ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 769
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (РУПД)
Тема 2. Описание слова в словарях
Модуль 2. Лексическая семантика
Тема 3. Лексическое значение слова
Модуль 3. Словарный состав русского языка
Тема 6. Стратификация русской лексики.
6.0. Введение в социолингвистический аспект изучения лексики
6.1. Русская лексика с точки зрения происхождения
6.2. Русская лексика с точки зрения активности употребления
6.3. Русская лексика с точки зрения сферы употребления
6.4. Русская лексика с точки зрения функционально-стилистической
Модуль 4. Русская лексика и фразеология в аспекте культуры
Тема 8. Лингвокультурологический аспект русской лексики и фразеологии
В) Синтаксически обусловленные значения. Так обычно называют значения, реализующиеся в определенной синтаксической функции (в роли определенного члена предложения). В.В. Виноградов отмечает, что «синтаксические свойства слова как члена предложения здесь как бы включены в его семантическую характеристику». Чаще всего сюда относят значения имен существительных в предикативной (или полупредикативной) функции (сказуемого, приложения, обращения). Примеры: Он настоящий медведь. Ворона, билет потерял. А теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться.
Как правило, это экспрессивные, оценочные значения (Кони — загляденье! Грибы — объеденье! Молодец, справился), поэтому В.В. Виноградов называет их еще предикативно-характеризующими.
Поскольку предикативная функция таких слов вторична, реализация такого значения в непредикативной функции невозможна. Если слова с синтаксически связанным значением все же употребляются в непредикативной функции (подлежащего или дополнения), они обычно сопровождаются определяющим местоимением, которое подчеркивает вторичность номинации: Видел я этого балбеса, Какой-то негодяй додумался свет погасить, Этих петухов не унять.
Ср. также:
- Пароход накренили, черти драповые.
Черти смиренно переваливаются на другой борт, а оттуда их снова гонят, как баранов. (М. Гор.)
Ясно, что в обоих случаях слово ЧЕРТИ употреблено переносно, характерологически и является синтаксически связанным. Но в первом случае это значение выявляется отчетливо благодаря типичной для синтаксически обусловленного значения функции, а во втором для реализации именно переносного значения требуется предшествующее употребление.
Таким образом, одно и то же значение слова может быть охарактеризовано по разным параметрам. Например, слово ДОМ (по приведенной классификации):
1-е значение («здание, строение для жилья человека»): 1) виртуальное, 2) узуальное, 3) номинативное (идентифицирующее), 4) денотативное, 5) непроизводное, исходное для 2-го, 6) немотивированное, 7) прямое, 8) обиходное, конкретное, 9) синонимическое (к слову здание), 10) свободное.
2-е значение («семья, проживающая вместе»): 1) виртуальное, 2) узуальное, 3) номинативное, 4) денотативное, 5) производное от 1-го (метонимическое), 6) мотивированное (семантически), 7) прямое, 8) обиходное, конкретное, 9) синонимическое (к слову семья), 10. свободное.
3-е значение («род, династия»): 1) виртуальное, 2) узуальное, 3) номинативное, 4) денотативное, 5) производное от 2-го (сужение), 6) мотивированное (семантическая мотивация), 7) прямое, 8) обиходное, конкретное, 9) синонимическое (к словам род, династия, 10) конструктивно обусловленное (какой или кого-чего).
4-е значение («учреждение, заведение культурно-бытового или торгового назначения»): 1) виртуальное, 2) узуальное, 3) номинативное, 4) денотативное, 5) производное от 1-го (метонимическое), 6) мотивированное (семантически), 7) прямое, 8) обиходное, отвлеченное, 9) синонимическое (к словам учреждение, заведение, дело), 10) конструктивно обусловленное (какой или чего-кого).
Итак, семантический аспект изучения слова особенно важен в курсе лексикологии. На семантике основаны и системные связи между словами, которые мы рассмотрим в следующей теме.
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое лексическое значение (ЛЗ)? В чем заключается основное отличие ЛЗ от грамматического? -
Какие факторы определяют ЛЗ? -
Что такое денотат (референт) и сигнификат? -
Что такое коннотация? Какова роль коннотативных компонентов значения? -
В чем заключается методика компонентного (семного) анализа? -
Что такое сема? Какова иерархия сем? Что такое потенциальная сема? -
Что такое полисемия? Как она возникает? -
Каковы способы изменения ЛЗ (семантической деривации)? -
Что такое метафора и метонимия? -
Какова типология лексических значений? Какой вклад в классификацию ЛЗ внес В.В. Виноградов?
ЛИТЕРАТУРА
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика // Избранные труды, т.1. М.,1995, гл.1,2.
Васильев Л. М.. Современная лингвистическая семантика. – М., 1990; 2-е изд.- М., 2009.
Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Современный русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Хрестоматия. – СПб., 2002. - Текст № 12. – С. 99-104.
Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. - М.,2000. - Раздел 2, гл. 2,3, 5.
Крысин Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. 2-е изд. – М., 2009. - §14-31.- С. 30-64.
Новиков Л.А. Семантика русского языка. – М., 1982.
Стернин И.А. Лексическое значение слова в языке и речи. – Воронеж, 1985.
Уфимцева А. А.. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. – М., 2010.
Шмелев Д. Н.. Проблемы семантического анализа лексики. – М., 2008.
Тема 4. Лексика как система
4.1. Виды лексико-семантических связей слов. 4.2. Лексическая парадигматика. Типы оппозиций. 4.3. Лексическая синтагматика. 4.4. Лексико-семантические группы и тематические группы слов.
4.1. Виды лексико-семантических связей слов
Ономасиологический аспект изучения слова. Понятие лексики как системы. Виды системных связей в лексике. Парадигматические отношения в лексике. Синтагматические отношения в лексике. Вопрос о деривационных отношениях в лексике. Эпидигматика как вид дериватики.
Мы рассмотрели первый аспект изучения слова в лексикологии — семантический, т.е. познакомились с ее разделом — семасиологией, с такими ее единицами, как сема, семема и семантема.
Как уже отмечалось, подход к изучению слова, его семантики, может быть семасиологическим (от знака к смыслу) и ономасиологическим (от смысла к знаку). Первый предполагает ответ на вопрос: что данный знак (слово) означает? Это, таким образом, семантический анализ слова. Второй связан с номинацией, названием, т.е. с ответом на вопрос: как обозначается данное понятие? Это, таким образом, семантический синтез. При этом одно и то же понятие может быть названо разными знаками, что предполагает группировки слов, включение слова в определенную систему. Поэтому ономасиологический аспект можно назвать также системным.
Системный аспект изучения слова тесно связан с предыдущим, семантическим, т.к. опирается в первую очередь на семантические отношения между словами. Что же такое система в лексике? Соотнесем сначала это понятие с понятием системы языка и — шире — с понятием вообще системы.
Система — это совокупность элементов, связанных между собой устойчивыми отношениями и образующих внутренне организованное единое целое.
Выделим три основных положения в понимании системы:
-
внутренняя организация элементов (иерархия); -
взаимообусловленность; -
взаимосвязанность элементов.
При этом ясно, что элементов (единиц системы) должно быть несколько (совокупность), как минимум — два.
Что же такое — языковая система?
Языковая система — это внутренне организованная совокупность его элементов (т.е. языковых единиц), связанных определенными инвариантными (= устойчивыми) отношениями.
Системные отношения пронизывают каждый языковой уровень: фонетический, грамматический, в том числе и лексический, но лексическая система стала разрабатываться и описываться относительно недавно, во второй половине XX века, хотя высказывания относительно того, что лексика — это тоже система, существовали и раньше. Например, академик М.М. Покровский еще в 1895 г. в работе «Семасиологические исследования в области древних языков» писал: «Слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, но соединяются (в нашем сознании) в различные группы, причем основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению». Через полвека другой академик, В.В. Виноградов, напишет: «Всякий раз, когда новое значение включается в лексическую систему языка, оно вступает в связи и во взаимоотношение с другими элементами сложной и разветвленной структуры языка» (см. его работу «Основные типы лексических значений слова»). Спустя еще несколько десятилетий стали появляться работы, специально посвященные системным отношениям в лексике. В них наметилось два подхода к изучению лексики как системы: 1) как совокупности слов, противопоставленных по каким-либо признакам (например, по происхождению или сфере употребления), т.е. подход классификационный, или стратификационный (распределительный), который мы рассмотрим позднее; 2) как систему семантических взаимоотношений, с которой мы и познакомимся. Наиболее подробно этот аспект лексикологии описан в работах Д.Н. Шмелева, Л.А. Новикова, Ю.Д. Апресяна, Э.В. Кузнецовой, А.И. Стернина и др. (см. список литературы).
Единицей лексической системы языка в обоих смыслах является слово в одном из своих значений (ЛСВ), ЛЗ которого (семема), в свою очередь, представляет собой совокупность, множество элементарных смыслов (сем). Таким образом, элементарной единицей лексико-семантической системы языка является сема. Взаимосвязанность и взаимообусловленность таких элементарных смыслов можно показать на примере следующего диалога (из популярной книги Л. Сахарного «К тайнам мысли и слова»):
- Что означает слово СТУЛ?
- То, на чем сидят.
- Но то же — ТАБУРЕТ?
- СТУЛ — предмет мебели со спинкой.
- А КРЕСЛО?
- СТУЛ — предмет мебели для сидения, со спинкой,