Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 392

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «Русский язык»

русскимязыкомобучения)
10 класс

(общественно-гуманитарноенаправление)

Нур-Султан, 2019

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык» (для классов с русским языком обучения) для обучающихся в 10 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана. Суммативное оценивание в 10 классе проводится в течение каждой учебной четверти.

Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.

Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

Методические рекомендации предназначены для учителей и администрации общеобразовательных школ.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.

СОДЕРЖАНИЕ


ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ 4

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Имидж Казахстана: современный и исторический обзор» 4

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Искусство и литература: различные формы художественного выражения» 9

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ 14

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Наука и этика: киборги и клоны» 14

Задания по суммативному
оцениванию за раздел «Человек: права и свободы» 18

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ 22

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Tуризм: экотуризм» 22

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Экология души» 25

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ 29

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Свободное время как показатель развития общества» 29

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Толерантность и межкультурный диалог»33

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ




Задания по суммативному оцениванию за раздел «Имидж Казахстана: современный и

исторический обзор»

Виды речевой деятельности

Слушание и говорение Письмо

Соблюдение речевых норм

Цель обучения

10.1.3 Прогнозировать содержание по проблеме, поднимаемой в тексте

10.3.4 Создавать тексты различных типов и жанров научно- популярного подстиля (статья, эссе, очерк, конспект) публицистического стиля (заметка, пресс-релиз, путевой очерк) с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации

      1. Соблюдать орфографические нормы

      2. Использовать лексику официально-делового стиля, публицистического и научного стилей, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения

Критерий оценивания

Обучающийся

  • Прогнозирует содержание по проблеме, поднимаемой в тексте

  • Создаёт текст публицистического стиля (заметка) с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации

  • Соблюдает орфографические нормы

  • Использует лексику публицистического стиля, стилистические фигуры в соответствии с целью и

ситуацией общения

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание Применение

Навыки высокого порядка

Время выполнения

20 - 25 минут

Слушание и говорение Задания

  1. Прослушайте текст, определите значение внутреннего и внешнего имиджа в политике государства.




  1. Расскажите, каким образом стереотипы наносят урон имиджу страны.

Имидж государства

Инвариантным ядром рассматриваемой категории следует считать внутренний имидж государства (для граждан) внешний имидж государства (для мировой общественности). С другой стороны, категория «имидж государства» объединяет в себе ряд релевантных (соответствующих) категорий имиджа: «имидж женщин», «имидж молодёжи»,

«имидж пожилых людей». Каждая из категорий отражает характеристики внутреннего и внешнего имиджей государства. Все компоненты такой сложно организованной категории, как

«имидж государства», находятся в тесном взаимодействии и динамике и подвержены непрерывным трансформациям.

Облик государства, его репутация часто базируется на элементах мифа, обобщённых стереотипах об этносе. Доля подобных «мифов» в политике велика. Мышление стереотипами


характерно для психологии человека, применение клише позволяет экономить усилия в ориентировке в окружающей действительности, упрощает процесс познания.
3. Напишите заметку о недавно прошедшем международном форуме «Имидж Казахстана глазами молодежи иностранных государств» в городскую газету с учетом формы изложения (заголовок, ЛИД (вступление), основной текст, заключение), аудитории (молодое поколение Казахстана). Используйте лексику публицистического стиля. Соблюдайте орфографические нормы, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ -

особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для

усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (напр., анафора, эпифора, симплока

, эллипс, амплификация, антитеза, оксиморон, парцелляция, параллелизм, градация, инверсия, б ессоюзие, многосоюзие, хиазм, умолчание и др.).

Критерий оценивания

Задание



Дескриптор

Балл

Обучающийся

Прогнозирует

содержание по проблеме, поднимаемой в тексте


1

определяет на основе прослушанного текста

значение внутреннего и внешнего имиджа;

1

развивает идею, заданную текстом (каким

образом стереотипы наносят урон имиджу)

1

аргументирует свои идеи (приводит не менее 3-

х аргументов);

1

соблюдает логичность и последовательность ;

1

Создаёт текст

публицистического стиля (заметка) с учетом цели, целевой аудитории и речевой

ситуации



2-3

пишет текст на заданную тему;

1

пишет в соответствии со стилем;

1

соблюдает структуру текста в соответствии с жанром (заметка);

1

излагает факты, мнения, детали события,

проблемы;

1

пишет текст для определённой целевой

аудитории (молодое поколение Казахстана);

1

пишет текст логично, последовательно;

1

Соблюдает

орфографические нормы

соблюдает орфографические нормы языка

(допускается не более 3-х ошибок);


1

Использует

лексику публицистического стиля, стилистические фигуры в

соответствии с целью и ситуацией общения

использует лексику публицистического стиля;

1

использует стилистические фигуры в

соответствии с целью и ситуацией общения.


1

Всего баллов

13

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Имидж Казахстана: современный и исторический обзор»

Ф.И.О. учащегося




Критерий оценивания

Уровни учебных достижений учащихся

Низкий

Средний

Высокий

Прогнозирует содержание по проблеме, поднимаемой в тексте

Затрудняется при определяении на основе прослушанного текста значения внутреннего и внешнего имиджа; недостаточно развивает идею, заданную текстом, слабо аргументирует свои идеи

Допускает ошибки при определении на основе прослушанного текста значения внутреннего и внешнего имиджа/

развивает идею, заданную текстом, недостаточно аргументирует свои идеи

Определяет на основе прослушанного текста значение внутреннего и внешнего имиджа;

развивает идею, заданную текстом, аргументирует свои идеи

Создаёт текст публицистического стиля (заметка) с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации

Затрудняется при написании текста на заданную тему

в соответствии со стилем, жанром и целевой

аудиторией; неточно излагает факты, мнения, детали события, проблемы

Допускает ошибки при написании текста на заданную тему

в соответствии со стилем, жанром и целевой аудиторией/ понятно и точно излагает факты, мнения, детали события, проблемы

Пишет текст на заданную тему

в соответствии со стилем, жанром и целевой аудиторией; понятно и точно излагает факты, мнения, детали события, проблемы


Соблюдает орфографические нормы

Затрудняется при написании слов в

соответствии с

орфографическими нормами языка

Допускает ошибки при написании слов в сооответтвии с орфографическими нормами языка (более 3-х ошибок)

Пишет слова в сооответтвии с орфографическими нормами языка (допускает не более 3-х ошибок)

Использует лексику публицистического стиля, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения

Затрудняется в использовании лексики публицистического стиля; стилистических фигур в соответствии с целью и ситуацией общения

Допускает ошибки в использовании лексики публицистического стиля / стилистических фигур в соответствии с целью и ситуацией общения

Использует лексику публицистического стиля ; стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения




Задания по суммативному оцениванию за раздел «Искусство и литература: различные

формы художественного выражения»

Виды речевой деятельности

Чтение

Цель обучения

      1. Формулировать вопросы и идеи для исследования по прочитанному тексту

      2. Использовать приемы просмотрового чтения, сканирования и детального чтения

Критерий оценивания

Обучающийся

  • Формулирует вопросы и идеи для исследования по прочитанному тексту

  • Использует приемы детального чтения

Уровень мыслительных навыков

Применение

Навыки высокого порядка

Время выполнения

25 минут

Задания

Прочтите текст.

Мыслители прошлого активно и не бесконфликтно обсуждали проблему, какому из искусств следует отдать первенство в точности воспроизведения жизни.

Культура древности отмечена единством слова и изображения: слово было изображением, а изображение – словом.

По мере эволюции абстрактного мышления слово эмансипировалось от изображения. Вырабатывая понятия о явлениях и предметах, человек нуждался в их описании. Развитие сознания и творчество отделили рисунок от его словесного эквивалента.

Расширение сферы практического и художественного опыта привело к тому, что слово и изображение уже не дублируют друг друга. Изображение перестает быть единственным способом объективации человеческой мысли. В слове обнаруживается способность передать более тонкие оттенки мысли и чувства.

Язык изображений – самый доступный из всех форм информации. На протяжении многих столетий связь между словом и изображением являлась очень тесной. Нередко художники стремились в своих картинах добиться выразительных возможностей слова. Ранняя живопись долгое время тяготеет к повествовательности. Художник состязался с писателем, который, в свою очередь, соперничал с живописцем в точности описания внешности людей.

Практически все искусства, кроме архитектуры и музыки, участвуют во взаимодействии слова и изображения. В процессе исторического развития между поэзией и живописью возникли конфликты относительно их главенства.

С некоторых пор распространилась мысль о том, что творческая активность сосредоточивается на границах искусств. Писатели, художники, музыканты разрушают рамки привычного, находят в пограничье новые решения.

Создается впечатление, что кинематограф обладает большими возможностями в сравнении с живописью и литературой. Преимущества языка изображения (живопись и кино) заключаются в его доступности. Современный человек живет в системе изобразительных знаков, делающих попятными систему коммуникации. Однако не следует игнорировать потенциал литературы. Словесное творчество побуждает к вдумчивой и неспешной рефлексии человеческого опыта, к скрупулезной самоинтерпретации. Едва ли не самое