 1 | |||
излагает факты, мнения, детали события, проблемы; | 1 | |||
пишет текст для определённой целевой аудитории (молодое поколение Казахстана); | 1 | |||
пишет текст логично, последовательно; | 1 | |||
Соблюдает орфографические нормы | соблюдает орфографические нормы языка (допускается не более 3-х ошибок); | 1 | ||
Использует лексику публицистического стиля, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения | использует лексику публицистического стиля; | 1 | ||
использует стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения. | 1 | |||
Всего баллов | 13 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Имидж Казахстана: современный и исторический обзор»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания | Уровни учебных достижений учащихся | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Прогнозирует содержание по проблеме, поднимаемой в тексте | Затрудняется при определяении на основе прослушанного текста значения внутреннего и внешнего имиджа; недостаточно развивает идею, заданную текстом, слабо аргументирует свои идеи | Допускает ошибки при определении на основе прослушанного текста значения внутреннего и внешнего имиджа/ развивает идею, заданную текстом, недостаточно аргументирует свои идеи | Определяет на основе прослушанного текста значение внутреннего и внешнего имиджа; развивает идею, заданную текстом, аргументирует свои идеи |
Создаёт текст публицистического стиля (заметка) с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации | Затрудняется при написании текста на заданную тему в соответствии со стилем, жанром и целевой аудиторией; неточно излагает факты, мнения, детали события, проблемы | Допускает ошибки при написании текста на заданную тему в соответствии со стилем, жанром и целевой аудиторией/ понятно и точно излагает факты, мнения, детали события, проблемы | Пишет текст на заданную тему в соответствии со стилем, жанром и целевой аудиторией; понятно и точно излагает факты, мнения, детали события, проблемы |
Соблюдает орфографические нормы | Затрудняется при написании слов в соответствии с орфографическими нормами языка | Допускает ошибки при написании слов в сооответтвии с орфографическими нормами языка (более 3-х ошибок) | Пишет слова в сооответтвии с орфографическими нормами языка (допускает не более 3-х ошибок) |
Использует лексику публицистического стиля, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения | Затрудняется в использовании лексики публицистического стиля; стилистических фигур в соответствии с целью и ситуацией общения | Допускает ошибки в использовании лексики публицистического стиля / стилистических фигур в соответствии с целью и ситуацией общения | Использует лексику публицистического стиля ; стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения |
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Искусство и литература: различные формы художественного выражения» | |
Виды речевой деятельности | Чтение |
Цель обучения |
|
Критерий оценивания | Обучающийся
|
Уровень мыслительных навыков | Применение Навыки высокого порядка |
Время выполнения | 25 минут |
Задания Прочтите текст. Мыслители прошлого активно и не бесконфликтно обсуждали проблему, какому из искусств следует отдать первенство в точности воспроизведения жизни. Культура древности отмечена единством слова и изображения: слово было изображением, а изображение – словом. По мере эволюции абстрактного мышления слово эмансипировалось от изображения. Вырабатывая понятия о явлениях и предметах, человек нуждался в их описании. Развитие сознания и творчество отделили рисунок от его словесного эквивалента. Расширение сферы практического и художественного опыта привело к тому, что слово и изображение уже не дублируют друг друга. Изображение перестает быть единственным способом объективации человеческой мысли. В слове обнаруживается способность передать более тонкие оттенки мысли и чувства. Язык изображений – самый доступный из всех форм информации. На протяжении многих столетий связь между словом и изображением являлась очень тесной. Нередко художники стремились в своих картинах добиться выразительных возможностей слова. Ранняя живопись долгое время тяготеет к повествовательности. Художник состязался с писателем, который, в свою очередь, соперничал с живописцем в точности описания внешности людей. Практически все искусства, кроме архитектуры и музыки, участвуют во взаимодействии слова и изображения. В процессе исторического развития между поэзией и живописью возникли конфликты относительно их главенства. С некоторых пор распространилась мысль о том, что творческая активность сосредоточивается на границах искусств. Писатели, художники, музыканты разрушают рамки привычного, находят в пограничье новые решения. Создается впечатление, что кинематограф обладает большими возможностями в сравнении с живописью и литературой. Преимущества языка изображения (живопись и кино) заключаются в его доступности. Современный человек живет в системе изобразительных знаков, делающих попятными систему коммуникации. Однако не следует игнорировать потенциал литературы. Словесное творчество побуждает к вдумчивой и неспешной рефлексии человеческого опыта, к скрупулезной самоинтерпретации. Едва ли не самое |