Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов
1.1 Народные музыкальные инструменты
1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов
1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов
2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России
2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России
47.
Рассматривая состояние итальянского гитарного искусства в XX веке, в первую очередь следует назвать талантливого гитариста Л. Моццани (18681943), имя которого в Италии было известно и популярно, как исполнителя, педагога и композитора. Новое поколение итальянских гитаристов продолжает традиции национальной школы. Среди молодых исполнителей известны Д. Джульетти, М. Ганги, Ф. Орсолино, М. Гасбарон.
В Австрии широко известны имена двух гитаристок: Лолиты Тагор - внучки великого индийского поэта, философа и музыканта Рабиндраната Тагора, а также Луизы Валькер - педагога Государственной музыкальной академии в Вене.
Интересна и своеобразна история развития русского гитарного искусства. В России шестиструнная гитара появилась в середине XVIII века. Ее завезли итальянские композиторы, служившие при дворе царицы- Екатерины второй - Джузеппе Сарти и Карло Каннобио. Распространению гитары в высших кругах русского общества способствовали и итальянские певцы и певицы, которые приезжали в Россию и выступали на придворной сцене.
Преподаванием игры на гитаре занимались оркестранты итальянской оперы в Петербурге. Позднее к ним присоединились французские музыканты, которые эмигрировали после революции во Франции в 1789 году, а затем осевшие в русских городах и имениях в качестве преподавателей музыки и пения.
В начале XIX века семиструнная гитара терцового строя появилась в России. Под аккомпанемент гитары пели крупнейшие русские и иностранные певцы и певицы; пение под гитару процветало в цыганских хорах, на сценах драматических театров и на концертной эстраде48.
Автором первой русской школы игры на шести- и семиструнной гитаре был чешский гитарист Игнац Гельд (1764-1816), жизнь и деятельность которого были связаны с Россией. Сторонником семиструнной гитары был русский гитарист и композитор Андрей Осипович Сихра (17731850). Имя этого энтузиаста было широко известно благодаря его многочисленным переложениям для гитары произведений Моцарта, Буальдье, Россини, Вебера и Верди, а также русских композиторов до Глинки включительно. А. Сихра сочинил множество вариаций на русские песни, которые в наши дни исчезли с концертной эстрады, но сохранились в педагогическом репертуаре. Сам А. Сихра был отличным педагогом и игру семиструнной гитаре пропагандировал через нотный журнал для гитары, который он издавал.
Преданным учеником А. Сихры был Семен Николаевич Аксенов (1784-1853), создатель романсов под аккомпанемент гитары. В своей школе для семиструнной гитары он продолжил методические установки И. Гельда.
Крупным гитаристом-профессионалом стал еще один ученик А. Сихры - Василий Иванович Свинцов (умер около 1880 года), который успешно выступал, как солист и аккомпаниатор в Петербурге и в Москве.
Концерты выдающихся иностранных гитаристов-гастролеров затмили успех В. И. Свинцова и он был вынужден уехать в провинцию, где изредка выступал в концертах и давал уроки. Он умер в бедности и был забыт современниками.
Среди учеников А. Сихры было немало талантливых гитаристов- любителей (Ф. М. Циммерман, В. С. Саренко, В. И. Морков, П. Ф. Белоше- ин и другие), которые хорошо владели семиструнной гитарой и создавших для нее удачные переложения и оригинальные пьесы малых форм. Но никто из них так и стал профессионалом49.
Время и условия русской жизни мало способствовали развитию профессионального гитарного исполнительства. Не удивительно, что даже у тех, кто отлично владел гитарой, не возникло желания целиком посвятить свою жизнь этому инструменту. У некоторых, наоборот, появлялось сожаление о бесполезно затраченном времени на совершенствование своей игры. Грустно завершилась судьба выдающегося русского гитариста Михаила Тимофеевича Высотского (1791-1837).
Будучи одаренным от природы музыкантом Высоцкий не мог не сочинять для гитары. Лучшее, что было им создано - это вариации на русские народные песни. Среда, в которой М. Т. Высотский жил в последние годы жизни, мало способствовала развитию его музыкального дарования. Он умер в бедности и нужде50.
Менялось отношение к гитаре и у композиторов. Наиболее значительно проявил себя Б. В. Асафьев - советский ученый, академик и композитор. В своих музыковедческих трудах он не раз упоминал о гитаре: Гитарные пьесы Б. Асафьева представляют собой наиболее интересный материал, созданный отечественными композиторами для гитары в довоенное время.
В послевоенный период в России стали появляться новые исполнители. Среди них Александр Иванов-Крамской - выдающийся исполнитель и автор многих замечательных произведений, вплоть до концертов для гитары с оркестром. Иванов-Крамской, как и многие его предшественники, совмещал три амплуа - композитора, исполнителя, педагога. Он - автор многих замечательных произведений, вплоть до концертов для гитары с оркестром. А его удивительный красивый «Вальс» входит в репертуар любого гитариста, будь то профессионал или любитель. У его сочинений счастливая судьба, почти все они исполняются.
Концертное творчество А. Иванова-Крамского необычайно широко - он играл и соло, и с оркестром, и с органом, и в дуэте со скрипкой, и в составе квартетов и квинтетов.
Среди советских исполнителей известно имя ленинградского гитариста Л. Ф. Андронова - лауреата гитарных конкурсов. В его исполнении записан на грампластинку Концерт для гитары Б. В. Асафьева. Активно ведут концертно-исполнительскую деятельность талантливые гитаристы- семиструнники С. А. Сорокин и В. С. Сазонов, которые зарекомендовали себя не только как замечательные солисты, но и как чуткие аккомпаниаторы. Сазонов являлся также автором школы для семиструнной гитары и многих переложений.
Из крупных произведений для гитары в это время известны: Концерт Н. С. Речминского, а также Соната В. Я. Шебалина. Эпизодически гитара использована во Второй симфонии А. Я. Эшпая.
В начале XX века к музыке развлекательного характера стали предъявляться требования повышенной эмоциональной насыщенности, ритмической остроты. Появились ансамбли и джаз - оркестры, в которых использовали новые инструменты. Не осталась в стороне и включающая в ансамбли гитара. Тонкости звучания классической гитары в новых условиях оказались ненужными. В танцевальных и джазовых оркестрах нашли применение новые разновидности гитары: гавайская и джаз-гитара. В последующие годы широкое распространение получила электрогитара, звуковой эффект которой достигается в результате электромагнитной индукции, возбуждаемой колебаниями металлических струн51.
Легкость овладения электрогитарой способствовала необычайно быстрому ее распространению. Коммерческие предприятия на Западе, наладившие промышленное производство электрогитар, широко пропагандируют ее. Так, например, крупная итальянская фирма «Экко» рекламирует свои инструменты в тридцати странах.
Внедрение в музыкальную практику электрогитары не помешало распространению обычной гитары по всему земному шару. Гитарное искусство не раз испытывало периоды подъема и упадка. Первый период расцвета игры на классической гитаре охватывает время с конца XVIII до 40-х годов XIX века. Этот период совпадает с бурным развитием инструментальной музыки, появлением профессионалов-виртуозов: скрипачей, пианистов, виолончелистов, которые широко раскрыли возможности своих инструментов.
Гитарное искусство этого периода также было украшено именами знаменитых исполнителей, педагогов и композиторов, создавших оригинальных произведений для гитары соло и камерных ансамблей с участием гитары. Наиболее крупными авторами, сочинявшими для гитары, были Луиджи Боккерини (1743-1805), Антон Диабелли (1781-1858) и Николо Паганини (1782-1840), который был не только скрипачом-виртуозом, но и прекрасным гитаристом.
Новое слово в области гитарного искусства внес их современник и соотечественник Мауро Джулиани (1781-1828). Джулиани доказал возможность появления гитары на большой эстраде, как солирующего инструмента, равноправного со скрипкой и фортепиано. Им были созданы концерты для гитары в сопровождении струнных квартетов.
Выдающимся гитаристом начала XIX века и автором сочинений для гитары был испанец Фернандо Сор (1778-1839), автор многих опер и балетов, которые ставились в Париже, Лондоне и в Москве. Его балетом «Сандрильона» в 1825 году открылся в Москве Большой театр. Увлечение гитарой нашло отражение в творчестве композиторов - романтиков: Карла Мариа Вебера, Франца Шуберта, Людвига Шпора и других.
Гектор Берлиоз (1803-1869) в своем трактате по инструментовке говорил о гитаре как об инструменте, имеющем неповторимое обаяние и пригодном для передачи сложных многоголосых сочинений. Этот трактат появился в то время, когда гитарное искусство почти во всех европейских странах приходило в упадок. Ведущими инструментами на концертной эстраде становились скрипка и рояль. В рецензиях того времени писалось о гитаре, что она «по незначительности тона и ограниченности технических средств, принадлежит к неблагороднейшим и незначительнейшим инструментам ...»52.
Наступившие сумерки гитарного искусства в европейских странах наименее продолжительными оказались в Испании. Новый расцвет гитары совпал с возрождением национальной испанской музыкальной школы. Основоположником новой испанской музыки был композитор и пианист Исаак Альбенис (1860-1909). Его музыка была проникнута интонациями и ритмами народных песен и танцев, которые сопровождались игрой на гитаре. В фортепианных пьесах («Гранаде», «Легенде» и других Альбенис ярно отражал гитарную основу, что облегчало переложение этих пьес для гитары. Наиболее значительная роль в возрождении гитары принадлежала испанскому гитаристу Франсиско Таррега (1852-1909). Его деятельность исполнителя, педагога и автора гитарных пьес оказала громадное влияние на последующее поколения гитаристов53.
Одним из первых значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнном гитаре является Н. П. Макаров, До Н. Макарова мизинец правой руки гитариста участвовал в игре лишь эпизодически, а у него мизинец был разработан с остальными пальцами и полноправно участвовал в игре. Поэтому некоторые технические приемы, выработанные Н. Макаровым, и сейчас считаются чрезвычайно трудными для освоения и далеко не всем гитаристом удаются.
Наиболее удачной школой для семиструнной гитары, стала школа А. П. Соловьева. Он был видным гитаристом-педагогом, который возглавил кружок гитаристов в Москве. Энергично пропагандировал игру на семиструнной гитаре. Ученик Соловьева В. А. Русанов (1866-1918) издавал журнал «Гитарист», а затем «Музыка гитариста», где освещалась жизнь русского и зарубежного гитарного искусства. Своими печатными работами о А. Сихре, М. Высоцком и других гитаристах В. А. Русанов стремился пробудить интерес к деятельности русских гитаристов прошлого и ратовал за необходимость музыкальной грамотности, которой у многих гитаристов явно недоставало. Другой ученик А. П. Соловьева М. Ф. Иванов (18891953), был автором книги о семиструнной гитаре, а также самоучителя, написанного совместно с В. М. Юрьевым.
Впервые годы Советской власти гитарное искусство занимало важное место в массовой самодеятельной работе. Гитара в основном была тогда аккомпанирующим инструментом, поэтому деятельность одного из талантливых гитаристов П. П. Агафошина проходила в очень нелегких условиях: К середине 20-х годов, когда в западных странах гитара была уже на подъеме, у нас в России считалась мещанским инструментом.
В 1928 году вышла книга П. П. Агафошина «Новое о гитаре», затем была издана школа игры на шестиструнной гитаре. Он преподавал гитару в музыкальном учебном заведении, составлял и издавал нотные сборники композиторов-классиков.
Гастроли в СССР А. Сеговии в 1926-1927, а также в 1935-1936 годах восстановили значение гитары, как концертного инструмента. Выступления А. Сеговии взбудоражили умы советских гитаристов, вызвали оживленные дискуссии и заставили задуматься о будущем гитарного искусства в нашей стране. Сеговия окончательно утвердил разработанный Таррегой способ игры на гитаре ногтями правой руки - до этого большинство гитаристов играло подушечками пальцев. Ногтевой способ, доведенный Сеговией до совершенства, позволил увеличить динамический диапазон гитары. Она стала слышна в больших концертных помещениях без микрофонов и усилителей - их тогда просто не было в залах.
Сеговия уточнил, как гитарист должен сидеть во время исполнения, как держать левую руку, как правую, как должны располагаться пальцы по отношению к струнам54.
Приезд Сеговии в Россию вызвал недоуменные вопросы, хотя концерты и прошли с большим успехом. Гастроли Сеговии не могли сразу же изменить отношение к гитаре. И все же гитара стала прокладывать себе дорогу в концертные залы.
Рассматривая состояние итальянского гитарного искусства в XX веке, в первую очередь следует назвать талантливого гитариста Л. Моццани (18681943), имя которого в Италии было известно и популярно, как исполнителя, педагога и композитора. Новое поколение итальянских гитаристов продолжает традиции национальной школы. Среди молодых исполнителей известны Д. Джульетти, М. Ганги, Ф. Орсолино, М. Гасбарон.
В Австрии широко известны имена двух гитаристок: Лолиты Тагор - внучки великого индийского поэта, философа и музыканта Рабиндраната Тагора, а также Луизы Валькер - педагога Государственной музыкальной академии в Вене.
Интересна и своеобразна история развития русского гитарного искусства. В России шестиструнная гитара появилась в середине XVIII века. Ее завезли итальянские композиторы, служившие при дворе царицы- Екатерины второй - Джузеппе Сарти и Карло Каннобио. Распространению гитары в высших кругах русского общества способствовали и итальянские певцы и певицы, которые приезжали в Россию и выступали на придворной сцене.
Преподаванием игры на гитаре занимались оркестранты итальянской оперы в Петербурге. Позднее к ним присоединились французские музыканты, которые эмигрировали после революции во Франции в 1789 году, а затем осевшие в русских городах и имениях в качестве преподавателей музыки и пения.
В начале XIX века семиструнная гитара терцового строя появилась в России. Под аккомпанемент гитары пели крупнейшие русские и иностранные певцы и певицы; пение под гитару процветало в цыганских хорах, на сценах драматических театров и на концертной эстраде48.
Автором первой русской школы игры на шести- и семиструнной гитаре был чешский гитарист Игнац Гельд (1764-1816), жизнь и деятельность которого были связаны с Россией. Сторонником семиструнной гитары был русский гитарист и композитор Андрей Осипович Сихра (17731850). Имя этого энтузиаста было широко известно благодаря его многочисленным переложениям для гитары произведений Моцарта, Буальдье, Россини, Вебера и Верди, а также русских композиторов до Глинки включительно. А. Сихра сочинил множество вариаций на русские песни, которые в наши дни исчезли с концертной эстрады, но сохранились в педагогическом репертуаре. Сам А. Сихра был отличным педагогом и игру семиструнной гитаре пропагандировал через нотный журнал для гитары, который он издавал.
Преданным учеником А. Сихры был Семен Николаевич Аксенов (1784-1853), создатель романсов под аккомпанемент гитары. В своей школе для семиструнной гитары он продолжил методические установки И. Гельда.
Крупным гитаристом-профессионалом стал еще один ученик А. Сихры - Василий Иванович Свинцов (умер около 1880 года), который успешно выступал, как солист и аккомпаниатор в Петербурге и в Москве.
Концерты выдающихся иностранных гитаристов-гастролеров затмили успех В. И. Свинцова и он был вынужден уехать в провинцию, где изредка выступал в концертах и давал уроки. Он умер в бедности и был забыт современниками.
Среди учеников А. Сихры было немало талантливых гитаристов- любителей (Ф. М. Циммерман, В. С. Саренко, В. И. Морков, П. Ф. Белоше- ин и другие), которые хорошо владели семиструнной гитарой и создавших для нее удачные переложения и оригинальные пьесы малых форм. Но никто из них так и стал профессионалом49.
Время и условия русской жизни мало способствовали развитию профессионального гитарного исполнительства. Не удивительно, что даже у тех, кто отлично владел гитарой, не возникло желания целиком посвятить свою жизнь этому инструменту. У некоторых, наоборот, появлялось сожаление о бесполезно затраченном времени на совершенствование своей игры. Грустно завершилась судьба выдающегося русского гитариста Михаила Тимофеевича Высотского (1791-1837).
Будучи одаренным от природы музыкантом Высоцкий не мог не сочинять для гитары. Лучшее, что было им создано - это вариации на русские народные песни. Среда, в которой М. Т. Высотский жил в последние годы жизни, мало способствовала развитию его музыкального дарования. Он умер в бедности и нужде50.
Менялось отношение к гитаре и у композиторов. Наиболее значительно проявил себя Б. В. Асафьев - советский ученый, академик и композитор. В своих музыковедческих трудах он не раз упоминал о гитаре: Гитарные пьесы Б. Асафьева представляют собой наиболее интересный материал, созданный отечественными композиторами для гитары в довоенное время.
В послевоенный период в России стали появляться новые исполнители. Среди них Александр Иванов-Крамской - выдающийся исполнитель и автор многих замечательных произведений, вплоть до концертов для гитары с оркестром. Иванов-Крамской, как и многие его предшественники, совмещал три амплуа - композитора, исполнителя, педагога. Он - автор многих замечательных произведений, вплоть до концертов для гитары с оркестром. А его удивительный красивый «Вальс» входит в репертуар любого гитариста, будь то профессионал или любитель. У его сочинений счастливая судьба, почти все они исполняются.
Концертное творчество А. Иванова-Крамского необычайно широко - он играл и соло, и с оркестром, и с органом, и в дуэте со скрипкой, и в составе квартетов и квинтетов.
Среди советских исполнителей известно имя ленинградского гитариста Л. Ф. Андронова - лауреата гитарных конкурсов. В его исполнении записан на грампластинку Концерт для гитары Б. В. Асафьева. Активно ведут концертно-исполнительскую деятельность талантливые гитаристы- семиструнники С. А. Сорокин и В. С. Сазонов, которые зарекомендовали себя не только как замечательные солисты, но и как чуткие аккомпаниаторы. Сазонов являлся также автором школы для семиструнной гитары и многих переложений.
Из крупных произведений для гитары в это время известны: Концерт Н. С. Речминского, а также Соната В. Я. Шебалина. Эпизодически гитара использована во Второй симфонии А. Я. Эшпая.
В начале XX века к музыке развлекательного характера стали предъявляться требования повышенной эмоциональной насыщенности, ритмической остроты. Появились ансамбли и джаз - оркестры, в которых использовали новые инструменты. Не осталась в стороне и включающая в ансамбли гитара. Тонкости звучания классической гитары в новых условиях оказались ненужными. В танцевальных и джазовых оркестрах нашли применение новые разновидности гитары: гавайская и джаз-гитара. В последующие годы широкое распространение получила электрогитара, звуковой эффект которой достигается в результате электромагнитной индукции, возбуждаемой колебаниями металлических струн51.
Легкость овладения электрогитарой способствовала необычайно быстрому ее распространению. Коммерческие предприятия на Западе, наладившие промышленное производство электрогитар, широко пропагандируют ее. Так, например, крупная итальянская фирма «Экко» рекламирует свои инструменты в тридцати странах.
Внедрение в музыкальную практику электрогитары не помешало распространению обычной гитары по всему земному шару. Гитарное искусство не раз испытывало периоды подъема и упадка. Первый период расцвета игры на классической гитаре охватывает время с конца XVIII до 40-х годов XIX века. Этот период совпадает с бурным развитием инструментальной музыки, появлением профессионалов-виртуозов: скрипачей, пианистов, виолончелистов, которые широко раскрыли возможности своих инструментов.
Гитарное искусство этого периода также было украшено именами знаменитых исполнителей, педагогов и композиторов, создавших оригинальных произведений для гитары соло и камерных ансамблей с участием гитары. Наиболее крупными авторами, сочинявшими для гитары, были Луиджи Боккерини (1743-1805), Антон Диабелли (1781-1858) и Николо Паганини (1782-1840), который был не только скрипачом-виртуозом, но и прекрасным гитаристом.
Новое слово в области гитарного искусства внес их современник и соотечественник Мауро Джулиани (1781-1828). Джулиани доказал возможность появления гитары на большой эстраде, как солирующего инструмента, равноправного со скрипкой и фортепиано. Им были созданы концерты для гитары в сопровождении струнных квартетов.
Выдающимся гитаристом начала XIX века и автором сочинений для гитары был испанец Фернандо Сор (1778-1839), автор многих опер и балетов, которые ставились в Париже, Лондоне и в Москве. Его балетом «Сандрильона» в 1825 году открылся в Москве Большой театр. Увлечение гитарой нашло отражение в творчестве композиторов - романтиков: Карла Мариа Вебера, Франца Шуберта, Людвига Шпора и других.
Гектор Берлиоз (1803-1869) в своем трактате по инструментовке говорил о гитаре как об инструменте, имеющем неповторимое обаяние и пригодном для передачи сложных многоголосых сочинений. Этот трактат появился в то время, когда гитарное искусство почти во всех европейских странах приходило в упадок. Ведущими инструментами на концертной эстраде становились скрипка и рояль. В рецензиях того времени писалось о гитаре, что она «по незначительности тона и ограниченности технических средств, принадлежит к неблагороднейшим и незначительнейшим инструментам ...»52.
Наступившие сумерки гитарного искусства в европейских странах наименее продолжительными оказались в Испании. Новый расцвет гитары совпал с возрождением национальной испанской музыкальной школы. Основоположником новой испанской музыки был композитор и пианист Исаак Альбенис (1860-1909). Его музыка была проникнута интонациями и ритмами народных песен и танцев, которые сопровождались игрой на гитаре. В фортепианных пьесах («Гранаде», «Легенде» и других Альбенис ярно отражал гитарную основу, что облегчало переложение этих пьес для гитары. Наиболее значительная роль в возрождении гитары принадлежала испанскому гитаристу Франсиско Таррега (1852-1909). Его деятельность исполнителя, педагога и автора гитарных пьес оказала громадное влияние на последующее поколения гитаристов53.
Одним из первых значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнном гитаре является Н. П. Макаров, До Н. Макарова мизинец правой руки гитариста участвовал в игре лишь эпизодически, а у него мизинец был разработан с остальными пальцами и полноправно участвовал в игре. Поэтому некоторые технические приемы, выработанные Н. Макаровым, и сейчас считаются чрезвычайно трудными для освоения и далеко не всем гитаристом удаются.
Наиболее удачной школой для семиструнной гитары, стала школа А. П. Соловьева. Он был видным гитаристом-педагогом, который возглавил кружок гитаристов в Москве. Энергично пропагандировал игру на семиструнной гитаре. Ученик Соловьева В. А. Русанов (1866-1918) издавал журнал «Гитарист», а затем «Музыка гитариста», где освещалась жизнь русского и зарубежного гитарного искусства. Своими печатными работами о А. Сихре, М. Высоцком и других гитаристах В. А. Русанов стремился пробудить интерес к деятельности русских гитаристов прошлого и ратовал за необходимость музыкальной грамотности, которой у многих гитаристов явно недоставало. Другой ученик А. П. Соловьева М. Ф. Иванов (18891953), был автором книги о семиструнной гитаре, а также самоучителя, написанного совместно с В. М. Юрьевым.
Впервые годы Советской власти гитарное искусство занимало важное место в массовой самодеятельной работе. Гитара в основном была тогда аккомпанирующим инструментом, поэтому деятельность одного из талантливых гитаристов П. П. Агафошина проходила в очень нелегких условиях: К середине 20-х годов, когда в западных странах гитара была уже на подъеме, у нас в России считалась мещанским инструментом.
В 1928 году вышла книга П. П. Агафошина «Новое о гитаре», затем была издана школа игры на шестиструнной гитаре. Он преподавал гитару в музыкальном учебном заведении, составлял и издавал нотные сборники композиторов-классиков.
Гастроли в СССР А. Сеговии в 1926-1927, а также в 1935-1936 годах восстановили значение гитары, как концертного инструмента. Выступления А. Сеговии взбудоражили умы советских гитаристов, вызвали оживленные дискуссии и заставили задуматься о будущем гитарного искусства в нашей стране. Сеговия окончательно утвердил разработанный Таррегой способ игры на гитаре ногтями правой руки - до этого большинство гитаристов играло подушечками пальцев. Ногтевой способ, доведенный Сеговией до совершенства, позволил увеличить динамический диапазон гитары. Она стала слышна в больших концертных помещениях без микрофонов и усилителей - их тогда просто не было в залах.
Сеговия уточнил, как гитарист должен сидеть во время исполнения, как держать левую руку, как правую, как должны располагаться пальцы по отношению к струнам54.
Приезд Сеговии в Россию вызвал недоуменные вопросы, хотя концерты и прошли с большим успехом. Гастроли Сеговии не могли сразу же изменить отношение к гитаре. И все же гитара стала прокладывать себе дорогу в концертные залы.