Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 457
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Руководитель и его функции
1.3. Лидерство. Различие между лидером и руководителем.
2.1. Стили управления и стиль руководства
2.3. Матрица стилей управления
2.3. Стиль руководства по мнению Питера Друкера в ХХI веке
3. Анализ стиля руководства применяемый в МУП «Кино-град»
3.1. Характеристика предприятия
3.2. Штатное расписание и должностные обязанности сотрудников.
ВВЕДЕНИЕ
В наше время от руководителя предприятия зависит сможет предприятие получать доход и быть прибыльным, или станет убыточным и закроется. Менеджер не только руководит предприятием, но и создает благоприятный морально психологический климат. Для более эффективной работы предприятия каждый руководитель ставит для себя вопрос: какой стиль управления применять ему в каждой конкретной ситуации?
В данной курсовой работе исследуем: стили руководства. Для этого рассмотрим отношения руководителя и подчинённых, влияния характеров (подчинённого и руководителя) и ситуации. Рассмотрим в качестве примеров ситуации, которые произошли на предприятии.
Ставим задачи для достижения этой цели:
1.Расмотрим руководителя и его функции.
2.Для эффективной работы предприятия какие качества должны быть у руководителя.
3.Может ли быть руководитель лидером?
4.Рассмотрим стили и модели руководства.
5.Проанализируем стиль руководства, применяемый на предприятии.
6.Сделаем выводы
Работа написана на 60 страницах, проиллюстрирована 1 схемой и 5 таблицами.
1.1. Руководитель и его функции
В наше время суть работы руководителя сводится к выполнению ряда представительских функций, можно выделить стратегическую, экспертно- инновационную и административную, коммуникационную, социальную.
Качества руководителя в разных ситуациях и на разных уровнях управления имеют неодинаковое значение. В период создания и перестройки предприятия нужны руководители- лидеры с организационной жилкой. В период стабильности-плановики с хорошей административной хваткой.
На различных уровнях в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей:
Высшего, среднего и низшего звена.
Основные задачи высших руководителей:
В определении ее миссии, ценностей, политики, стандартов деятельности, формирования структуры и системы управления, представительства. Высшее руководства реализуется в составе команды, которую подбирает он сам (занимающий свою должность на основании трудового договора или контракта с собственником - государством, акционерами, пайщиками) и несущий полную ответственность за состояние и результаты работы. С юридической точки зрения в обязанности руководителя входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом, и др. документами; распоряжение (на определенных условиях) имуществом и средствами; заключение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчинённых и др.[3, ст.370]
Руководители среднего звена (подразделений и предприятий, входящих в данную организацию) назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут ответственность перед ними за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Через подчиненных руководителей они управляют деятельностью своих подразделений. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы, поощрять и наказывать своих подчинённых. Отношение к ним в современной теории управления негативное, и при любой возможности предприятия на Западе идут на их сокращение.
Руководители низшего звена - бригад, участков, групп и пр., работают уже непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их работу.[3, ст.371]
Учение Минцберга связано только с высшими менеджерами, роли которые он определил можно рассматривать шире. Исследование можно отнести к ролям менеджеров на всех уровнях, хотя важность отдельных ролей будет различаться. Овладеть этими ролями очень важно для менеджера.
Три вида управленческих ролей имеют важное значение для практикующих менеджеров выделенных Минцбергом.
- Тот факт, что три основных роли можно подразделить на десять различных, но все же взаимосвязанных ролей-показывают сколь многообразный характер носит деятельность менеджера. Оценка числа и разнообразия этих ролей помогает понять, почему их деятельность очень сложна и почему так много перспективных менеджеров терпят неудачу. Когда они достигли высоко управленческого уровня.
- Если менеджер или его команда не могут успешно исполнять эти роли, то они не смогут правильно функционировать. Немногие менеджеры способны быть в равной степени знатоками всех десяти ролей, то для обеспечения индивидуального успеха менеджера и всей группы следует развивать команды, чтобы поддержать менеджеров в исполнении всех ролей.
- Поскольку менеджерам требуется значительное время. Чтобы исполнять все десять ролей, то даже при активной поддержка хорошей команды они должны эффективно управлять своим временем.[2, ст.21-22]
В последнее время выделяют четыре важнейших функции, которые наиболее верно представляют управленческие обязанности:
- Планирование включает определение руководства бизнесом путем установления целей и разработки стратегии, необходимой для достижения этих целей.
- Организация включает определение особых действий и ресурсов, которые будут необходимы для воплощения разработанного плана действий, а также принятие решений о распределении полномочий, обязанностей и ответственности.
- Руководство включает сообщение другим, в чем состоят их обязанности по выполнению плана компании, а также обеспечению организационного окружения, в котором служащие побуждаются исполнять обязанности лучше.
- Контроль – включает направляющую, наблюдательную и регулирующую деятельность, нацеленную на то, чтобы помочь обеспечить организационное исполнение в соответствии с потребностями и надеждами фирмы.[2, ст.15]
Анри Файоль выделял следующие функции управления: планирование, организация, командование, координирование и контроль.
Американские ученные в области управления Г. Кунц и С. О Доннел функцию управления рассматривают как функции управляющего, выделяя среди них следующие:
- Планирование- включает выбор целей, а также стратегии, линии поведения, программы и процедуры для их выполнения-для предприятия в целом и для любого из его подразделений.
- Организация - в создании задуманной структуры ролей посредством определении видов деятельности, необходимых для достижения целей предприятия и каждого его подразделения, группировки этих видов деятельности, закрепления получившихся групп за определенными управляющими, делегирование полномочий для выполнения соответствующих видов деятельности, а также обеспечение координации полномочий и информационных связей по горизонтали и вертикали в организационной структуре.
- Работа с кадрами, заключается в том, чтобы заполнить соответствующими людьми посты, предусмотренные организационной структурой, а также добиваться, чтобы эти посты были постоянно заполнены.
- Руководство и лидерство. Управляющие высшего звена воспитывают у своих подчинённых умение хорошо понимать традиции предприятия, его цели и курс действий. Подчиненные знакомятся с организационной структурой и с тем, как связана между собой деятельность различных подразделений, какова взаимосвязь между его сотрудниками, а также со своими полномочиями и обязанностями. Руководитель обязан уточнить (после введения сотрудников в курс дела) полученные задания, дать указания с целью совершенствования их деятельности и создать им соответствующие условия, для работы с полной отдачей, сохраняя уверенность в себе. [4, ст.78-79]
- Контроль- означает и корректировку деятельности подчиненных для обеспечения того, чтобы происходящие события соответствовали запланированным. Проводится сопоставление результатов с целями и планами, выявляются отрицательные отклонения и посредством мероприятий по корректировке этих отклонений достигается выполнение планов.
Координацию следует рассматривать как основу управления, поскольку достижение гармонии отдельных усилий, направленных на осуществлении групповых целей, является главной задачей управления. И каждая из управленческих функций – это деятельность по координации.[4, ст.79]
Все руководители несут, помимо официальных обязанностей, неофициальные. Они состоят в справедливом и уважительном отношение к работникам (к подчиненному относится не под своим эмоциями, а по отношению починного к своей работе и от выполнения его должностных обязанностей), проявлению интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании им при необходимости всесторонней помощи. Потому, что не только подчиненные зависят от руководителя, но и руководитель то же зависит от своих подчиненных в готовности и исполнять их распоряжения и неофициальные просьбы.
Работа руководителя предоставляет широкие возможности для развития личности, престижна, приносит человек достоинство и уважение окружающих, увлекательна, так как предполагает решение сложных проблем. Руководителю приходится выполнять в течении рабочего дня огромное (до 200) количество видов деятельности. В этой деятельности главная задача состоит не в том, что бы ту или работу выполнить самому, а в том,чтобы, изучив ситуацию и наметив план действий, организовать ее выполнение силами подчиненных, проконтролировать и оценить их действия, отметить отличившихся.
В наш век руководитель не в состоянии единолично управлять всем. Технологические процессы стали очень сложными, а знания, квалификация независимость исполнителей очень сильно возросла. Руководитель организовывает самостоятельную работу подчинённых, объединённых в команды, где на первое место выходит деловое сотрудничество и консультирование. [3, ст.371]
По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г.Минцберга руководитель выполняет следующие управленческие функции:
• Межличностные (символ власти, лидер, увлекающий сотрудников на достижение целей; связник в команде управленце);
• Информационные (центр, концентрирующий информацию и распространяющий ее среди подчинённых и во внешний мир);
• Решающие (планирующий и начинающий изменения в организации; координатор деятельности в нестандартных ситуациях; распределитель ресурсов и посредник).
По отношению к организации и взаимодействию с нею руководители делятся на ориентированных на себя и ориентированных на организацию.
Руководители ориентированные на себя (борцы с джунглями) стремятся к безраздельной власти и, используют своих подчинённых, воюют против всех, внутренне считая их если не реальными, то потенциальными врагами. В зависимости от тактики применяемой им они делятся на «львов»- действующих открыто, и «лис» - занимающихся интригами. Они «игроки». Для них сам процесс получения должности представляет самый большой интерес. На практике они больше разрушают, чем создают.
Ориентированных на организацию- (открытые) руководители, стремящиеся к власти ради преобразований в интересах общего блага. Обычно это высоконравственные, зрелые профессионалы. Выделяют три группы качеств присущим таким руководителям: профессиональные, личные и деловые.[3, ст.372]
К профессиональным можно отнести:
• Компетентность в соответствующей профессии, основанную на опыте и образовании;
• Широту взглядов, базирующуюся на эрудиции и знаниях;
• Стремление к приобретению новых знаний, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
• Поиск новых форм и методов работы и обучение подчинённых;
• Умение планировать работу.[3, ст.373]
К личным качествам относиться:
• Высокие моральные стандарты;
• Психическое и физическое здоровье;
• Высокий уровень внутренней культуры;
• Отзывчивость, благожелательное отношение к людям;
• Оптимизм, уверенность в себе.
К деловым качествам можно отнести:
• Умение создать организацию и обеспечить ее эффективную деятельность;
• Стремление к лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой;
• Контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения и повести их за собой;
• Инициативность, оперативность, сконцентрированность и способность к быстрой перестройке;
• Способность управлять собой, рабочим временем и окружающими;
• Стремление к преобразованиям, готовность идти на риски и увлекать за собой подчинённых.[3, ст.373]
Следует заметить, что соотношение этих требований зависит от уровня, который занимает руководитель в иерархической цепочке управления. Эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточный для обеспечения достижения целей. В отдельных ситуациях руководитель сам зависит от подчинённых. Зная об этом идет на компромисс с подчинёнными ради сохранения власти. При нарушении баланса власти в одном направлении может привести к произволом власти, в другом к ее параличу. [3, ст.375]
Роль руководителя в современное время трансформируется из диктаторской в роль «отца семейства», не только отдающего распоряжения, указания, приказы, но и создающий благоприятный морально психологический климат. [3, ст.371]
Хочется отметить основные качества руководителя, наличие которых позволяет ему сформировать здоровый психологический климат на своем предприятии: [3, ст.382]
• Он имеет мужество самоопределения, т.е. знает свои функциональные границы и границы своих подчинённых и четко им следует;
• Стремится вкладывать не только в свое благосостояние, но и в благосостояние группы;