Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов

1.1 Народные музыкальные инструменты

1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов

1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов

2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России

2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России

2.3 Струнно-щипковые народные инструменты как неотъемлемая составляющая отечественной музыкальной культуры

Выводы

Список литературы Вемировский Л. Механические и психофизиологические моменты в основных приёмах скрипичной техники. М.:Юргенсон, 2012. - 163 с. Игумнов Н. Мои исполнительские и педагогические принципы// Сов.музыка. 2010. № 4. С.68-74. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с. Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. – М., 2006. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. Каре А. История оркестровки. М.:Музыка, 2010. - 304 с. Клещев С. О методике воспитания пианистических движений // Сов.музыка. 2012.9.-С. 63-68. Коган Г. О «режиссерском» и «актёрском» начале в исполнительстве // Сов.музыка. 2014. № 5. С. 95-98. Коган Г. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 2010.-165 с. Когоутек Ц. Техника в композиции XX века. М.: Музыка, 2012. - 395 с. Колесников А. Акустические измерения. Л.-Судостроение, 2014. - 256 с. Королев Ю.Г. Ведущие исполнители на домре второй половины XX века: метод, пособие для студ. вузов культуры и искусств / Ю.Г. Королев ; КГУКИ. - Казань : Изд-во «ГранДан», 2003. - 27 с. Королев Ю.Г. Оркестровая литература: метод, пособие. Ч. 1 / Ю.Г. Королев; КГАКИ. - Казань, 1998. - 45 с. Королев Ю.Г. Сольное и оркестровое исполнительство на гуслях : метод, пособие / Ю.Г. Королев; КГУКИ. - Казань: ООО «Астория», 2007. - 29 с. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учеб. пособ. СПб.: Лань-Триада, 2012. - 960 с. Кузнецов Л. Акустика музыкальных инструментов. М.: Легпромбытиздат,2010. - 366 с. Леонов В. Целостный анализ звукоизЕлечения и звукообразования при игре на фаготе. Элиста: Калм.кн.изд-во,2013. -265 с. Музыкальная акустика. Изд.2-е. Ред.И.Гарбузова. М.: Музыка, 2013. - 236 с. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов. энцикл», 2011. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 2013. 383 с. Национальные инструменты народов России. Проблемы исполнительства: история, теория, методика : сборник статей / Российский Дом народного творчества ; ред.-сост.: Л. А. Богуславская, А. И. Цеп. -М„ 2007. -63 с. Немировский Л. Акустика физическая, физиологическая и музыкальная.- М.:Госиздат, 2014. 216 с. Павлоцкая В.Дачерович А.,Лукьянов А. Акустика и электроакустическая аппаратура. М.: Искусство, 2010. - 223 с. Панкевич Г. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2012. - 130 с. Пересада А. Справочник домриста: справочное издание/А. Пересада. - Краснодар: Краснодар, изд.-полиграф, произв. предприятие, 1993. - 399 с. Пистон У. Оркестровка. М.: Сов.композитор, 2011. - 464 с. Популярная музыка за рубежом: Иллюстрир. биобиблиографический справочник. 1928-1997 гг. / Ред. В. В. Ястребов. - Ульяновск: «Симбвестинфо», 1997. - 462 с. Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 2011. - 190 с. Пухначев Ю. Загадки звучащего металла. М.-Наука, 2012. - 127 с. Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 2010. -178 с. Разевский 3. Школа игры на инструментах. Рига, 2010. - 215 с. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. М.: Музыка, 2014. - T.I. Сабинина М. Шостакович симфонист. - М.: Myзыка, 2012.-476 с. Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе). М.: Музыка, 2014. - 126 с. Соколов А. Музыкальная композиция XX века; диалектика творчества. М.: My зыка, 2013. - 228 с. Соловцов А. Симфонические произведения Римского-Корсакова. М.: Госмузиздат, 2011. - 200 с. Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 2013. - 494 с. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АШ СССР, 2010. 335 с. Тейлор Ч. Физика музыкальных звуков. М.: Легкая индустрия, 2012. - 184 с. Усов Ю. От редактора-составителя // Вопросы музыкальной педагогики. М.: My зыка, 2014. - Вып.4. - С.3-5. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.:Музыка,2010. - 2-е изд. - 206 с. Усов, Артем Александрович. Сонаты для балалайки. История и современность: монография / А. А. Усов. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2009. - 177 с. Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с. Фант Г. Акустическая теория звукообразования.

Приложение

47.

Рассматривая состояние итальянского гитарного искусства в XX веке, в первую очередь следует назвать талантливого гитариста Л. Моццани (1868­1943), имя которого в Италии было известно и популярно, как исполнителя, педагога и композитора. Новое поколение итальянских гитаристов продол­жает традиции национальной школы. Среди молодых исполнителей извест­ны Д. Джульетти, М. Ганги, Ф. Орсолино, М. Гасбарон.

В Австрии широко известны имена двух гитаристок: Лолиты Тагор - внучки великого индийского поэта, философа и музыканта Рабиндраната Тагора, а также Луизы Валькер - педагога Государственной музыкальной академии в Вене.

Интересна и своеобразна история развития русского гитарного ис­кусства. В России шестиструнная гитара появилась в середине XVIII века. Ее завезли итальянские композиторы, служившие при дворе царицы- Екатерины второй - Джузеппе Сарти и Карло Каннобио. Распространению гитары в высших кругах русского общества способствовали и итальянские певцы и певицы, которые приезжали в Россию и выступали на придворной сцене.

Преподаванием игры на гитаре занимались оркестранты итальянской оперы в Петербурге. Позднее к ним присоединились французские музы­канты, которые эмигрировали после революции во Франции в 1789 году, а затем осевшие в русских городах и имениях в качестве преподавателей му­зыки и пения.

В начале XIX века семиструнная гитара терцового строя появилась в России. Под аккомпанемент гитары пели крупнейшие русские и иностран­ные певцы и певицы; пение под гитару процветало в цыганских хорах, на сценах драматических театров и на концертной эстраде48.

Автором первой русской школы игры на шести- и семиструнной ги­таре был чешский гитарист Игнац Гельд (1764-1816), жизнь и деятель­ность которого были связаны с Россией. Сторонником семиструнной гита­ры был русский гитарист и композитор Андрей Осипович Сихра (1773­1850). Имя этого энтузиаста было широко известно благодаря его много­численным переложениям для гитары произведений Моцарта, Буальдье, Россини, Вебера и Верди, а также русских композиторов до Глинки вклю­чительно. А. Сихра сочинил множество вариаций на русские песни, кото­рые в наши дни исчезли с концертной эстрады, но сохранились в педагоги­ческом репертуаре. Сам А. Сихра был отличным педагогом и игру семи­струнной гитаре пропагандировал через нотный журнал для гитары, кото­рый он издавал.

Преданным учеником А. Сихры был Семен Николаевич Аксенов (1784-1853), создатель романсов под аккомпанемент гитары. В своей шко­ле для семиструнной гитары он продолжил методические установки И. Гельда.


Крупным гитаристом-профессионалом стал еще один ученик А. Сихры - Василий Иванович Свинцов (умер около 1880 года), который успешно выступал, как солист и аккомпаниатор в Петербурге и в Москве.

Концерты выдающихся иностранных гитаристов-гастролеров затми­ли успех В. И. Свинцова и он был вынужден уехать в провинцию, где из­редка выступал в концертах и давал уроки. Он умер в бедности и был за­быт современниками.

Среди учеников А. Сихры было немало талантливых гитаристов- любителей (Ф. М. Циммерман, В. С. Саренко, В. И. Морков, П. Ф. Белоше- ин и другие), которые хорошо владели семиструнной гитарой и создавших для нее удачные переложения и оригинальные пьесы малых форм. Но ни­кто из них так и стал профессионалом49.

Время и условия русской жизни мало способствовали развитию про­фессионального гитарного исполнительства. Не удивительно, что даже у тех, кто отлично владел гитарой, не возникло желания целиком посвятить свою жизнь этому инструменту. У некоторых, наоборот, появлялось сожа­ление о бесполезно затраченном времени на совершенствование своей иг­ры. Грустно завершилась судьба выдающегося русского гитариста Михаи­ла Тимофеевича Высотского (1791-1837).

Будучи одаренным от природы музыкантом Высоцкий не мог не со­чинять для гитары. Лучшее, что было им создано - это вариации на рус­ские народные песни. Среда, в которой М. Т. Высотский жил в последние годы жизни, мало способствовала развитию его музыкального дарования. Он умер в бедности и нужде50.

Менялось отношение к гитаре и у композиторов. Наиболее значи­тельно проявил себя Б. В. Асафьев - советский ученый, академик и компо­зитор. В своих музыковедческих трудах он не раз упоминал о гитаре: Ги­тарные пьесы Б. Асафьева представляют собой наиболее интересный мате­риал, созданный отечественными композиторами для гитары в довоенное время.

В послевоенный период в России стали появляться новые исполни­тели. Среди них Александр Иванов-Крамской - выдающийся исполнитель и автор многих замечательных произведений, вплоть до концертов для ги­тары с оркестром. Иванов-Крамской, как и многие его предшественники, совмещал три амплуа - композитора, исполнителя, педагога. Он - автор многих замечательных произведений, вплоть до концертов для гитары с оркестром. А его удивительный красивый «Вальс» входит в репертуар лю­бого гитариста, будь то профессионал или любитель. У его сочинений сча­стливая судьба, почти все они исполняются.



Концертное творчество А. Иванова-Крамского необычайно широко - он играл и соло, и с оркестром, и с органом, и в дуэте со скрипкой, и в со­ставе квартетов и квинтетов.

Среди советских исполнителей известно имя ленинградского гитари­ста Л. Ф. Андронова - лауреата гитарных конкурсов. В его исполнении за­писан на грампластинку Концерт для гитары Б. В. Асафьева. Активно ве­дут концертно-исполнительскую деятельность талантливые гитаристы- семиструнники С. А. Сорокин и В. С. Сазонов, которые зарекомендовали себя не только как замечательные солисты, но и как чуткие аккомпаниато­ры. Сазонов являлся также автором школы для семиструнной гитары и многих переложений.

Из крупных произведений для гитары в это время известны: Концерт Н. С. Речминского, а также Соната В. Я. Шебалина. Эпизодически гитара использована во Второй симфонии А. Я. Эшпая.

В начале XX века к музыке развлекательного характера стали предъ­являться требования повышенной эмоциональной насыщенности, ритми­ческой остроты. Появились ансамбли и джаз - оркестры, в которых ис­пользовали новые инструменты. Не осталась в стороне и включающая в ансамбли гитара. Тонкости звучания классической гитары в новых услови­ях оказались ненужными. В танцевальных и джазовых оркестрах нашли применение новые разновидности гитары: гавайская и джаз-гитара. В по­следующие годы широкое распространение получила электрогитара, зву­ковой эффект которой достигается в результате электромагнитной индук­ции, возбуждаемой колебаниями металлических струн51.

Легкость овладения электрогитарой способствовала необычайно бы­строму ее распространению. Коммерческие предприятия на Западе, нала­дившие промышленное производство электрогитар, широко пропаганди­руют ее. Так, например, крупная итальянская фирма «Экко» рекламирует свои инструменты в тридцати странах.

Внедрение в музыкальную практику электрогитары не помешало распространению обычной гитары по всему земному шару. Гитарное ис­кусство не раз испытывало периоды подъема и упадка. Первый период расцвета игры на классической гитаре охватывает время с конца XVIII до 40-х годов XIX века. Этот период совпадает с бурным развитием инстру­ментальной музыки, появлением профессионалов-виртуозов: скрипачей, пианистов, виолончелистов, которые широко раскрыли возможности своих инструментов.

Гитарное искусство этого периода также было украшено именами знаменитых исполнителей, педагогов и композиторов, создавших ориги­нальных произведений для гитары соло и камерных ансамблей с участием гитары. Наиболее крупными авторами, сочинявшими для гитары, были Луиджи Боккерини (1743-1805), Антон Диабелли (1781-1858) и Николо Паганини (1782-1840), который был не только скрипачом-виртуозом, но и прекрасным гитаристом.


Новое слово в области гитарного искусства внес их современник и соотечественник Мауро Джулиани (1781-1828). Джулиани доказал воз­можность появления гитары на большой эстраде, как солирующего инст­румента, равноправного со скрипкой и фортепиано. Им были созданы кон­церты для гитары в сопровождении струнных квартетов.

Выдающимся гитаристом начала XIX века и автором сочинений для гитары был испанец Фернандо Сор (1778-1839), автор многих опер и бале­тов, которые ставились в Париже, Лондоне и в Москве. Его балетом «Санд­рильона» в 1825 году открылся в Москве Большой театр. Увлечение гитарой нашло отражение в творчестве композиторов - романтиков: Карла Мариа Вебера, Франца Шуберта, Людвига Шпора и других.

Гектор Берлиоз (1803-1869) в своем трактате по инструментовке го­ворил о гитаре как об инструменте, имеющем неповторимое обаяние и пригодном для передачи сложных многоголосых сочинений. Этот трактат появился в то время, когда гитарное искусство почти во всех европейских странах приходило в упадок. Ведущими инструментами на концертной эс­траде становились скрипка и рояль. В рецензиях того времени писалось о гитаре, что она «по незначительности тона и ограниченности технических средств, принадлежит к неблагороднейшим и незначительнейшим инстру­ментам ...»52.

Наступившие сумерки гитарного искусства в европейских странах наименее продолжительными оказались в Испании. Новый расцвет гитары совпал с возрождением национальной испанской музыкальной школы. Осно­воположником новой испанской музыки был композитор и пианист Исаак Альбенис (1860-1909). Его музыка была проникнута интонациями и ритмами народных песен и танцев, которые сопровождались игрой на гитаре. В фортепианных пьесах («Гранаде», «Легенде» и других Альбенис ярно отражал гитарную основу, что облегчало переложение этих пьес для гитары. Наибо­лее значительная роль в возрождении гитары принадлежала испанскому ги­таристу Франсиско Таррега (1852-1909). Его деятельность исполнителя, пе­дагога и автора гитарных пьес оказала громадное влияние на последующее поколения гитаристов53.

Одним из первых значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнном гитаре является Н. П. Макаров, До Н. Макарова мизинец правой руки гитариста участвовал в игре лишь эпизодически, а у него ми­зинец был разработан с остальными пальцами и полноправно участвовал в игре. Поэтому некоторые технические приемы, выработанные Н. Макаро­вым, и сейчас считаются чрезвычайно трудными для освоения и далеко не всем гитаристом удаются.


Наиболее удачной школой для семиструнной гитары, стала школа А. П. Соловьева. Он был видным гитаристом-педагогом, который возглавил кружок гитаристов в Москве. Энергично пропагандировал игру на семи­струнной гитаре. Ученик Соловьева В. А. Русанов (1866-1918) издавал журнал «Гитарист», а затем «Музыка гитариста», где освещалась жизнь русского и зарубежного гитарного искусства. Своими печатными работами о А. Сихре, М. Высоцком и других гитаристах В. А. Русанов стремился пробудить интерес к деятельности русских гитаристов прошлого и ратовал за необходимость музыкальной грамотности, которой у многих гитаристов явно недоставало. Другой ученик А. П. Соловьева М. Ф. Иванов (1889­1953), был автором книги о семиструнной гитаре, а также самоучителя, на­писанного совместно с В. М. Юрьевым.

Впервые годы Советской власти гитарное искусство занимало важ­ное место в массовой самодеятельной работе. Гитара в основном была то­гда аккомпанирующим инструментом, поэтому деятельность одного из та­лантливых гитаристов П. П. Агафошина проходила в очень нелегких усло­виях: К середине 20-х годов, когда в западных странах гитара была уже на подъеме, у нас в России считалась мещанским инструментом.

В 1928 году вышла книга П. П. Агафошина «Новое о гитаре», затем была издана школа игры на шестиструнной гитаре. Он преподавал гитару в музыкальном учебном заведении, составлял и издавал нотные сборники композиторов-классиков.

Гастроли в СССР А. Сеговии в 1926-1927, а также в 1935-1936 годах восстановили значение гитары, как концертного инструмента. Выступле­ния А. Сеговии взбудоражили умы советских гитаристов, вызвали ожив­ленные дискуссии и заставили задуматься о будущем гитарного искусства в нашей стране. Сеговия окончательно утвердил разработанный Таррегой способ игры на гитаре ногтями правой руки - до этого большинство гита­ристов играло подушечками пальцев. Ногтевой способ, доведенный Сего­вией до совершенства, позволил увеличить динамический диапазон гита­ры. Она стала слышна в больших концертных помещениях без микрофонов и усилителей - их тогда просто не было в залах.

Сеговия уточнил, как гитарист должен сидеть во время исполнения, как держать левую руку, как правую, как должны располагаться пальцы по отношению к струнам54.

Приезд Сеговии в Россию вызвал недоуменные вопросы, хотя кон­церты и прошли с большим успехом. Гастроли Сеговии не могли сразу же изменить отношение к гитаре. И все же гитара стала прокладывать себе дорогу в концертные залы.