ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— воображаемое будущее, «как бабушка» — запомненное прошлое. Первокласснику ранее рассказывали о бабушке, или бабушка рассказывала о себе, водила на работу до того, как ребенок пошел в первый класс.
Человек живёт «одновременно во всех временах», причем это не «точки на линии времени», а «вектора движения» в разных направлениях.
Можно дополнить определение сознания категорией время:
СОЗАНИЕ — вневременное коллективное знание «договорной» реальности. Или многовременное, или «всегдашнее».
Если толковать сознание в контексте наличия «объективного времени» и «субъективного носителя», тогда сознание как процесс — это ИСХОДЯЩЕЕ ВНИМАНИЕ + ВХОДЯЩЕЕ ВНИМАНИЕ (восприятие). Этимологически под вниманием принято считать «входящий» процесс. Внимающий внемлет, то есть поглощает. Более точным будет сказать, что сознание — это вЫнимание и внимание. Направление интереса вовне, восприятие области покрытия интереса, поглощение воспринятого.
Сознание (сознавание, совместное знание) как процесс воспроизведения реальности отличается от осознанности, как состояния, характеризующего «степень», «масштаб» сознания.
Можно сказать, что сознание — это критерий, а осознанность, это показатель сознания. Показатели или уровни сознания перечислены в разных частях главы. Перечислим их подряд, заменив слово «восприятие» на «воспроизведение» по причине того, что не все люди хранят реальность «внутри головы». Можно было бы заменить «восприятие» на «принятие», но это слово «заезженно».
Уровни сознания:
- воспроизведение «не-восприятия»,
- воспроизведение появления,
- воспроизведение ощущений,
- воспроизведение существования,
- воспроизведение различий,
- воспроизведение себя,
- воспроизведение других,
- воспроизведение внешних ярлыков,
- интериоризация (поглощение) внешних ярлыков.
- усвоение («присвоение») ярлыков,
- создание мыслеобразов.
Является ли это список законченным или конечным? В системной семейной психотерапии представлены стадии брака: монада, диада, триада… Для того, чтобы человек мог быть с кем-то, он должен сначала научиться быть один. Если он не способен быть вне отношений, не сформировался, как отдельная личность, то диады не получится, получится поглощение, созависимость, и триада развалится. После появления ребенка человек может оставить семью или отгородиться от супруги с ребенком.
Сошлемся на психоаналитическую теорию в части «сепарации индивидуации». Первая стадия — не «монада», а «домонадная» стадия. Речь об отделении ребенка от матери. Многие матери до старости не могут отпустить детей, считая их собственностью. Согласно психоаналитическим представлениям, отделение «в норме» происходит в возрасте трёх лет, нормативный кризис так и называется «Я сам». Тем, кому не удалось отделиться от матери в три года, получают второй шанс в подростковом возрасте, затем в кризис среднего возраста, затем в кризис выхода на пенсию, затем в кризис утраты матери как физического тела. Жизнь не перестаёт давать шансы отделиться, выделиться, сформироваться.
Согласно теории аффективной регуляции кризис «я сам» начинается значительно раньше», иногда до года. И это не кризис, а проверка способностей.
Согласно представлениям других школ, отделение происходит многократно. Самое раннее отделение — это физическое отделение (рождение)? Самое раннее отделение — это появление собственных восприятий на 8-й неделе от зачатия?
Как бы то ни было, человек проходит путь от несуществования через появление до развития сознания.
Если верить восточным философам, дальше идёт «обратное развитие». Всё, что человек осознал, а именно: тело, мысли, чувства, действия, других, сознание, себя, реальность подлежит растворению. Как это понять?
Растворять надо «эго». Окружающая реальность не нуждается в усилиях индивидуального человека по ее растворению. Если бы люди «растворяли» (стирали) общую реальность, на дворе бы каждый день был апокалипсис.
Стирать (растворять) нужно отражение реальности «в голове». Зачем хранить картинки реальности «внутри», если реальность всегда доступна «снаружи». Другими словами, зачем противопоставлять себя реальности, считать себя отдельным существом? Зачем копить индивидуальную память, пытаясь присвоить себе события, которые случались во внешнем мире, а не голове? Человек с «индивидуальным сознанием и памятью» — воришка, который украл кусочек общей реальности и «втихаря» им «владеет». Это иллюзия. Нельзя индивидуально владеть общей реальностью.
Вы поместили в персональную память конфликт с начальником? Это не ваш конфликт. Это и его конфликт тоже. А еще этот конфликт принадлежит всем, кто его наблюдал, провоцировал, пересказывал третьим лицам. И третьим лицам, которые про него слышали. Запись об одном конфликте многократно дублируется и хранится на сотне различных носителей. Зачем? Какое неэкономное использование ресурсов сознания.
Восточные философы предлагают стирать именно индивидуальный опыт, так как он не является индивидуальным, он всегда коллективный. Зачем «красть» бледные снимки общего опыта, если доступен красочный оригинал? Иными словами, предлагают «стирать мышление», оставив «сознание». В мышлении помимо отраженной реальности представлены идеи о личности, идентичности, опыте. Именно потребность в индивидуальности заставляет человека «красть» реальность, чтобы «быть кем-то». Восточные философы предлагают не «быть кем-то», а просто «быть». Для этого надо отказаться от эго, памяти, опыта и быть в сознании, то есть видеть общую реальность.
Мы полагаем, что восточная философия не может «захватить мир» из-за ошибочных представлений или переводов, что надо жить «в моменте», в «здесь-и-сейчас». Человек «здесь-и-сейчас» — это инвалид «потерявший память», который не знает кто он, где он, что происходит. Люди с органическим поражениями мозга, которые «принудительно» живут в «здесь-и-сейчас», неадаптивны. Их реальность — это квартира, облепленная стикерами. Утром они видят первый стикер «не пугайся, тебя зовут Вася, ты потерял память, посмотри направо, там инструкции».
Перед тем, как предложить человеку отказаться от памяти, опыта, личности, надо ему «предоставить гарантии», что он «останется», «сохранится». Если человеку пообещать, что он живёт во всех временах сразу, и отказ от эго, личности, идентичности не повлечет утрату реальности, ему легче будет «стирать ум».
Таким образом, представленный выше список уровней сознания можно «отобразить по вертикали».
Всё, что человек воспринял (если воспринял), подлежит устранению (стиранию).
Всё, что возникло из небытия, уйдёт в небытие.
Материалисты с этим не согласны. «Из ничего не творится ничто по божественной воле» (Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» в I веке до н. э. изложил учение греческого философа-материалиста Эпикура). Судя по тому, с какой тщательностью Эпикур критикует Гераклита, Эмпедокла и Анаксагора, доказывая, что из ничего не создаётся что-то, ничто не обращается в ничто, атомы плотны, вечны и неизменны, эго Эпикура было вечным, плотным и неизменным, то есть смерти боялся сильно. Эпикур — создатель закона о сохранении энергии, который приписывают Ньютону.
Если рассматривать список уровней сознания не с материалистической точки зрения, тогда список не надо «зеркально отражать» и проходить путь вспять. Если речь идет о стирании уровней мышления, тогда становится понятным обещание «вечной жизни». Если стереть все, что связано со знаково-символической системой (язык, речь), останется реальность «как она есть». Эти уровни:
- воспроизведение внешних ярлыков,
- интериоризация (поглощение) внешних ярлыков.
- усвоение («присвоение») ярлыков,
- создание мыслеобразов.
Означает ли это, что речь и мышление — «лишние механизмы»? Нет. Именно они развивают способность к управляемому воображению. Воображение ребенка — это стихия, хаос. Ребёнок может увидеть что угодно, даже космический корабль на заднем дворе дома. Стихийное, спонтанное воображение социально дезадаптивно. Управляемое воображение — признак гениальности. Но чтобы его «взрастить», нужно сначала «нырнуть в знаково-символические глубины», а затем «вынырнуть». Для чего это нужно? Для того, чтобы донести до окружающих тайны мироздания на общедоступном наречии.
В восточной философии много притч на тему, что мудрец (гуру, учитель) не может быть оратором. То, что он постиг без слов, не поддаётся выражением через слова. Поэтому бывают молчаливые учителя и разговорчивые ученики (последователи). Получается так, что учитель «постиг истину», потому что ничему не учился, не успел стать образованным, не испорчен мышлением. Ученик пришел уже испорченным, обученным, мыслящим. Рядом с учителем ученик начинает «прозревать», схватывает «обломки истины». Он не может познать истину, так как мышление мешает. Зато он может рассказать о том, что узнал, так как благодаря мышлению у него богатая речь.
«Слово изреченное есть ложь» — Эклизиаст.
Существует мнение, что все «священные писания» (Библия, Талмуд, Коран, Танаха, Тора, Веды, Упанишады, Голубиная книга, Тайны золотого цветка и прочие) стали «надгробием» для своих учений. Пока учения «передавались изустно», были живыми и текучими, они приносили пользу последователям, позволяли познать истину. Как только их поместили на бумагу, учения «окаменели, закостенели», стали «бездушными».
Раньше, в дописьменную эпоху, когда люди предавали эпосы, мифы, былины устно, именно способность к управляемому воображению вкупе с речью позволяла «творить историю».
«Воображение важнее, чем знания. Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя». — Цитата Альберта Эйнштейна
«Длина, ширина, глубина — это не три измерения, а одно, и показывает оно не размер, а направление» — Правдия Жизнина.
Извечный спор «физиков» и «лириков» о примате идеи или материи имеет отношение к проблемам сознания, причинности, детерминизма, свободной воли. Предположение о первичности идеи или материи приводит к подобным и многим другим спорам:
- бытие определяет сознание или сознание определяет бытие;
- является сознание человека продуктом деятельности мозга, следствием электрохимических реакций; или сознание является первичной субстанцией, которое создает иллюзии восприятия мира объектов;
- об относительной значимости «гуманитариев» и «технарей».
Спор о первичности материи и мысли, имеет два основания:
- одно важнее другого;
- одно первично по отношению к другому.
Дискуссии о предрасположенности к творческому, целостному восприятию мира, чувству прекрасного, эстетики, абстракции в противоположность (в противовес) логике, инженерии, конкретике, имеют смысл на уровнях человеческого бытия, где люди строго ограничены одной сферой реализации. Узко-ориентированные технические специалисты представляют большую ценность при реализации механистических, прикладных задач. Певцы, поэты, художники решают надпредметные задачи, они отражают как культуру эпохи, создают новую реальность, новые ориентиры для развития, что не отражает их удельную (относительную) значимость для социума, лишь указывает, что у них другие функции и задачи.
Люди, стоящие во главе исторических изменений, всесторонне развиты, обладают техническими познаниями, навыками в конкретных областях и эстетическими, философскими интересами и умениями.
Что касается первичности, сошлёмся на религиозные источники как обоснование примата мысли над материей, и физические теории возникновения вселенной, как обоснование примата материи над мыслью.
Или рассмотрим такой вариант: ничто не первично, мысль не отделима от материи. Время – иллюзия. Много свидетельств в пользу того, что все, что угодно во вселенной, имеет электромагнитную природу. Физика полагает свет, звук, инфрасвет, ультразвук, рентгеновские волны, радиоволны, гамма-излучение и другие проявления вселенной электромагнитным полем (волнами) разных характеристик. Те же представления господствуют в квантовой физике, материя —
Человек живёт «одновременно во всех временах», причем это не «точки на линии времени», а «вектора движения» в разных направлениях.
Можно дополнить определение сознания категорией время:
СОЗАНИЕ — вневременное коллективное знание «договорной» реальности. Или многовременное, или «всегдашнее».
Если толковать сознание в контексте наличия «объективного времени» и «субъективного носителя», тогда сознание как процесс — это ИСХОДЯЩЕЕ ВНИМАНИЕ + ВХОДЯЩЕЕ ВНИМАНИЕ (восприятие). Этимологически под вниманием принято считать «входящий» процесс. Внимающий внемлет, то есть поглощает. Более точным будет сказать, что сознание — это вЫнимание и внимание. Направление интереса вовне, восприятие области покрытия интереса, поглощение воспринятого.
Сознание (сознавание, совместное знание) как процесс воспроизведения реальности отличается от осознанности, как состояния, характеризующего «степень», «масштаб» сознания.
Можно сказать, что сознание — это критерий, а осознанность, это показатель сознания. Показатели или уровни сознания перечислены в разных частях главы. Перечислим их подряд, заменив слово «восприятие» на «воспроизведение» по причине того, что не все люди хранят реальность «внутри головы». Можно было бы заменить «восприятие» на «принятие», но это слово «заезженно».
Уровни сознания:
- воспроизведение «не-восприятия»,
- воспроизведение появления,
- воспроизведение ощущений,
- воспроизведение существования,
- воспроизведение различий,
- воспроизведение себя,
- воспроизведение других,
- воспроизведение внешних ярлыков,
- интериоризация (поглощение) внешних ярлыков.
- усвоение («присвоение») ярлыков,
- создание мыслеобразов.
Является ли это список законченным или конечным? В системной семейной психотерапии представлены стадии брака: монада, диада, триада… Для того, чтобы человек мог быть с кем-то, он должен сначала научиться быть один. Если он не способен быть вне отношений, не сформировался, как отдельная личность, то диады не получится, получится поглощение, созависимость, и триада развалится. После появления ребенка человек может оставить семью или отгородиться от супруги с ребенком.
Сошлемся на психоаналитическую теорию в части «сепарации индивидуации». Первая стадия — не «монада», а «домонадная» стадия. Речь об отделении ребенка от матери. Многие матери до старости не могут отпустить детей, считая их собственностью. Согласно психоаналитическим представлениям, отделение «в норме» происходит в возрасте трёх лет, нормативный кризис так и называется «Я сам». Тем, кому не удалось отделиться от матери в три года, получают второй шанс в подростковом возрасте, затем в кризис среднего возраста, затем в кризис выхода на пенсию, затем в кризис утраты матери как физического тела. Жизнь не перестаёт давать шансы отделиться, выделиться, сформироваться.
Согласно теории аффективной регуляции кризис «я сам» начинается значительно раньше», иногда до года. И это не кризис, а проверка способностей.
Согласно представлениям других школ, отделение происходит многократно. Самое раннее отделение — это физическое отделение (рождение)? Самое раннее отделение — это появление собственных восприятий на 8-й неделе от зачатия?
Как бы то ни было, человек проходит путь от несуществования через появление до развития сознания.
Если верить восточным философам, дальше идёт «обратное развитие». Всё, что человек осознал, а именно: тело, мысли, чувства, действия, других, сознание, себя, реальность подлежит растворению. Как это понять?
Растворять надо «эго». Окружающая реальность не нуждается в усилиях индивидуального человека по ее растворению. Если бы люди «растворяли» (стирали) общую реальность, на дворе бы каждый день был апокалипсис.
Стирать (растворять) нужно отражение реальности «в голове». Зачем хранить картинки реальности «внутри», если реальность всегда доступна «снаружи». Другими словами, зачем противопоставлять себя реальности, считать себя отдельным существом? Зачем копить индивидуальную память, пытаясь присвоить себе события, которые случались во внешнем мире, а не голове? Человек с «индивидуальным сознанием и памятью» — воришка, который украл кусочек общей реальности и «втихаря» им «владеет». Это иллюзия. Нельзя индивидуально владеть общей реальностью.
Вы поместили в персональную память конфликт с начальником? Это не ваш конфликт. Это и его конфликт тоже. А еще этот конфликт принадлежит всем, кто его наблюдал, провоцировал, пересказывал третьим лицам. И третьим лицам, которые про него слышали. Запись об одном конфликте многократно дублируется и хранится на сотне различных носителей. Зачем? Какое неэкономное использование ресурсов сознания.
Восточные философы предлагают стирать именно индивидуальный опыт, так как он не является индивидуальным, он всегда коллективный. Зачем «красть» бледные снимки общего опыта, если доступен красочный оригинал? Иными словами, предлагают «стирать мышление», оставив «сознание». В мышлении помимо отраженной реальности представлены идеи о личности, идентичности, опыте. Именно потребность в индивидуальности заставляет человека «красть» реальность, чтобы «быть кем-то». Восточные философы предлагают не «быть кем-то», а просто «быть». Для этого надо отказаться от эго, памяти, опыта и быть в сознании, то есть видеть общую реальность.
Мы полагаем, что восточная философия не может «захватить мир» из-за ошибочных представлений или переводов, что надо жить «в моменте», в «здесь-и-сейчас». Человек «здесь-и-сейчас» — это инвалид «потерявший память», который не знает кто он, где он, что происходит. Люди с органическим поражениями мозга, которые «принудительно» живут в «здесь-и-сейчас», неадаптивны. Их реальность — это квартира, облепленная стикерами. Утром они видят первый стикер «не пугайся, тебя зовут Вася, ты потерял память, посмотри направо, там инструкции».
Перед тем, как предложить человеку отказаться от памяти, опыта, личности, надо ему «предоставить гарантии», что он «останется», «сохранится». Если человеку пообещать, что он живёт во всех временах сразу, и отказ от эго, личности, идентичности не повлечет утрату реальности, ему легче будет «стирать ум».
Таким образом, представленный выше список уровней сознания можно «отобразить по вертикали».
Всё, что человек воспринял (если воспринял), подлежит устранению (стиранию).
Всё, что возникло из небытия, уйдёт в небытие.
Материалисты с этим не согласны. «Из ничего не творится ничто по божественной воле» (Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» в I веке до н. э. изложил учение греческого философа-материалиста Эпикура). Судя по тому, с какой тщательностью Эпикур критикует Гераклита, Эмпедокла и Анаксагора, доказывая, что из ничего не создаётся что-то, ничто не обращается в ничто, атомы плотны, вечны и неизменны, эго Эпикура было вечным, плотным и неизменным, то есть смерти боялся сильно. Эпикур — создатель закона о сохранении энергии, который приписывают Ньютону.
Если рассматривать список уровней сознания не с материалистической точки зрения, тогда список не надо «зеркально отражать» и проходить путь вспять. Если речь идет о стирании уровней мышления, тогда становится понятным обещание «вечной жизни». Если стереть все, что связано со знаково-символической системой (язык, речь), останется реальность «как она есть». Эти уровни:
- воспроизведение внешних ярлыков,
- интериоризация (поглощение) внешних ярлыков.
- усвоение («присвоение») ярлыков,
- создание мыслеобразов.
Означает ли это, что речь и мышление — «лишние механизмы»? Нет. Именно они развивают способность к управляемому воображению. Воображение ребенка — это стихия, хаос. Ребёнок может увидеть что угодно, даже космический корабль на заднем дворе дома. Стихийное, спонтанное воображение социально дезадаптивно. Управляемое воображение — признак гениальности. Но чтобы его «взрастить», нужно сначала «нырнуть в знаково-символические глубины», а затем «вынырнуть». Для чего это нужно? Для того, чтобы донести до окружающих тайны мироздания на общедоступном наречии.
В восточной философии много притч на тему, что мудрец (гуру, учитель) не может быть оратором. То, что он постиг без слов, не поддаётся выражением через слова. Поэтому бывают молчаливые учителя и разговорчивые ученики (последователи). Получается так, что учитель «постиг истину», потому что ничему не учился, не успел стать образованным, не испорчен мышлением. Ученик пришел уже испорченным, обученным, мыслящим. Рядом с учителем ученик начинает «прозревать», схватывает «обломки истины». Он не может познать истину, так как мышление мешает. Зато он может рассказать о том, что узнал, так как благодаря мышлению у него богатая речь.
«Слово изреченное есть ложь» — Эклизиаст.
Существует мнение, что все «священные писания» (Библия, Талмуд, Коран, Танаха, Тора, Веды, Упанишады, Голубиная книга, Тайны золотого цветка и прочие) стали «надгробием» для своих учений. Пока учения «передавались изустно», были живыми и текучими, они приносили пользу последователям, позволяли познать истину. Как только их поместили на бумагу, учения «окаменели, закостенели», стали «бездушными».
Раньше, в дописьменную эпоху, когда люди предавали эпосы, мифы, былины устно, именно способность к управляемому воображению вкупе с речью позволяла «творить историю».
1.6. Теория мышления
«Воображение важнее, чем знания. Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя». — Цитата Альберта Эйнштейна
«Длина, ширина, глубина — это не три измерения, а одно, и показывает оно не размер, а направление» — Правдия Жизнина.
Извечный спор «физиков» и «лириков» о примате идеи или материи имеет отношение к проблемам сознания, причинности, детерминизма, свободной воли. Предположение о первичности идеи или материи приводит к подобным и многим другим спорам:
- бытие определяет сознание или сознание определяет бытие;
- является сознание человека продуктом деятельности мозга, следствием электрохимических реакций; или сознание является первичной субстанцией, которое создает иллюзии восприятия мира объектов;
- об относительной значимости «гуманитариев» и «технарей».
Спор о первичности материи и мысли, имеет два основания:
- одно важнее другого;
- одно первично по отношению к другому.
Дискуссии о предрасположенности к творческому, целостному восприятию мира, чувству прекрасного, эстетики, абстракции в противоположность (в противовес) логике, инженерии, конкретике, имеют смысл на уровнях человеческого бытия, где люди строго ограничены одной сферой реализации. Узко-ориентированные технические специалисты представляют большую ценность при реализации механистических, прикладных задач. Певцы, поэты, художники решают надпредметные задачи, они отражают как культуру эпохи, создают новую реальность, новые ориентиры для развития, что не отражает их удельную (относительную) значимость для социума, лишь указывает, что у них другие функции и задачи.
Люди, стоящие во главе исторических изменений, всесторонне развиты, обладают техническими познаниями, навыками в конкретных областях и эстетическими, философскими интересами и умениями.
Что касается первичности, сошлёмся на религиозные источники как обоснование примата мысли над материей, и физические теории возникновения вселенной, как обоснование примата материи над мыслью.
Или рассмотрим такой вариант: ничто не первично, мысль не отделима от материи. Время – иллюзия. Много свидетельств в пользу того, что все, что угодно во вселенной, имеет электромагнитную природу. Физика полагает свет, звук, инфрасвет, ультразвук, рентгеновские волны, радиоволны, гамма-излучение и другие проявления вселенной электромагнитным полем (волнами) разных характеристик. Те же представления господствуют в квантовой физике, материя —